Получи документы

Использование метода проектов при ознакомлении старших дошкольников с татарским народным костюмом

Айгуль Идрисова
Использование метода проектов при ознакомлении старших дошкольников с татарским народным костюмом
▼ Скачать + Заказать документы

Комплекс народного костюма испокон веков нес в себе особый духовный смысл, в котором проявлялась психология каждого народа. В коллективном творчестве формировались идеалы прекрасного, они наслаивались в ходе истории, усложняя структуру ансамбля костюма, постепенно изменяя ее. Но непреложно одно: костюм, сохраняя характерную основательность, значительность, отражал эстетические воззрения народа, восходящие к понятиям жизни и смерти, молодости и старости, продолжения рода и единства с людьми, живущими рядом. Поэтому очень эффективным средством возрождения преемственности поколений, формирования у детей нравственных устоев, патриотических настроений, эстетических чувств, которые живы в людях старшего поколения является ознакомление детей с народным костюмом, его историей и традициями.

Публикация «Использование метода проектов при ознакомлении старших дошкольников с татарским народным костюмом» размещена в разделах

Россия – Родина для многих народов. Однако национальная гордость не должна выражаться в самомнении и самодовольстве. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм ведет к взаимной ненависти, обособленности, культурному застою. Именно поэтому необходимо как можно раньше приобщить ребенка к родной культуре, которая должна стать неотъемлемой частью души ребенка.

Ознакомление детей с народным искусством открывает перед ними богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. Для детей необходимы захватывающие впечатления, а их можно получить в результате знакомства с лучшими образцами народно-прикладного искусства, которые стимулируют потребность дошкольников в активном выражении своих чувств в собственном творчестве.

По мнению многих отечественных психологов и педагогов, произведения народного художественного творчества имеют огромное влияние на формирование целостной личности ребёнка, развитие его интересов и на этой основе становление художественного творчества. Разнообразные народные ремёсла предоставляют возможность каждому дошкольнику, в зависимости от его знаний, умений, способностей и наклонностей, реализовать свои интересы. Такая разноплановость реализации интереса особенно важна в период становления личности в дошкольном возрасте.

Поэтому тема исследования – использование метода проектов в процессе ознакомления старших дошкольников с народным татарским костюмом - является в современном обществе актуальной.

Выявление педагогических условий использования метода проектов в процессе ознакомления старших дошкольников с народным татарским костюмом составляет цель нашего исследования.

Объект исследования – процесс ознакомления старших дошкольников с народным татарским костюмом.

Предмет исследования – ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народным татарским костюмом через использование метода проектов.

Гипотеза исследования: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народным татарским костюмом через использование метода проектов возможно при соблюдении следующих условий:

- отбор доступного содержания для организации работы по ознакомлению дошкольников с татарским народным костюмом;

- разработка и использование разных типов проектов;

- использование метода проектов в сочетании с организацией процесса изобразительного творчества детей для демонстрации связи народного искусства с жизнью.

Были определены следующие задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу по вопросам народной татарской культуры, знакомства ее с детьми и методу проектов; осуществить ее анализ.

2. Определить уровни сформированности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, наличие интереса у детей к народной культуре.

3. Разработать и экспериментально апробировать проектную технологию в процессе ознакомления дошкольников с татарским народным костюмом.

4. Экспериментально проверить эффективность разработанного в процессе ознакомления старших дошкольников с народным татарским костюмом методического комплекса.

Для достижения цели и поставленных задач использовались следующие методы исследования :

- анализ литературы по проблеме;

- анализ диагностической литературы;

- наблюдение за педагогическим процессом;

- диагностические методы : анкетирование, тестирование, беседы;

- педагогический эксперимент и его анализ.

Теоретическая значимость исследования: выявление психолого-педагогических условий, способствующих развитию интереса детей старшего дошкольного возраста к татарским народным костюмам.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методики знакомства с татарскими народными костюмами.

