Айгуль Идрисова
Использование метода проектов при ознакомлении старших дошкольников с татарским народным костюмом
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс народного костюма испокон веков нес в себе особый духовный смысл, в котором проявлялась психология каждого народа. В коллективном творчестве формировались идеалы прекрасного, они наслаивались в ходе истории, усложняя структуру ансамбля костюма, постепенно изменяя ее. Но непреложно одно: костюм, сохраняя характерную основательность, значительность, отражал эстетические воззрения народа, восходящие к понятиям жизни и смерти, молодости и старости, продолжения рода и единства с людьми, живущими рядом. Поэтому очень эффективным средством возрождения преемственности поколений, формирования у детей нравственных устоев, патриотических настроений, эстетических чувств, которые живы в людях старшего поколения является ознакомление детей с народным костюмом, его историей и традициями.
Публикация «Использование метода проектов при ознакомлении старших дошкольников с татарским народным костюмом» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Татарстан
- Старшая группа
- Татарский народный костюм
- Темочки
Россия – Родина для многих народов. Однако национальная гордость не должна выражаться в самомнении и самодовольстве. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм ведет к взаимной ненависти, обособленности, культурному застою. Именно поэтому необходимо как можно раньше приобщить ребенка к родной культуре, которая должна стать неотъемлемой частью души ребенка.
Ознакомление детей с народным искусством открывает перед ними богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. Для детей необходимы захватывающие впечатления, а их можно получить в результате знакомства с лучшими образцами народно-прикладного искусства, которые стимулируют потребность дошкольников в активном выражении своих чувств в собственном творчестве.
По мнению многих отечественных психологов и педагогов, произведения народного художественного творчества имеют огромное влияние на формирование целостной личности ребёнка, развитие его интересов и на этой основе становление художественного творчества. Разнообразные народные ремёсла предоставляют возможность каждому дошкольнику, в зависимости от его знаний, умений, способностей и наклонностей, реализовать свои интересы. Такая разноплановость реализации интереса особенно важна в период становления личности в дошкольном возрасте.
Поэтому тема исследования – использование метода проектов в процессе ознакомления старших дошкольников с народным татарским костюмом - является в современном обществе актуальной.
Выявление педагогических условий использования метода проектов в процессе ознакомления старших дошкольников с народным татарским костюмом составляет цель нашего исследования.
Объект исследования – процесс ознакомления старших дошкольников с народным татарским костюмом.
Предмет исследования – ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народным татарским костюмом через использование метода проектов.
Гипотеза исследования: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народным татарским костюмом через использование метода проектов возможно при соблюдении следующих условий:
- отбор доступного содержания для организации работы по ознакомлению дошкольников с татарским народным костюмом;
- разработка и использование разных типов проектов;
- использование метода проектов в сочетании с организацией процесса изобразительного творчества детей для демонстрации связи народного искусства с жизнью.
Были определены следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по вопросам народной татарской культуры, знакомства ее с детьми и методу проектов; осуществить ее анализ.
2. Определить уровни сформированности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, наличие интереса у детей к народной культуре.
3. Разработать и экспериментально апробировать проектную технологию в процессе ознакомления дошкольников с татарским народным костюмом.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанного в процессе ознакомления старших дошкольников с народным татарским костюмом методического комплекса.
Для достижения цели и поставленных задач использовались следующие методы исследования :
- анализ литературы по проблеме;
- анализ диагностической литературы;
- наблюдение за педагогическим процессом;
- диагностические методы : анкетирование, тестирование, беседы;
- педагогический эксперимент и его анализ.
Теоретическая значимость исследования: выявление психолого-педагогических условий, способствующих развитию интереса детей старшего дошкольного возраста к татарским народным костюмам.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методики знакомства с татарскими народными костюмами.
В начале третьего тысячелетия личность, общество, государство предъявляет к образованию принципиально новые требования. Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. В поисках наиболее эффективных средств обучения на всех «этажах» системы российского образования сегодня вновь обращаются к методу проектов. Его также называли методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании. В основе метода – идея о направленности учебно–познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. В России метод проектов был известен еще с 1905 г. Тогда группа российских педагогов, под руководством С. Т. Шацкого внедряла его в образовательную практику. Развитие метода проектов в школах России связано также с именем таких педагогов, как В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина, Б. В. Игнатьев и др.
Педагоги 20–х. г. г. прошлого века считали, что метод проектов вносит разнообразие в учебную деятельность, в развитие интереса к учению, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию инициативности, коллективизма, развитию умений и навыков и планирования и организации труда, распределения сил и средств т. д. [24] В 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе. В системе отечественного школьного образования он возродился в начале 90–х гг. прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных технологий в процесс обучения. В большей степени метод проектов применялся при обучении учащихся иностранному языку. Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены Е. С. Полат в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования».
Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остается прежней – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. В современном обществе метод проектов становится все более актуальным. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к форме организации обучения, входит в содержание проекта.
Сегодня метод проектов широко используется и в сфере дошкольного образования. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями. Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным результатом, оформленным тем или иным образом. Проект - это разовая деятельность, которая: направлена на достижение конкретной цели; производит конечные результаты; состоит из последовательности взаимосвязанных работ; имеет обозначенные временные рамки, т. е. дату начала и окончания; использует ограниченное количество ресурсов; финансовых, человеческих, информационных.
Педагогический проект трактуется как разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий. В. И. Слабодчиков указывает на три типа проектирования в образовании : социально-педагогическое, педагогическое, психолого-педагогическое проектирование. Педагогическое проектирование осуществляется всеми педагогами и специалистами дошкольного образования, но на различных уровнях (управленческое проектирование, проектирование занятий, маршрутов, мероприятий, игровые, творческие проекты, проекты самообразования). В формулирование проекта входит : определение проблемы, цели, задач и конкретных результатов, мероприятий и методов работы, ресурсов.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. Основная цель проектного метода для дошкольников : Создание условий раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, взрослых и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников процесса.
Значение проектного метода : дает возможность для активизации самостоятельной и познавательной деятельности дошкольника; помогает осваивать окружающую действительность; способствуют развитию творческих способностей; способствуют умению наблюдать, слушать; помогают ребенку увидеть проблему со всех сторон; способствуют развитию навыков обобщать и анализировать; развивают речь, память, мышление, воображение; формирует коммуникативные навыки и нравственные качества; стимулирует к самосовершенствованию.
В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции, использование метода в обучении дошкольников – подготовительный этап для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел).
Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также привлекаются родители и другие члены семьи. Специфика использования метода проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «Наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей. Педагог моделирует цикл творческой, познавательной, практической деятельности не только с учетом необходимости решения проблемы, лежащей в его основе, но и учитывая задачи личностного роста и развития воспитанников.
По доминирующему методу все виды проектов делятся на :
- исследовательские, предполагают проверку некого предположения (гипотезы) с использованием метода познания (наблюдение, эксперимент) например. «Почему дети болеют?», «Что мы знаем о воде», «Как растет горох?»;
- информационные – направлены на сбор и анализ информации о каком-либо явлении, объекте «Герои- земляки»;
- творческие связаны с подготовкой праздников, театрализованных представлений, съемкой видеофильма и др. (чаще всего дошкольники выступают как исполнители заданных взрослым ролей, например, «Концерт для мам», спектакль для малышей;
- приключенческие, игровые, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта (литературные герои, выдуманные герои) имитирующие социальные или деловые отношения в определенных игровых или учебных ситуациях. В основе таких проектов лежит сюжетно-ролевая игра, и дети активно включаются в них. Охотно выполняют роли. Например, «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки»;
- практические, связаны с работой на достижение значимого результата. Например, благоустройство группы, оформление клумбы и уход за ней.
По количеству участников все виды проектов делятся на : индивидуальные; групповые; коллективные
По продолжительности выполнения все виды проектов делятся на : краткосрочные (одно или несколько занятий, среднесрочные долгосрочные (в течение года).
Этапы работы над проектом.
1. Подготовительный. Определение проблемы. Актуальной и интересной для всех предполагаемых участников, решение которой посильно детям и соответствует материально-техническим возможностям ДОУ и специалистов.
2. Целеполагания. Мотивирующее начало проекта. По внешней форме это задача, учебная проблема или коллизия, вызывающая у детей интерес, потребность участвовать в ее разрешении. Осознание сути проблемы, учебной задачи позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление, предполагаемые результаты. Задача педагога на данном этапе состоит в том, чтобы помочь учащимся сделать выбор самостоятельно, осознать, сформулировать цели, желания, проблемы. Понимаемое как создание проблемной, личностно-развивающей ситуации. В силу недостатка опыта дети чаще всего не могут предложить конкретные пути решения проблемы. Но при помощи взрослых вполне способны наметить определенные ориентиры и составить план действий
3. Планирования. Связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками, составлением развернутого плана деятельности по достижению цели: к кому обратиться за помощью (педагогу, родителю; в каких источниках найти информацию; какие предметы (оборудование, пособия) использовать; с какими предметами научиться работать. Огромное значение приобретает организация развивающей, познавательной предметной среды.
4. Исполнительский - этап реализации работы над проектом :
4.1 Информационный запрос. На начальной стадии проекта дети чаще всего ощущают нехватку знаний и умений для достижения цели. В ответ на возникающий у ребят запрос организуется работа по поиску необходимой информации, ее анализу, освоению необходимых навыков.
