Елена Маслова
Семинар «Прогулка как средство воспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Департамент образования города Москвы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 1210
Семинар на тему :
«Прогулка как средство воспитания детей дошкольного возраста»
Подготовила и провела
Маслова Е. И.
Москва, 2016
План:
1. Введение. Составные части прогулки
2. Цель прогулки
Публикация «Семинар „Прогулка как средство воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
3. Задачи прогулки
4. Виды прогулки :
5. а) по месту проведения;
б) по содержанию;
в) целевая;
г) экскурсия;
д) поход.
6. Игры на прогулке
7. Заключение.
Педагог Геннадий Александрович Сперанский писал: «День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья».
Во время прогулки происходит интегрирование всех областей: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической.
Прогулка состоит из 5 частей :
1. Трудовая деятельность
2. Игровая деятельность
3. Наблюдение
4. Индивидуальная работа
5. Самостоятельная деятельность детей
Трудно переоценить значение прогулки в детском саду. На прогулке дети активно двигаются, дышат свежим воздухом, познают окружающий мир, приучаются к труду. Прогулка является важным режимным моментом в жизнедеятельности детей в ДОУ.
Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей.
Задачи прогулки :
- физическое развитие детей;
- оптимизация двигательной деятельности;
- умственное развитие;
- решение задач нравственного воспитания.
Виды прогулок :
1. По месту проведения
- на территории участка детского сада
- за пределами территории детского сада (возможны в старших группах на небольшие расстояния)
2. По содержанию:
- традиционная, включающая в себя трудовую деятельность (уборка листьев, снега, подвижные и тихие игры;
- тематическая, состоящая из наблюдений и бесед на конкретную тему (животные, облака, деревья, городской транспорт и др.). Может представлять собой уличную театральную постановку, квест (например, поиск клада) с преодолением несложных препятствий (требует заранее подготовленного сценария). Прогулки могут быть песочными, деревянными, металлическими, бумажными, каменными; ретро-играми, посвященными игрушкам родителей, математическими, музыкальными, звуковыми, цветными. Во время прогулки могут проводится экспериментирование и опыты. Например, «тонет-не тонет» (испытание на плавучесть игрушек из разного материала, «ледяные узоры» (замораживание в воде камушков, листьев и др., «освобождение из плена» (размораживание небольших игрушек, замороженных во льду) «мир меняет цвет» (рассматривание окружающей природы через стеклышки разного цвета, экспериментирование с мокрым и рассыпчатым снегом, влажным и сухим песком). Прогулка может включать в себя дидактические игры, например, «Принеси красный лист», «Найди по листу дерево», «найди цветок по описанию», «Путешествие по следам» и др.
- целевая (организованный выход за пределы территории детского сада на небольшие расстояния). Во время целевой прогулки воспитатель показывает дома, транспорт, пешеходов. Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения.
- экскурсия (как правило, музейная, проводится начиная со средней группы 1 раз в месяц
- поход (может проводиться 1-2 раза в год в старших группах)
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольников. Прогулка является первым и наиболее доступным средством для закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. У детей вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Подвижная игра в младшем возрасте продолжается 6-10 мин, в старшем – 10-15 мин.
Прогулка способствует умственному развитию. Во время пребывания на участке дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: труде взрослых, о транспорте, правилах уличного движения. Из наблюдений дети узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Во время наблюдений за облаками, например, можно дать им название; обратить внимание за изменениями в природе, которые произошли с утра (раскрылся бутон цветка, стало ветреннее, одуванчик сменил свой желтый наряд на воздушное одеяние; найти солнечные и теневые стороны, пригласить в гости «солнечного зайчика». Ознакомление с окружающим миром способствует воспитанию у детей любви к родному городу. На прогулке дети учатся замечать красоту природы. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание вызывают даже у самых маленьких детей радостные переживания.
Ведущее место на прогулке отводится играм, в том числе и подвижным (например, «Светофор», Воробьи и вороны», «Путаница», «Краски», «Пузырь» и многие др.) В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если дети идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодное дни целесообразно прогулку начинать с игр большой подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. В сырую дождливую погоду следует организовывать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Во время прогулок могут быть широко использованы элементы спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей. В жаркую погоду практикуются игры с водой.
Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Зимой это может быть уборка снега и постройка из него различных построек, накладывание корма в кормушку для птиц, осенью и летом сбор листьев и веточек для изготовления поделок и др. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим овладеть малышам полезными навыками и умениями.
Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игры с мячом, для других – упражнения в равновесии, для третьих предлагает сюжетно-ролевые игры.
На прогулках осуществляется работа по развитию речи ребенка: разучивание потешек и стихотворений,закрепление трудных для произношения звуков, проговаривание пословиц и скороговорок. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и текст песни, которую разучивали на музыкальном занятии.
Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или перегрелся. Для тех детей, кто много бегает он привлекает к участию в более спокойных играх. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки.
Заключение:
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие возможности для всестороннего гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь малышам предоставляются условия для всестороннего развития, удовлетворяются потребности в активных движениях, знакомстве с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре. В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, развивается быстрота, выносливость, формируется самостоятельность, активность и положительные взаимоотношения со сверстниками.
Список использованной литературы:
1. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. – М. : Сфера, 2013.
2. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Методическое пособие для воспитателей старшей и подготовительной к школе групп. – М. : Сфера, 2014.
3. Организация прогулки в ДОУ : методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений в2 ч. Ч. 1./сост. Е. А. Донченко – Архангельск: из-во АО ИППК РО, 2011. – 66 с.
4. Торочкова Т. Ю. Играем на прогулке// Медработник ДОУ. – 31. – с. 32-35.
5. Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами : пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.- 144 с.
6. Бабаева Т. И. Детство. Примерная общеобразовательная программа дошкольного воспитания. – СПБ. : Детство-Пресс, 2015. – 528 с.
7. СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», зарегистрирован в Минюсте России 27.08.2010, регистрационный № 18267.
8. Изменения №1 к СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.2791-10.
9. Материалы с сайта pedportal.net
10. Иванова А. И. Михайленко В. Я. Сезонные наблюдения в детском саду. – М. : Сфера, 2010.
11. Зебзеева В. О. О формах и методах экологического образования дошкольников// Дошкольное воспитание. - №7. – 2004. – с. 44-4