В начале третьего тысячелетия личность, общество, государство предъявляет к образованию принципиально новые требования. Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. В поисках наиболее эффективных средств обучения на всех «этажах» системы российского образования сегодня вновь обращаются к методу проектов. Его также называли методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании. В основе метода – идея о направленности учебно–познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. В России метод проектов был известен еще с 1905 г. Тогда группа российских педагогов, под руководством С. Т. Шацкого внедряла его в образовательную практику. Развитие метода проектов в школах России связано также с именем таких педагогов, как В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина, Б. В. Игнатьев и др.

Педагоги 20–х. г. г. прошлого века считали, что метод проектов вносит разнообразие в учебную деятельность, в развитие интереса к учению, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию инициативности, коллективизма, развитию умений и навыков и планирования и организации труда, распределения сил и средств т. д. [24] В 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе. В системе отечественного школьного образования он возродился в начале 90–х гг. прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных технологий в процесс обучения. В большей степени метод проектов применялся при обучении учащихся иностранному языку. Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены Е. С. Полат в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования».

Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остается прежней – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. В современном обществе метод проектов становится все более актуальным. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к форме организации обучения, входит в содержание проекта.

Сегодня метод проектов широко используется и в сфере дошкольного образования. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями. Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным результатом, оформленным тем или иным образом. Проект - это разовая деятельность, которая: направлена на достижение конкретной цели; производит конечные результаты; состоит из последовательности взаимосвязанных работ; имеет обозначенные временные рамки, т. е. дату начала и окончания; использует ограниченное количество ресурсов; финансовых, человеческих, информационных.

Педагогический проект трактуется как разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий. В. И. Слабодчиков указывает на три типа проектирования в образовании : социально-педагогическое, педагогическое, психолого-педагогическое проектирование. Педагогическое проектирование осуществляется всеми педагогами и специалистами дошкольного образования, но на различных уровнях (управленческое проектирование, проектирование занятий, маршрутов, мероприятий, игровые, творческие проекты, проекты самообразования). В формулирование проекта входит : определение проблемы, цели, задач и конкретных результатов, мероприятий и методов работы, ресурсов.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. Основная цель проектного метода для дошкольников : Создание условий раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, взрослых и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников процесса.

Значение проектного метода : дает возможность для активизации самостоятельной и познавательной деятельности дошкольника; помогает осваивать окружающую действительность; способствуют развитию творческих способностей; способствуют умению наблюдать, слушать; помогают ребенку увидеть проблему со всех сторон; способствуют развитию навыков обобщать и анализировать; развивают речь, память, мышление, воображение; формирует коммуникативные навыки и нравственные качества; стимулирует к самосовершенствованию.

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции, использование метода в обучении дошкольников – подготовительный этап для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел).

Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также привлекаются родители и другие члены семьи. Специфика использования метода проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «Наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей. Педагог моделирует цикл творческой, познавательной, практической деятельности не только с учетом необходимости решения проблемы, лежащей в его основе, но и учитывая задачи личностного роста и развития воспитанников.

По доминирующему методу все виды проектов делятся на :

- исследовательские, предполагают проверку некого предположения (гипотезы) с использованием метода познания (наблюдение, эксперимент) например. «Почему дети болеют?», «Что мы знаем о воде», «Как растет горох?»;

- информационные – направлены на сбор и анализ информации о каком-либо явлении, объекте «Герои- земляки»;

- творческие связаны с подготовкой праздников, театрализованных представлений, съемкой видеофильма и др. (чаще всего дошкольники выступают как исполнители заданных взрослым ролей, например, «Концерт для мам», спектакль для малышей;

- приключенческие, игровые, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта (литературные герои, выдуманные герои) имитирующие социальные или деловые отношения в определенных игровых или учебных ситуациях. В основе таких проектов лежит сюжетно-ролевая игра, и дети активно включаются в них. Охотно выполняют роли. Например, «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки»;

- практические, связаны с работой на достижение значимого результата. Например, благоустройство группы, оформление клумбы и уход за ней.

По количеству участников все виды проектов делятся на : индивидуальные; групповые; коллективные

По продолжительности выполнения все виды проектов делятся на : краткосрочные (одно или несколько занятий, среднесрочные долгосрочные (в течение года).

Этапы работы над проектом.

1. Подготовительный. Определение проблемы. Актуальной и интересной для всех предполагаемых участников, решение которой посильно детям и соответствует материально-техническим возможностям ДОУ и специалистов.

2. Целеполагания. Мотивирующее начало проекта. По внешней форме это задача, учебная проблема или коллизия, вызывающая у детей интерес, потребность участвовать в ее разрешении. Осознание сути проблемы, учебной задачи позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление, предполагаемые результаты. Задача педагога на данном этапе состоит в том, чтобы помочь учащимся сделать выбор самостоятельно, осознать, сформулировать цели, желания, проблемы. Понимаемое как создание проблемной, личностно-развивающей ситуации. В силу недостатка опыта дети чаще всего не могут предложить конкретные пути решения проблемы. Но при помощи взрослых вполне способны наметить определенные ориентиры и составить план действий

3. Планирования. Связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками, составлением развернутого плана деятельности по достижению цели: к кому обратиться за помощью (педагогу, родителю; в каких источниках найти информацию; какие предметы (оборудование, пособия) использовать; с какими предметами научиться работать. Огромное значение приобретает организация развивающей, познавательной предметной среды.

4. Исполнительский - этап реализации работы над проектом :

4.1 Информационный запрос. На начальной стадии проекта дети чаще всего ощущают нехватку знаний и умений для достижения цели. В ответ на возникающий у ребят запрос организуется работа по поиску необходимой информации, ее анализу, освоению необходимых навыков.

4.2 Практическая деятельность по реализации проекта. На этом этапе раскрываются широкие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей, проявляется индивидуальность каждого ребенка, его интересы, склонности. Самостоятельная деятельность на данной стадии проекта закладывает основу таких качеств, как ответственность, уверенность в себе, умение самостоятельно добывать и использовать знания.

5. Презентационный (представление продуктов проектной деятельности). Практически проекты венчают выполнение намеченного дела; творческие – показ спектаклей, исследовательские – сообщения о ходе и результатах исследования, информационные – демонстрация и использование собранного материала. Приключенческие и игровые, изначально направленные на «проживание» определенной ситуации – их важнейший состав – процесс деятельности (для этого вида деятельности данный этап не предполагается)

6. Рефлексивно-оценочный. На данном этапе происходит осмысление результатов, хода работы, действий каждого, выявление причин успехов и неудач на каждом этапе. На этапе осмысления итогов проекта необходимо обсудить с детьми не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей Анализ пути познания, успехов и неудач на каждом этапе дополняется обращением к чувствам и ощущениям, испытанными детьми при работе над проектом. Основным критерием успешности проектной деятельности, помимо задуманного результата, можно признать рост самостоятельности детей на каждом этапе данной деятельности: при осознании проблемы, при формулировке целей и составлении плана работы, в ходе поиска информации и практической реализации проекта, при организации собственных действий и деятельности группы, в оценке своих усилий и успехов.

7. Проектировочный. Определение перспективы развития проектирования. Определяющее значение для успеха реализации проекта имеют профессионализм педагога, его понимание задач и возможностей, неформальное отношение к ней, значимость возможности пережить вместе с детьми минуты вдохновения, превратить образовательный процесс в созидательную творческую работу.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания для самостоятельного выполнения

Теоретические и практические материалы по использованию проектного метода в работе педагогического коллектива – созданию единого образовательного пространства и развитию познавательных способностей детей представлены в книге Л. С. Киселёвой, Т. А. Данилиной, Т. С. Лагоды, М. Б. Зуйковой «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». Авторы предлагают конспекты занятий и схемы осуществления различных проектов; называют удачной находкой педагогического коллектива естественное включение семьи в проектную деятельность детей.

Методика работы с детьми дошкольного возраста по организации проектной деятельности полно и планомерно раскрыта в пособии Вераксы Н. Е., Вераксы А. Н. «Проектная деятельность дошкольников». Авторы особое внимание уделяют вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. В данной книге подробно описаны типы проектной деятельности : исследовательская, творческая и нормативная, используемые в практике ДОУ; приведён анализ занятий по проектной деятельности.

Книга Л. Д. Морозовой «Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике», в которой автор раскрывает теоретические основы педагогического проектирования, определяет его сущность и содержание в деятельности специалистов дошкольного образования; выявляет структуру, качественные характеристики и уровни сформированности умений педагогического проектирования. В своей книге Л. Д. Морозова определяет проектную деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей; как средство разработки и внедрения педагогических инноваций. В данной книге представлены консультации для воспитателей ДОУ и родителей по совместному проектированию, материалы для тематического контроля по показателям эффективности проектов Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса пособие «Проектная деятельность дошкольников». В пособии описывается методика работы с детьми дошкольного возраста по реализации проектной деятельности. В данном пособии можно подробно познакомиться с типами и видами проектов, их разработкой.

О. И Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богословец «Проекты в работе с семьей». В данном методическом пособии раскрыты основные направления проектирования как активной формы работы с родителями, обобщен опыт работы образовательных учреждений по разработке семейных проектов, материалом из практики работы.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанных на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

- занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т. д. ;

- комплексные блочно-тематические занятия;

- интеграция: частичная или полная;

- метод проектов, как форма организации образовательного пространства; как метод развития творческого познавательного мышления.

Работа в данном направлении реализуется, в первую очередь, через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.

Основной целью внедрения проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Цель позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Ребёнку метод проектов даёт возможность :

- экспериментировать, синтезировать полученные знания;

- развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Таким образом, задачи для старшего дошкольного возраста :

- развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

- развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;

- формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

- развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

- произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

- потребности в создании собственной картины мира;

- навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков :

- выявить проблему;

- самостоятельно искать нужное решение;

- выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

- самостоятельно анализировать полученные результаты.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: «Для чего нужен проект, «Ради чего он осуществляется?», «Что станет продуктом проектной деятельности, «В какой форме будет презентован продукт?»

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта.

Публикации по теме:

Использование метода проектов на занятиях в ДОУ МБДОУ «Детский сад ст. Новый -Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» Участник муниципальной научно-практической.

Об использовании элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с неживой природой ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №8 «РЯБИНУШКА» - МБДОУ ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Об использовании.

Использование инновационных технологий при ознакомлении детей с правилами дорожного движения Соснова Галина Константиновна, МБОУ ПГО «Детский сад №69 комбинированного вида», воспитатель высшей квалификационной категории. [i]Актуальность. [/i].

Использование метода мандал при работе с тревожностью у детей ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МАНДАЛ ПРИ РАБОТЕ С ТРЕВОЖНОСТЬЮ У ДЕТЕЙ Логинова Галина Анатольевна, воспитатель (первая квалификационная категория).

Использование метода проектов в ДОУ. Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно.

Использование метода проектов в образовательной деятельности со старшими дошкольникамиИспользование метода проектов в образовательной деятельности со старшими дошкольниками Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, исследования показывают, что наибольшие трудности.

Использование метода проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Использование метода проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста В современных условиях, когда происходят глубочайшие.

Консультация для воспитателей «Использование ИКТ технологий при ознакомлении дошкольников с художественной литературой». Слайд 2 Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио.

Мини-музеи и тематические уголки в ознакомлении дошкольников с народным творчеством Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 комбинированного вида 143920, Московская область,г. Железнодорожный,.

Выступление на РМО воспитателей «Развитие познавательной активности старших дошкольников при использовании проектного метода» Выступление на РМО воспитателей «Развитие познавательной активности старших дошкольников при использовании проектного метода» Сегодня.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование метода проектов при ознакомлении старших дошкольников с татарским народным костюмом
Опубликовано: 24 апреля 2017 в 19:43
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование метода проектов при ознакомлении старших дошкольников с татарским народным костюмом» (включая файлы) размещена пользователем Айгуль Идрисова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД