Стряхина Нина Николаевна
Социальные сети и мессенджеры как инструмент взаимодействия с родителями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар - практикум
«Социальные сети и мессенджеры как инструмент взаимодействия с родителями воспитанников»
Мы живем в современном обществе в эпоху цифровизации. Одним из элементов которой является переход от очного общения и взаимодействия, к общению виртуальному, с использованием различных мобильных приложений и социальных сетей. Ежедневно все мы ощущаем дефицит времени, в связи с увеличивающимся темпом жизни и высокой занятостью.
Публикация «Социальные сети и мессенджеры как инструмент взаимодействия с родителями воспитанников» размещена в разделах
Все это приводит к тому, что время, которое родители могут уделять общению с педагогом и взаимодействию с детским садом сокращается.
Поэтому важная для развития ребенка и преодоления сложностей в его воспитании информация может теряться. Данную проблему можно и нужно решать с помощью использования и грамотного наполнения информационно-коммуникативного пространства.
Все мы наблюдаем, что интерес родителей к статьям и брошюрам, размещенным в информационных уголках, с каждым годом ослабевает. Однако сами родители постоянно обращаются с запросом о проведении консультаций или подготовке информации по различным вопросам, связанным с воспитанием и развитием своих детей.
Чтобы разрешить это противоречие необходимо привлекать виртуальные информационные площадки, такие как мобильные месенджеры (viber, WhatsApp, Skype) и социальные сети (вконтакте, одноклассники, facebook, мой круг).
К преимуществам использования интерактивных площадок во взаимодействии с семьей дошкольников, можно отнести:
• возможность демонстрировать документы в различных форматах: аудио, видео, фото;
• возможность использовать индивидуальный подход к каждому конкретному родителю;
• возможность сочетания индивидуальной и групповой форм работы с родителями;
• возможность быстро доводить информацию до родителей;
• возможность вносить информационные изменения и дополнения;
• возможность оперативно получать обратную связь от родителей
• возможность проводить опросы и быстро обрабатывать информацию.
Использование интерактивных форм общения и взаимодействия с родителями реализуется на основании принципа партнерства и диалога.
Использовать социальные сети и мобильные мессенджеры в процессе общения и взаимодействия с родителями планируется с целью создания единого информационного пространства для оперативного и конструктивного взаимодействия педагогов и родителей.
В процессе реализации цели планируется решить следующие педагогические задачи:
• Повысить педагогическую грамотность родителей,
• Вовлечь родителей в процесс обучения и развития собственного ребенка;
• Сформировать позитивные, доверительные взаимоотношения между детским садом и семьей,
• Создать условия для диалога, обмена опытом, мнениями;
• Познакомить родителей с образовательным процессом и режимными моментами жизни ребенка в детском саду;
• Гармонизировать детское – родительские отношения;
• Повысить ответственность родителей за отношение ребенка к коллективу сверстников и сотрудникам ДОУ.
Вот несколько примеров как можно организовать виртуальное общение с родителями через социальные сети и мессенджеры.
Способ № 1. Сайт ДОУ
Восемь преимуществ виртуального общения с родителями
1. Повышает активность и включенность родителей в образовательную деятельность ДОО.
2. Экономит время на информирование родителей.
3. Позволяет быстро получать обратную связь.
4. Обеспечивает общение в режиме реального времени и допускает отложенные ответы (мессенджеры, группа в социальной сети).
5. Дает возможность сочетать индивидуальную и групповую формы взаимодействия.
6. Создает условия для диалога с педагогами и родителями других детей (чаты, блоги).
7. Позволяет продемонстрировать текстовые, видео- и фотоматериалы.
8. Обеспечивает достаточный уровень приватности для личных обращений (мессенджеры)
Каждая образовательная организация обязана создать и вести свой сайт в сети интернет (Ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф). Он нужен не только для того, чтобы разместить информацию об организации, но и сформировать имидж детского сада, привлечь высококвалифицированные кадры. Оформлять сайт необходимо в соответствии с требованиями к структуре и виду размещаемой информации, навигации, содержанию.
Плюсы. Сайт позволяет продемонстрировать родителям устройство и деятельность ДОУ в удобное для них время. Это можно делать с помощью фото- и видеоэкскурсии по зданию и территории.
Информация на сайте обеспечит открытость ДОУ и сформирует доверие со стороны родителей, представителей общественности, социальных партнеров. Для открытого общения с аудиторией используйте разделы «Задай вопрос», «Новости».
На сайте можно размещать большой объем полезной для родителей информации : текстовые и мультимедийные материалы о воспитании детей, образовательной политике ДОУ, ресурсном обеспечении, результатах обучения. Например, публичный доклад по образовательной деятельности ДОУ. Кроме того, на сайте могут представлять свой опыт не только педагоги, но и родители.
Минусы. Если хотите проинформировать родителей о мероприятии в ДОУ, лучше дублировать информацию на разные каналы общения. Не все родители – постоянные посетители сайта. Кроме того, сайт обеспечивает в основном одностороннюю связь. Раздел «Задай вопрос» или «Отправить письмо руководителю» не предполагает мгновенного ответа. Чтобы родители и педагоги могли общаться на сайте, создайте для этого форум.
Способ № 2. Форум на сайте ДОУ
Суть работы форума на сайте ДОУ в том, что посетители создают свои темы и обсуждают их с другими посетителями (родителями и педагогами). Внутри темы также могут устраиваться опросы.
Плюсы. Форум – хорошее дополнение сайта. После того как родители посетили сайт, они могут оставить вопросы, комментарии, пожелания по наполнению сайта. Если форум «живой», содержательный, то он будет стимулировать родителей чаще посещать сайт ДОУ.
Еще один плюс форума – возможность общаться в удобное время и подробно обсуждать интересующую проблему.
Минусы. Форум требует постоянного внимания со стороны куратора сайта ДОУ. В дискуссиях на форуме обязательно должны участвовать педагоги и предлагать темы для обсуждения. Для этого им приходится специально выделять время. Кроме того, если вопросы на форуме долго остаются без ответов, родители перестают посещать его.
Способ № 3. Блоги и странички педагогов
Блоги и странички приобретают большую популярность среди педагогов. Здесь можно разместить информацию о своей профессиональной деятельности и достижениях, а также рекомендации по развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.
Плюсы. Материалы, которые педагог размещает на своей страничке или в блоге, демонстрируют родителям его профессиональные интересы, знания и навыки. Это повышает авторитет педагога, формирует уважение и доверие к нему.
Педагог может записать и разместить в блоге видеоконсультацию для родителей, которые пропустили собрание в группе. В режиме онлайн можно консультировать родителей, дети которых испытывают трудности в обучении.
Минусы. Чтобы создать и вести блог или личную страницу, педагог должен иметь специальные знания и умения. Помимо технических вопросов, нужно знать, о чем и как писать, чтобы посетителям было интересно. Кроме того, это отнимает много времени, ведь заниматься блогом или страничкой придется в нерабочее время.
Способ № 4. Электронная почта
С помощью электронной почты родители получают информацию о жизни группы, мероприятиях в ДОУ. Кроме того, воспитатели рассылают им практические материалы (например, стихи для заучивания с ребенком к празднику, памятки, фото) и личные сообщения.
Плюсы. Электронную почту группы легко создать и использовать. В ней можно хранить разную информацию и пересылать файлы в виде обычных и форматированных текстов, изображений, аудио и видео. Такой формат общения гарантирует быструю доставку сообщений, позволяет отправлять письма всем родителям группы, что экономит время педагога.
Минусы. Электронную почту нужно постоянно проверять, чистить от спама и неактуальных писем. Она не предполагает общение в режиме реального времени. Если вы написали поздно вечером, то родитель, скорее всего, ответит с задержкой. Кроме того, он может долгое время не проверять ящик, а потом нечаянно удалить ваше письмо вместе со спамом или сменить адрес электронной почты и не предупредить.
Способ № 5. Группа в социальной сети
Наличие группы в социальной сети позволяет популяризировать деятельность ДОУ, информировать большое количество посетителей об интересных событиях, обсуждать достижения педагогов и воспитанников. Чтобы создать такую группу, проведите опрос среди родителей и выясните, какой социальной сетью пользуется большинство из них.
Плюсы. В социальной сети родители могут общаться в любое время, когда им удобно, обсуждать детали предстоящего мероприятия и делиться впечатлениями о прошедших праздниках и досугах. К общению в группе могут присоединиться специалисты ДОУ. Здесь можно провести опрос среди родителей и оперативно собрать информацию, разместить ссылки на методическую литературу, фото- и видеоматериалы.
Минусы. Общение в социальной сети может свести к минимуму живое общение с родителями. Кроме того, если сразу не оговорить с родителями правила группы, она превратится в ленту бесполезных постов. К группе могут присоединиться посторонние пользователи, размещать рекламу, запрещенные материалы, некорректно высказываться. Поэтому не оставляйте доступ к группе открытым, проверяйте запросы на вступление в группу и материалы, которые предлагают разместить.
