Татьяна Петровна Иванова
Семинар на тему «Использование элементов Лего-технологии и интерактивных игрушек на логопедических занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Категория: учителя-логопеды, педагоги дошкольных образовательных учреждений.
Цель: Знакомство учителей-логопедов с возможностями LEGO-конструирования и интерактивных игрушек в речевом развитии детей.
Задачи семинара :
• Дать представление об использовании LEGO-технологии интерактивных игрушек в коррекционной работе с детьми;
• Познакомить с вариантами игр с конструктором LEGO, с интерактивными игрушками на логопедических занятиях.
Публикация «Семинар на тему „Использование элементов Лего-технологии и интерактивных игрушек на логопедических занятиях“» размещена в разделах
- Игрушки
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лего, LEGO. Конспекты занятий
- Лего. Конструктор LEGO
- Логопедические занятия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. И полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одной из которых является ЛЕГО-технология.
Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность формировать у детей как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.
Работа по развитию речи с применением «LEGO» - технологий делает коррекционно-образовательный процесс более результативным.
Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению предложенного материала.
Очень важно вовремя заметить отставание в формировании речевой функции у детей и скорректировать, простимулировать её развитие.
Игры при проведении Артикуляционной гимнастики.
Задание 1. Предлагаю детям найти и поставить на плато 3 детали в ряд: круг, трубочка, кирпичик. Показываем на детали и выполняем артикуляционные упражнения: «Колечко», «Трубочка», «Заборчик». Как вариант, можно называть детали в разнобой, дети должны выполнить соответствующую позу.
Задание 2. Предлагаю детям поставить на своих плато 5 деталей в следующем порядке: красную – в середину, зеленую - вверху, желтую - внизу, синюю - слева и оранжевую - справа. Показываем на детали и выполняем упражнения для языка: «Качели», «Часики», «Парус», «Киска сердится», «Лопаточка», «Иголочка». /при выполнении этих заданий также развивается мелкая моторика и пространственная ориентация/
Для развития правильного речевого выдоха играем в такие игры, как «Качели», «Забей мяч», «Лабиринт». Мы с детьми сначала строим то, что нам нужно для игры, а затем играем. Напоминаю детям, глубокий вдох делаем через нос, выдох ртом, губы сложены трубочкой. При этом обращаем внимание на то, чтобы щеки не надувались и плечи не поднимались. Выполняем упражнение несколько раз, …
Игры для развития звукопроизношения и фонематического слуха:
«Произнеси звук кратко и протяжно» : Выкладываем на плато детали конструктора, чередуя короткие и длинные элементы. Предлагаю детям послушать, как гудит самолет: «л-л-л». Он может издавать протяжный звук: «л-л-л» и краткий звук: «л». Затем дети превращаются в самолеты и начинают летать по очереди, по схеме, которую выложили на плато». Ребенок показывает пальцем на первый, выложенный на плато элемент конструктора, и произносит звук [Л]. Если элемент длинный – звук произносится протяжно, если короткий – кратко.
Игра «Где находится звук?» /на определение места звука в слове/ : Дети выкладывают на плато цепочку из трех деталей конструктора: красной, желтой, зеленой. Напоминаю, что у каждого слова есть начало, конец и середина, так же, как у ваших схем на плато. Прошу показать деталь в начале схемы, в конце схемы, в середине схемы. Дети называют картинки и определяют, где в этих словах находится звук «Л». Можно взять человечка и переставлять его.
Игра «Продолжи узор и произнеси слоги» : Даю детям задание: Продолжите узор на плато из красных, желтых и зеленых элементов. Создаю игровую ситуацию: Вы уже знаете, что наш веселый самолет любит разные песенки. Но иногда он путает слова этих песенок. Давайте ему поможем. Договоримся, что красная деталь – это слог «ЛА», желтая – слог «ЛО», зеленая – слог «ЛУ». Постарайтесь не перепутать и пропеть песенку правильно». Ребенок указывает пальчиком на элементы ряда и произносит слоги в зависимости от его цвета.
Игры для детей младшего возраста:
«Изучаем цвета» : ребенок должен отсортировать кирпичики по цвету. Из кирпичиков одного цвета строится башня. / спросить: У тебя какая башня, высокая или низкая?/
«Найди лишнее» - игра на развитие логического мышления у детей. В ряду подобных предметов необходимо найти лишний.