4.2 Практическая деятельность по реализации проекта. На этом этапе раскрываются широкие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей, проявляется индивидуальность каждого ребенка, его интересы, склонности. Самостоятельная деятельность на данной стадии проекта закладывает основу таких качеств, как ответственность, уверенность в себе, умение самостоятельно добывать и использовать знания.
5. Презентационный (представление продуктов проектной деятельности). Практически проекты венчают выполнение намеченного дела; творческие – показ спектаклей, исследовательские – сообщения о ходе и результатах исследования, информационные – демонстрация и использование собранного материала. Приключенческие и игровые, изначально направленные на «проживание» определенной ситуации – их важнейший состав – процесс деятельности (для этого вида деятельности данный этап не предполагается)
6. Рефлексивно-оценочный. На данном этапе происходит осмысление результатов, хода работы, действий каждого, выявление причин успехов и неудач на каждом этапе. На этапе осмысления итогов проекта необходимо обсудить с детьми не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей Анализ пути познания, успехов и неудач на каждом этапе дополняется обращением к чувствам и ощущениям, испытанными детьми при работе над проектом. Основным критерием успешности проектной деятельности, помимо задуманного результата, можно признать рост самостоятельности детей на каждом этапе данной деятельности: при осознании проблемы, при формулировке целей и составлении плана работы, в ходе поиска информации и практической реализации проекта, при организации собственных действий и деятельности группы, в оценке своих усилий и успехов.
7. Проектировочный. Определение перспективы развития проектирования. Определяющее значение для успеха реализации проекта имеют профессионализм педагога, его понимание задач и возможностей, неформальное отношение к ней, значимость возможности пережить вместе с детьми минуты вдохновения, превратить образовательный процесс в созидательную творческую работу.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания для самостоятельного выполнения
Теоретические и практические материалы по использованию проектного метода в работе педагогического коллектива – созданию единого образовательного пространства и развитию познавательных способностей детей представлены в книге Л. С. Киселёвой, Т. А. Данилиной, Т. С. Лагоды, М. Б. Зуйковой «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». Авторы предлагают конспекты занятий и схемы осуществления различных проектов; называют удачной находкой педагогического коллектива естественное включение семьи в проектную деятельность детей.
Методика работы с детьми дошкольного возраста по организации проектной деятельности полно и планомерно раскрыта в пособии Вераксы Н. Е., Вераксы А. Н. «Проектная деятельность дошкольников». Авторы особое внимание уделяют вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. В данной книге подробно описаны типы проектной деятельности : исследовательская, творческая и нормативная, используемые в практике ДОУ; приведён анализ занятий по проектной деятельности.
Книга Л. Д. Морозовой «Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике», в которой автор раскрывает теоретические основы педагогического проектирования, определяет его сущность и содержание в деятельности специалистов дошкольного образования; выявляет структуру, качественные характеристики и уровни сформированности умений педагогического проектирования. В своей книге Л. Д. Морозова определяет проектную деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей; как средство разработки и внедрения педагогических инноваций. В данной книге представлены консультации для воспитателей ДОУ и родителей по совместному проектированию, материалы для тематического контроля по показателям эффективности проектов Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса пособие «Проектная деятельность дошкольников». В пособии описывается методика работы с детьми дошкольного возраста по реализации проектной деятельности. В данном пособии можно подробно познакомиться с типами и видами проектов, их разработкой.
О. И Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богословец «Проекты в работе с семьей». В данном методическом пособии раскрыты основные направления проектирования как активной формы работы с родителями, обобщен опыт работы образовательных учреждений по разработке семейных проектов, материалом из практики работы.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанных на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
- занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т. д. ;
- комплексные блочно-тематические занятия;
- интеграция: частичная или полная;
- метод проектов, как форма организации образовательного пространства; как метод развития творческого познавательного мышления.
Работа в данном направлении реализуется, в первую очередь, через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.
Основной целью внедрения проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Цель позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Ребёнку метод проектов даёт возможность :
- экспериментировать, синтезировать полученные знания;
- развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Таким образом, задачи для старшего дошкольного возраста :
- развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
- развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
- формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
- развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Формирование предпосылок учебной деятельности:
- произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
- потребности в создании собственной картины мира;
- навыков коммуникативного общения.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков :
- выявить проблему;
- самостоятельно искать нужное решение;
- выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
- самостоятельно анализировать полученные результаты.
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.
Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: «Для чего нужен проект?», «Ради чего он осуществляется?», «Что станет продуктом проектной деятельности?», «В какой форме будет презентован продукт?»
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.
Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта.