МААМ-картинки

Использование метода проектов в ДОУ.

Антонина Шепотько
Использование метода проектов в ДОУ.
▼ Скачать + Заказать документы

Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу.

Дошкольный возраст — время активного познания окружающего мира. Сейчас перед педагогом стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь искать её. Для реализации этих задач необходимо использовать инновационные технологии обучения. Одной из таких – является проектный метод.

Публикация «Использование метода проектов в ДОУ,» размещена в разделах

Проектный метод является эффективной формой познавательно-исследовательской деятельности со всеми участниками педагогического процесса: педагогами, детьми, родителями, социумом. Для педагога – это рост профессионального мастерства, формирование способности к профессиональной рефлексии, умение осуществлять исследовательскую деятельность. Для детей – это повышение качества формирования личностных качеств при освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Проектная деятельность развивает кругозор, творческое и критическое мышление, самодисциплину, общую культуру, позволяет участникам быть более активными, способствует развитию навыков общения в команде, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее: практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений; нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников; интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.

Проектная деятельность включает в себя: задание для детей, сформулированное в виде проблемы; целенаправленную детскую деятельность; формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом; результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

Применение педагогами метода проектов позволяет :

• Строить активность ребенка на основе свободы (роль педагога при этом – руководство самостоятельной деятельностью детей и пробуждение их пытливости).

• Развивать творческую инициативу и самостоятельность ребенка в процессе обучения.

Формировать следующие личностные качества ребенка:

Умение:

- работать в коллективе, ощущая себя членом команды, подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела;

- решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участником деятельности (обучать партнеров, делиться собственным опытом);

- обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого, не воспринимать чужие успехи как свое поражение.

• Научить не только транслировать полученные знания, но и применять их на практике – находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; устанавливать причинно-следственные связи; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов.

• Ориентироваться в информационном пространстве.

• Вооружить ребенка универсальным умением решения самых разных проблем, в том числе и образовательных.

Ребенок должен научиться самостоятельно приобретать знания, которые могут и должны пригодиться ему в жизни

Проектная деятельность дошкольников – это форма учебной деятельности, основанная на свободе его участников в выражении субъективного мнения, а также в выборе как содержания деятельности, так и средств решения проблемы. На основании анализа соответствующей литературы можно представить следующую классификацию проектов :

По характеру результата: информационный тип; исследовательский тип; творческий тип; приключенческий тип; практико-ориентированный тип; ролево-игровой тип.

По форме проведения: мини-фестивали (например, «Веселые нотки», «Мир танца» и т. д.); театрализованные представления; гостиные (театральные, литературные, музыкальные); практические мастерские; викторины, КВН; сочинение сказок; игры-этюды; игры-фантазии и др.

По направленности развития детей: монопроекты ( в рамках одного направления: физическое развитие ребенка; познавательно-речевое; социально-личностное; художественно-эстетическое); комплексные (сочетание разных направлений развития ребенка).

По продолжительности: краткосрочные (одно или несколько занятий в течение 1-2 недель); средней продолжительности (один-два месяца); долгосрочные (до года).

По числу участников: индивидуальные; групповые; межгрупповые.

Продукты проектной (детской деятельности) – это реальное средство разрешения поставленной проблемы.

1. Внешние: альбомы (например, «Защитники Отечества», «Наш город», «Наше лето»); «Временная лента» (подбор и систематизация иллюстративного материала по определенной тематике, например, «История нашего города»); выставка (например, семейных реликвий, организация мини-музея); выпуск рукописных изданий (например, газет, журналов, книг «Приключения в стране витаминов», «Наши помощники» - об истории создания бытовых приборов); изготовление театральной атрибутики (афиш, программ, приглашений); проспекты (например, «Наши меньшие братья» - о домашних животных; «Наши лесные друзья» - о диких животных; «Военная техника»; «Автомобили»); макеты; коллажи.

2. Внутренние: развитие общих и специальных способностей (сенсорных, интеллектуальных, декоративно-прикладных, изобразительных, музыкальных).

Метод проектов включает в себя несколько этапов и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектная деятельность в детском саду: погружение в проект; организация деятельности; осуществление деятельности; презентация результатов.

Работа над проектом происходит в несколько этапов:

I этап разработки проекта – целеполагание : воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему. После составления совместного плана действий начинается

III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

Заключительным, IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта : итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.

Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя – это обозначить и сформулировать проблему таким образом, чтобы дети захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное – поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. Проектная деятельность сочетается с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической работы с дошкольниками, и является коллективным продуктом и творчеством для каждого ребенка.

Использование технологии проектирования в работе с дошкольниками дает высокий результат. Это метод позволил нам объединить практически все виды деятельности и все образовательные области, что повысило качество образовательного процесса.

Метод проектов полезен и эффективен в работе дошкольного образовательного учреждения. В современной методике обучения детей метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграции на основе единого проекта).

Использование метода проектов в практике дошкольных учреждений является подготовкой детей к проектной деятельности в начальной школе.

Литература:

1. Веракса Н. Е. Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников –

М. Мозаика-Синтез, 2008г.

2. Комратова Н. Г. – Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание – 2007г №1

3. Штанько И. В. – Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004г. №4

Публикации по теме:

Использование кинезиологического метода в подготовке детей к школе Рефлексивный анализ опыта работы по теме: «Использование кинезиологического метода в подготовке детей к школе». Актуальность. Современный.

Особенности использования метода проектов в дошкольной практике Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное.

Фестиваль «Калейдоскоп экологических проектов». Опыт использования проектного метода в ДОУ. Положение о фестивале «Калейдоскоп экологических проектов» Фестиваль проводится с целью развития проектной деятельности в МБДОУ №34, повышения.

Использование метода проектов для обогащения представлений детей старшего дошкольного возраста о водосбережении Кравченко В. А Ерёмина Е. А. (поселок Щеглово, Всеволожский район, Россия) (МДОУ «ДСКВ № 13» п. Щеглово) Использование метода проектов для.

Использование метода проектов в деятельности дошкольного образовательного учреждения В 2013 г. утвержден Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования, который предоставил возможность перехода на более качественный.

Использование метода проектов в формировании творческих способностей детей старшего дошкольного возраста В своей работе я часто использую творческие проекты. Стараюсь чтобы они были долгосрочные, так как у детей старшего дошкольного возраста.

Использование метода проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Использование метода проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста В современных условиях, когда происходят глубочайшие.

Использование метода проектов в работе по воспитанию гуманных качеств у детейИспользование метода проектов в работе по воспитанию гуманных качеств у детей Предлагаю однодневный проект по воспитанию чувства добра у детей дошкольного возраста. Мероприятие проводилось с детьми подготовительной.

Консультация для педагогов «Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи» "Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи". Метод проектов как педагогическая технология - это.

Мастер-класс «Использование метода «Sand-art» в дошкольном образовании» Тема: «Использование метода «Sand – art» в дошкольном образовании» Педагог- мастер: Молочаева Елизавета Сергеевна Место проведения: МКДОУ.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование метода проектов в ДОУ.
Опубликовано: 8 декабря 2016 в 17:03
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование метода проектов в ДОУ.» (включая файлы) размещена пользователем Антонина Шепотько (УИ 119682) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД