Надежда Шелудько
Инновационные формы работы с родителями по формированию семейных ценностей у воспитанников ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные формы работы с родителями по формированию семейных ценностей у воспитанников ДОУ
Цель: Активизировать педагогов в вопросах взаимодействия с семьей.
Задачи:
• Формировать умения педагогов дифференцированно подходить к организации работы с родителями;
• Находить оптимальные пути разрешения конфликтов и новые способы контактов с родителями;
• Накапливать опыт совместной работы педагогического коллектива с родителями воспитанников.
I. Вводная часть.
- Добрый день, уважаемые коллеги.
Публикация «Инновационные формы работы с родителями по формированию семейных ценностей у воспитанников ДОУ» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Я рада приветствовать вас на нашем семинаре-практикуме, посвященном взаимоотношениям педагогов с родителями (законными представителями) воспитанников. Целью которого – активизировать педагогов в вопросах партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников – одна из приоритетных задач работы нашего детского сада.
А раз так, то давайте вместе сформулируем задачи нашего семинара. Что важно знать для выстраивания партнерских взаимоотношений с родителями?
- как организовать работу с родителями;
- как выстраивать отношения, что бы предотвращать не понимания и конфликты с обеих сторон;
Правильно, вот и сформулировали задачи семинара :
• Формировать умения педагогов дифференцированно подходить к организации работы с родителями;
• Находить оптимальные пути разрешения конфликтов и новые способы контактов с родителями;
• Накапливать опыт совместной работы педагогического коллектива с родителями воспитанников.
Дети - это счастье, дети — это радость,
Дети — это в жизни свежий ветерок.
Их не заработать, это не награда,
Их по благодати взрослым дарит Бог.
Дети, как ни странно, также испытанье,
Дети, как деревья, сами не растут.
Им нужна забота, ласка, пониманье,
Дети — это время, дети — это труд.
Дети — это папы часто нету дома,
Дети — это мама дома целый день.
Дети — это часто узкий круг знакомых,
Собственные планы двигаются в тень.
Дети — это будто жизнь пошла сначала:
Первые улыбки, первые шаги,
Первые успехи, первые провалы.
Дети — это опыт. Дети — это мы.
Взрослый мир называет детей цветами жизни. Не отсюда ли берет свое название «Детский сад»?
Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В этот период ребенок находится в полной зависимости от окружающих его людей – родителей, воспитателей.
У педагогов и родителей есть единые задачи : сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.
Мы знаем о существовании роли педагога, родителя, взрослого. Причем у каждой роли может быть своя реальность и каждый будет прав, но по-своему.
Родители – это, прежде всего взрослые, чувствующие себя компетентными в воспитании своего ребенка. Вспомните, как вспыхивает мама, если чужие люди делают замечания (даже справедливые) ее ребенку. Нередко можно услышать довольно агрессивную реакцию на такие замечания. При наличии у родителя проблемного, особенного ребенка, такая позиция может стать защитной на бессознательном уровне, и, тогда, позиция воспитателя детского сада «мы вас научим» оказывается неэффективной, встречая закономерное сопротивление со стороны родителя.
Специалисты – это тоже взрослые, они также нуждаются в понимании, уважении к своей работе. Очевидно, что без удачного общения и взаимодействия с семьей ребенка хорошие результаты почти недостижимы.
Важно понимать, что любой родитель, даже самый неумелый, с точки зрения педагогики, своему ребенку желает добра.
Эту же цель преследуют и педагоги.
Родители могут просто не знать, что им не хватает специальных знаний, родителям может не хватать педагогической выдержки и времени.
Ситуация общения педагога с родителем является для последнего во многом обучающей (средством обучения при этом является то, как говорит специалист, о чем сообщает, какой мимикой, жестами, интонацией сопровождается сообщение и др.)
У всех есть свои способы воздействия на других: у родителей – на детей, у детей – на родителей и других взрослых, у педагогов - на родителей и детей и т. д.
Общение само по себе – деятельность. В детском саду общение персонала и семьи осуществляется по поводу воспитания и образования детей.
Девизом, нашему семинару, я предлагаю выбрать высказывание Конфуция: "Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму. " Мы будем сегодня играть!
II. Практическая часть.
- Прежде чем перейти к деловой игре мы все вместе проведём упражнение (МУЗЫКУ, встанем в круг.
Цель: Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующие повышению энергетического и творческого потенциала.
Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом повторить: "Очень я собой горжусь, я на многое гожусь".
Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: "Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача".
Потирая ладонь о ладонь повторить: "Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче".
Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: "Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего".
Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: "На пути у меня нет преграды, все получится так, надо".
Руки на поясе, делая наклоны вправо - влево, повторить: "Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу".
Повороты туловища: "Я бодра и энергична, и дела идут отлично".
"Деловая игра"
Ход игры.
Давайте подойдем к экрану, здесь появились ребусы, если мы их, то узнаем, ради кого мы должны действовать все вместе сообща.
и их
1 задание. Часто доводится слышать от воспитателей разного возраста и опыта работы, что с детьми работать легче, чем с родителями. Но известно, что успехов в формировании личности и воспитании ребенка можно добиться, если соблюдается принцип единства действий между педагогами и родителями. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей предполагает взаимопонимание и взаимодействие воспитателей и родителей.
