Людмила Миронычева
Семинар «Одаренность — это дар или наказание?»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Существует библейская притча
о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения в переносном смысле: зарыть, разменять и умножить свой талант.
Долгое время в мире основополагающим было мнение, что талант - генетически-врождённая способность или божий дар. Однако, многолетние экспериментальные исследования в педагогике, выявили у любого здорового человека наличие задатков каких-либо талантов от рождения. В дальнейшем, в процессе воспитания и обучения, человек может развивать свои таланты до различных уровней. Многие учёные полагают, что у каждого человека есть как минимум один талант. Талант – понятие многогранное. Он может быть в управлении государством, а может просто в умении слушать других.
Публикация «Семинар „Одаренность — это дар или наказание?“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Наказание и поощрение детей
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
2. Что же такое «одаренность»?
Одаренность – а). Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.
б) Общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности.
в) Умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению.
г) Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей.
Одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренность - это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.
Одаренность показывает, благодаря каким начальным, структурным условиям возможно достижение высокого результата. Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности называется одаренность.
Одаренность - высшее проявление всех степеней человека: интеллектуальных, творческих, личностных
Одаренность рассматривается как синоним таланта, как степень выраженности таланта. Недаром как самостоятельное понятие «одаренность» отсутствует и в словаре Даля, и в словаре Ожегова. и в Советском энциклопедическом словаре. и в словаре иностранных слов
- А что же такое «одаренный ребенок»?
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.
Одаренный ребенок — а) Обозначение любого ребенка, чьи интеллектуальные способности и достижения значительно превышают нормы, характерные для его возраста.
б) Более широкое значение: ребенок, обладающий специальными способностями в любой области человеческой деятельности, представляющими ценность для общества. Это значение основано на представлении о том, что одаренность может распространяться за пределы тех характеристик и способностей, которые оцениваются стандартизированным инструментарием для тестирования.
- А что такое «способности»?
Способности – это такие психологические качества, которые присущи людям в равной степени и отличают одного человека от другого. Они существуют – развиваются и проявляются – в человеческой деятельности. От них зависит успешность овладения разными видами деятельности и возможность достижения того или иного уровня успешности в их осуществлении.
Способность – индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению, являющиеся условием их успешного выполнения.
- Как можно сформулировать понятие «талант»?
Талант – высокий уровень развития способностей, прежде всего способностей специальных. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, которые должны отличаться принципиальной новизной оригинальностью подхода.
Талант – это выдающиеся врожденные качества, особые способности
Талант – высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность.
Талант – высокий уровень развития способностей, прежде всего способностей специальных. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Слово "талант" происходит от меры веса с аналогичным названием. Эта денежная единица в золотом выражении использовалась в Европе, Азии и Африке в античные времена.
Существует еще одно понятие – гениальность.
Как этот понятие можно сформулировать?
Гениальность – высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые открывают новую эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры.
3. Одаренные дети… Как разглядеть детскую одаренность? Как ее поддерживать в дальнейшем. Что это: проблема педагогу и родителю или подарок им? А для ребенка: дар или наказание? Трудные вопросы и ответить на них сразу непросто.
Дошкольное детство – благодатный период для развития одаренности. Однако на практике такое развитие реализуется слабо.
- Почему?
• Отсутствие у взрослых /педагогов, родителей/ необходимых знаний о методах выявления одаренности в дошкольный период
• Слабое знание, а порой отсутствие знаний о психологических особенностях одаренного ребенка
• Неумение правильно развивать одаренность ребенка и такого ребенка вообще
• Взрослым довольно трудно понять и принять такого ребенка
- Так какой же одаренный ребенок?
- Отличается ли он от ребенка обычного?
- И как выделить одаренного ребенка?
4. Мини-сообщение воспитателя об особенностях психического развития одаренного ребенка.
- Акцентируем отдельные моменты психического развития одаренного ребенка
Отличается выдающимися достижениями в какой-либо области (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений). Яркость этих достижений выделяют его среди сверстников
Одаренный ребенок обладает определенными признаками одаренности. Какими?
Высокий уровень развития речи и мышления, оригинальность, нестандартность мышления, способность к длительному сосредоточению, любимым делом он может заниматься долго, порой как бы «уходя в себя»
Высокая познавательная активность, любознательность, получает удовольствие от процесса познания, высокий уровень обучаемости
Способность и стремление доводить дело до высокого уровня, до соответствия высоким требованиям
Креативность, яркое воображение, возбудимость, ранимость, гиперактивность, привлечение к себе внимания окружающих
У ребенка высокий энергетический потенциал, его гиперактивность, возбудимость – это основание острой реакции на несправедливость (у таких детей часто обостренное чувство справедливости, днем такие дети рано перестают спать, а в течение дня очень активны
Характер стихийный, самодеятельный
5. Как видим, характер, темперамент такого ребенка своеобразный. Как думаете, легко или просто общаться с одаренным ребенком, ведь, мышление, речь у него развиты очень хорошо.
Если общение представляет трудность – почему?
Он непонятен окружающим и часто его не принимают, и сверстники и взрослые
Часто взрослые, особенно родители, создают вокруг него «эффект ореола», ожидая от ребенка высоких результатов во всем. Однако вполне возможно, что высокие результаты, проявление способностей может быть в отдельных сферах
Нестандартность мышления ребенка тоже вносит в общение определенные трудности, порой трудно понять что он имеет ввиду, а значит может снижаться интерес к взаимодействию с таким ребенком
6. Педагогам предлагается мини-тест – эксперимент:
- Отметьте знаком + качества, которые Вам нравятся в детях, а знаком – то, что не нравится.
1. Дисциплинированный
2. Неровно успевающий
3. Организованный
4. Выбивающийся из общего темпа
5. Эрудированный
6. Странный в поведении, непонятный
7. Умеющий поддержать общее дело
8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями
9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится)
10. Занятый своими делами (индивидуалист)
11. Быстро, «на лету» схватывающий
12. Не умеющий общаться, конфликтный
13. Общающийся легко, приятный в общении
14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли
16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю
Каких «+» у Вас больше?
Если четных+ больше, то Вы – нестандартный педагог, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одаренность
Пусть никому не будет потрясением то, что именно четные качества чаще всего характеризуют одаренных детей
С этим связан стереотип – одаренные те, кто учится легко и быстро. Да, легкая обучаемость относится к одаренности, но это лишь один из ее видов, далеко не самый продуктивный потом, во взрослой жизни.
Великий Эйнштейн не был утешением и надеждой для своих родителей и гордостью учителей. Многие его считали не способным и за успеваемость (правда не по математике) он был отчислен из гимназии при достаточно благонравном поведении.
Продолжение следует.