Способ № 6. Чат в мессенджерах
Мессенджеры – программы, с помощью которых пользователи обмениваются быстрыми сообщениями (Viber, WhatsApp, Skype, ICQ, Telegram). Их используют и педагоги, и родители. Однако радость от того, что теперь можно «поймать» постоянно занятого родителя, быстро сменяется на раздражение, когда родители начинают писать педагогам круглосуточно. Чтобы этого не произошло, пользуйтесь мессенджерами правильно.
Плюсы. Мессенджеры позволяют быстро обмениваться информацией, передавать текстовые сообщения, звуковые сигналы, изображения, видео. С их помощью можно отправить фото с фрагментами занятия родителям. Это особенно актуально в период адаптации ребенка к детскому саду. Используйте мессенджеры для личной переписки и отдельно создайте чат группы. Это позволит общаться со всеми родителями группы и обеспечить приватность для решения личных обращений.
Минусы. В чат группы родители могут писать ночью и рано утром, сообщать, что их ребенок не придет в детский сад, скидывать картинки с пожеланиями хорошего дня, новости из интернета, советовать магазины с игрушками и детской одеждой. Чтобы этого не происходило, оговорите с ними правила общения в чате.
История их практики.
Чтобы информировать родителей о мероприятиях в детском саду, мы создали группу в WhatsApp и пригласили их вступить в нее. И тут началось! Каждое утро она просыпалась от срочных сообщений родителей, а вечером не могла уснуть, потому что из вежливости отвечала на их бесконечные вопросы. Решить эту проблему помогли правила общения в чате, которые воспитатель разработала и отправила родителям.
Виртуальное общение позволит воспитателям всегда быть на связи с родителями, сообщать им информацию о детях и событиях в группе, а также оказывать психолого-педагогическую поддержку. Предлагаем рекомендации, как организовать виртуальное общение и сделать его полезным.
В своей работе мы используем мессенджер WhatsApp. Благодаря этому мы всегда на связи с родителями. Семьи воспитанников всегда активно откликаются на предложения педагогов, беспрепятственно выходят на обратную связь. С помощью данного вида общения легко проводить блиц – опросы, касающиеся воспитания и обучения детей, проводить голосования. Такие чаты дают возможность сплотить коллектив родителей, большинство родителей узнали друг о друге именно благодаря чату.
Часто мы даем родителям домашние задания, которые предполагают наличие фотоотчетов. Благодаря этому родители видят достижения других воспитанников, обмениваются опытом друг с другом по определенным вопросам.
Традицией нашей группы является трансляция фотографий детей и видео с праздничных мероприятий. Благодаря этому каждый родитель имеет шанс прожить день в детском саду вместе со своим малышом, удостовериться в его позитивном настроении и оценить работу педагога.
Отдельно хотелось бы остановиться на возможностях, предоставляемых социальными сетями. В своей работе мы хотим еще использовать социальную сеть ВКонтакте. В которой мы создадим закрытую группу от посторонних, мы будем размещать преимущественно консультационные материалы по разным направлениям в развитии детей: возрастные особенности, советы специалистов, рекомендации воспитателя, электронная газета группы и др. Данная форма работы подходит для тех родителей, которые по разным причинам недостаточно внимания уделяют прочтению наглядного материала в родительском уголке, а предпочитают находиться у компьютера дома. При разработке мы учитываем нормы Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» и не выкладываем в общий доступ результаты диагностики, персональные сведения о воспитанниках и родителях и др.
Все чаще мы замечаем, что количество присутствующих на родительских собраниях умаляется. На помощь приходят современные цифровые платформы (ZOOM, Life, позволяющие вести вещание в режиме реального времени и записывать трансляции, значительно облегчая донесение важно информации до каждого ее потенциального участника.
Благодаря данным сервисам мы проводим не только собрания, но и мастер – классы для родителей по вопросам воспитания и обучения детей. Такая форма работы позволяет родителям не привязываться к определенному времени, а ознакомится с информацией в комфортной обстановке. Возможность остановки вещания и ее пересмотра позволяет повысить усвояемость предоставляемой педагогом информации.
Сделаем вывод и обозначим преимущества использования возможностей социальных сетей и мессенждеров во взаимодействии с семьями дошкольников:
• минимизация времени доступа родителей к информации;
• возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
• обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников;
• оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;
• рост объема информации;
• оперативное получение информации родителями;
• обеспечение диалога воспитателя и родителей группы;
• оптимизация взаимодействия педагога с семьей.
Подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на активизацию внедрения в педагогический процесс родителей воспитанников, их педагогическое просвещение в режиме онлайн.