Давайте вспомним, какие же существуют формы взаимодействия.
Упражнение «Кто быстрее»
Две команды, всем раздаются карточки с названием формы работы. Один человек из группы получает карточку с надписями «традиционные» и «нетрадиционные».
Использование нетрадиционных форм :
«Устный журнал»,
«Педагогическая гостиная»,
«Круглый стол»;
«Педагогическое поле чудес»,
«Педагогический случай»,
«КВН»,
«Ток – шоу»;
акции «Покрасим веранды»,
«Мы – дизайнеры».
почтовый ящик.
Традиционные формы работы с родителями
• родительские собрания
• конференции
• консультации
• анкетирование
• Дни открытых дверей
• совместное творчество
• праздники
• семинары
• соревнования
• беседы
2 задание: Кроссворд для всех.
Предлагаем всем педагогам отгадать кроссворд. По горизонтали должно получиться ключевое слово, обозначающее самое главную приоритетную цель, к которой стремятся как родители, так и мы – «здоровье».
Вопросы к кроссворду:
1. Комплекс гимнастических упражнений, выполняемый обычно по утрам.
2. Двух- или трехколесное приспособление для езды, приводимое в движение педалями.
3. Вид закаливания, основанный на ходьбе босиком по разным поверхностям.
4. Спортивный атрибут, применяемый для вращения вокруг талии, и не только.
5. Напиток на основе целебных травяных отваров.
6. Органическое вещество, очень полезное для здоровой жизнедеятельности организма.
7. Цель для тренировочной стрельбы.
8. Спортивное устройство для тренировки определенной группы мышц.
Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учетом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия : оригинальность, востребованность, интерактивность. По аналогии с известной пословицей «Можно привести лошадь на водопой, но нельзя заставить пить» будем помнить, что нельзя заставить принять полезность, можно только «вырастить» желание получить пользу.
Сейчас я предлагаю вам поработать в ваших группах.
4 задание: «Составить матрицу» по теме: «Педагогическое просвещение родителей и включение их в деятельность ДОУ».
Инструкция:
У каждой команды по одному «скелету» матрицы. Все педагоги составляют общую матрицу по заданию (формы работы разрезаны между собой, им нужно найти место в матрице).
6. задание: Упражнение «Правило трех плюсов»
Педагогам предлагается прослушать и обсудить притчу.
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его и озабоченно сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную новость. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев у властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив, сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».
Вопросы для обсуждения:
В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудрецов?
Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о ребенке (либо любую другую информацию) - как первый или как второй толкователь?
- Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается впервые 15 секунд! Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов», чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это:
• Улыбка
• имя собеседника
• комплимент
• Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
Релаксационное упражнение «Улыбка»
Закройте глаза, постарайтесь ни о чем, ни думать несколько минут, при этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удалось удержать ее 10-15 минут, вы стразу почувствуете, что успокоились, и ваше настроение улучшилось. Такое упражнение старайтесь выполнять хотя бы один раз в день.
• Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!». Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.
• В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.
Упражнение «Комплимент»
Сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителей вашей группы. Лучший комплимент — похвала успехов их ребенка.
Вопросы после упражнения:
1. Что вы чувствовали, высказывая пожелания?
2. Удалось ли вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?
Слова, составляют всего лишь 1/6 часть общего объема общения. Немаловажным моментом является невербальное общение: позы, движения, мимика, тон голоса, интонации, ритм, тембр голоса – 5/6 часть.
Роль невербального общения огромна и умение его контролировать – один из факторов эффективного общения.
Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения).
Упражнение на умение интонировать
Произнести следующие фразы “Мне не безразличны успехи вашего ребенка” с оттенками иронии, упрека, вызова, безразличия, требовательности, доброжелательности.
По ходу произношения воспитатели могут сообщить, какой тон поможет им достичь цели.
Короткий комментарий к тезисам
Задание «Решение педагогической ситуации»
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Решить практические проблемные ситуации, предложенные всем педагогам:
- ребёнок разбил кружку;
- мальчики подрались;
Заключительное слово к деловой игре.
Вот и подошло к концу время нашего общения. Я надеюсь, что наш семинар-практикум не прошел даром, и при планировании работы с родителями на следующий учебный год, спектр разнообразных форм работы увеличится, а общение и взаимодействие с родителями станет легче и эффективнее
"Ребёнок должен с радостью идти в детский сад и радостно возвращаться домой. Нужно, чтобы ребёнку в детском саду было весело, хорошо, интересно, чтобы он дружил с ребятами, знал, что дома его ждут любящие взрослые".
Решение задач сотрудничества требует от нас педагогов участия в психолого-педагогическом просвещении родителей; в изучении семьи, их воспитательных возможностей; в привлечении родителей в образовательную работу детского сада.
IV. Рефлексия
«Цветы в вазе»
Цель: привлечь педагогов к анализу работы педсовета через обратную связь.
Инструкция: Педагоги должны написать на бумажных цветах свои впечатления в проделанной работе, ответив на любой из этих вопросов и приклеить свои листочки на в вазу, символизирующую работу семинара по теме «Современные подходы взаимодействия детского сада и семьи» :
- Что нового узнали?
- Пригодится ли полученный опыт?
- Какие формы и методы будете применять в работе с родителями?