«Хватает – не хватает – лишнее» : берем какое-то количество лего - животных и какое-то количество (чуть меньше, либо больше, либо аналогичное) кирпичиков. Количество животных и кирпичиков берем в пределах чисел, до которых дети уже освоили счет. Ребенок должен ответить: хватает ли кирпичиков на всех животных (поровну ли их, есть ли лишние, или кому-то не досталось кирпичика. Кирпичик в данной игре можно условно назвать, например, кусочком печенья и т. п. Для того, чтобы ребенок правильно мог назвать ответ, наглядно показать, как кирпичики распределить между животными.
«Покажи правильно» : ребенок должен выбрать фигуру, которую называет педагог. Например: «Выбери кирпичик самый длинный, самый короткий и т. д.».
«Построй логический ряд» : Ребенок должен продолжить начатый логический ряд.
Для развития понимания речи, выполнения инструкций можно предложить игры с куклой и матрешкой. Даем словесную инструкцию: положи куклу на кроватку, посади на качели, покачай её, покорми и т. д. затем можно спросить, где кукла, что она делает, что ты делал? И т. д.
Игра «Где матрешка?» /на развитие понимания и употребления предлогов/ Педагог передвигает Матрешку в постройке из лего : ставит на крышу, садит на кровать, прячет за дом. Дети объясняют, где Матрешка – Матрешка, стоит на крыше. Затем ребенку даем задание: поставь матрешку на крышу, в дом, перед домом, спрячь за дом и т. д.
Игра «Что сделал мальчик» : Цель: учить образовывать глаголы с помощью приставок. Педагог задает вопросы детям, демонстрируя действие человечков на построенном домике из Лего-конструктора.
-Что делает мальчик?- Мальчик бежит.
- За что забежал мальчик?- Мальчик забежал за дом.
- К чему подбежал мальчик. - Мальчик подбежал к дому.
- Откуда выбежал мальчик?- Мальчик выбежал из дома.
Затем дети сами выполняют действия человечков по заданию логопеда.
Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО – конструктора имеющего широкий выбор наборов даёт возможность детям запомнить новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.
Лего-конструирование при закреплении лексических тем в разной деятельности помогает детям, более эмоционально проявлять свои познавательные возможности. Можно использовать различные задания на построение героев изученных сказок, пройденных животных, растений, транспорта, строительства зданий, при закреплении ПДД. Лего-конструктор приходит на помощь в тех случаях, когда ребята участвуют в подготовке к театральной постановке. Сначала они строят своих героев из конструктора, и, репетируя, озвучивают их. Поправляя детей, педагог указывает на ошибки их героев, а не их самих, что позволяет некоторым ребятам перестать бояться совершить ошибку.
Игра «Рассели животных по домам» /определение количества слогов в слове/
Сначала проводится предварительная работа: дети из элементов конструктора строят дома с одним, двумя, тремя окнами. Затем детям раздаются фигурки животных, названия которых состоят из одного, двух и трех слогов. Задача детей – «расселить животных» в соответствии с количеством слогов.
Игра «Паровоз» Каждому ребенку раздается плато, набор элементов конструктора и набор фигурок домашних и диких животных.
На первом этапе занятия дети строят паровоз и 2 вагончика. Затем создаю игровую ситуацию: Наши животные отправляются в путешествие на поезде. Надо рассадить их по вагонам. Только нельзя их смешивать между собой – в левом вагоне поедут домашние животные, а в правом – дикие. Задача детей – рассадить игрушки по вагонам, согласно инструкции.
Можно расселить животных по наличию звуков в слове: в 1-ый вагон со звуком С, во 2-ой со звуком Ш. или на этом поезде поедут только те животные, в названии которых есть заданный звук /например, звук Л/
Игра «Веселый счет» : Сосчитать фигурки животных, поставить на кирпичик с нужной цифрой и сказать, кого сколько, например, один кот, два жирафа и т. д.
Дети с удовольствием играют в такие игры «Один – много», «Детеныши потерялись», «Назови семью», «Скажи ласково».
Игра «Составь предложение» : дети составляют предложения по картинкам и строят схему из деталей конструктора, делают анализ предложения.
Играя в констуктор Лего, можно развивать и связную речь. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.
Например, можно построить железную дорогу, паровоз с вагонами и отправиться в путешествие. Можно соорудить ферму и разводить там животных. Дети комментируют свои действия, а затем составляют рассказ.
Игра «Путешествие в зоопарк» : Детям предлагается совершить увлекательное путешествие вместе с Димой в зоопарк. Для этого нужно комментировать действия, совершенные Димой.
Дима из дома. /дети добавляют (вышел, речку по мостику он. (перешел) и дальше. (пошел). Дима к дороге. (подошел, в машину сел и. (поехал). По дороге. (ехал, в горку. (въехал, с горки. (съехал, озеро. (обьехал, кочку. (переехал, и в зоопарк приехал. Кого Дима там увидел? /дети рассказывают/
Конструктор LEGO можно использовать при подготовке к обучению грамоте. Можно конструировать определенную букву при ее изучении, при автоматизации соответствующего звука.
Игра «LEGO-алфавит». Задание: построить из различных деталей конструктора какую-то букву.
Варианты игры: 1. Построй такую же букву как у меня. 2. Найди на картинке такую же букву. 3. Построй все буквы алфавита.
Есть у нас еще такой замечательный конструктор «Прослова», на деталях которого изображены буквы. Его можно использовать при подготовке к обучению грамоте.
Задания: найдите нужные буквы /О С К/, составьте из них слово, предложение с этим словом.
Игра «Раз словечко, два словечко» : Из длинного слова КОНСТРУКТОР составить и выложить из букв короткие слова.
Варианты игры: 1. Угадайте, какое слово я хочу написать (из нескольких заранее выложенных букв); 2. Кто больше составит слов; 3. Из букв выложить слог, слово.
Интерактивную игрушку «Пчелки» можно использовать при проведении артикуляционной гимнастики, дети программируют пчелку, она едет до нужной картинки, дети выполняют упражнение. На этапе автоматизации звуков в изолированном виде предлагаю детям такие задания:
1. Помоги пчелке долететь до цветочка, пожужжи вместе с ней: «жжжж».
2. Помоги трактору доехать до поля, заведи мотор: «тррр».
3. Помоги самолету долететь до аэропорта, погуди вместе с ним: «лллл».
4. Помоги машине добраться до гаража, заведи мотор: «тррр».
Дети программируют пчелку, и, пока пчелка едет, произносят нужный звук.
При автоматизации звуков пчелка доезжает до нужной картинки, ребенок четко называет ее, определяет место звука в слове, можно сосчитать количество слогов и составить предложение.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение Лего-технологий способствуют :
- Тренировке дифференцированных движений пальцев и кистей рук
-Развитию лексико-грамматических средств
- Совершенствованию связной речи
- Овладению звуко-буквенным анализом составом слов
- Формированию графического образа букв, развитию тактильных ощущений
- Постановке и автоматизации звуков в ходе игры
- Формированию и развитию правильного речевого выдоха
- Формированию пространственной ориентировки
Работа по развитию речи с применением «ЛЕГО» - технологий сделала коррекционно-логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала.
В силу своей универсальности лего-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить образовательный процесс в ДОУ. И может быть использован логопедами и педагогами на занятиях.
• Список источников:
1. Быкова, Н. В. Использование LEGO-технологий для активизации речевой и познавательной активности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н. В. Быкова // Филологическое образование в период детства. - 2015. - Т. 22. - С. 17-19. - URL : https://elibrary.ru/item.asp ?id=25722029 ( Дата обращения: 10.11.2020).
2. Ключникова, М. В. Развитие речи дошкольников средствами образовательного конструктора LEGO «Построй свою историю» [Электронный ресурс] / М. В. Ключникова // Современное дошкольное образование: опыт, проблемы и перспективы : сб. науч. - метод. ст. / под ред. Н. Н. Зыковой - Йошкар-Ола, 2014. - С. 22-25. - URL : https://elibrary.ru/defaultx.asp ( Дата обращения: 10.11.2020).
3. Мельникова, О. В. Лего-конструирование. 5-10 лет. Программа, занятия. 32 конструкторские модели. ФГОС / О. В. Мельникова. - М. : Учитель, 2018. - 79 c.
4. Фешина, Е. В. Лего-конструирование в детском саду / Е. В. Фешина. - М. : Сфера, 2018. - 125 c.
6. Lego Education "Построй свою историю" : из опыта апробации. [Электронный ресурс]. - URL : https://iso- mz.blogspot.ru/2014/02/lego-education.html ( Дата обращения: 10.11.2020).