Светлана Н
Конспект занятия «Матрешки в гостях у Хозяюшки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Сформировать представление детей о русской матрешке через интеграцию познавательно-речевого общения и продуктивной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с историей появления русской матрёшки;
- Уточнять и обогащать словарный запас детей;
- Формировать интерес и любовь к народному творчеству.
Развивающие :
- Развивать связную речь детей;
- Развивать словесно-логическое мышление, воображение, речевое внимание, память;
- Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес;
- продолжать воспитывать умение внимательно слушать;
- воспитывать самостоятельность, активность, творческое воображение.
Оборудование: игрушка – матрешки, сундучок, ноутбук, музыка «Мы матрёшки», шаблоны матрешек вырезанные по контуру, ватные палочки, гуашь.
Ход занятия:
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Дети: Здравствуйте!
Хозяйка: Милости прошу!
Гости в дом, радость в нём!
У меня в горнице стоит сундук, который мне подарила моя бабушка. Как вы думаете. Что может там быть? Хотите заглянуть?
Но, чтобы заглянуть, нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно!
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
Разрумянилась немножко
Это русская… матрешка.
(открывает сундук, достает матрешку)
Первая сестра — большая, (показывает)
В ней прячется сестра вторая, (открывает матрешку)
Откроешь, третью ты найдешь, (открывает третью)
И так до маленькой дойдешь. (открывает все остальные матрешки)
В самой серединке — крошка, (показывает самую маленькую)
Игрушку ту зовут… (матрешка)
Хозяюшка: Правильно, ребята! Сегодня к нам в гости пришла Матрёшка.
Проходите, не стесняйтесь, поудобней располагайтесь.
(дети садятся на стульчики полукругом)
Хозяюшка: Ребята, а что вы знаете о матрёшке?
Дети: Это игрушка.
Хозяюшка: Знаете ли вы, как появилась русская матрёшка?
Дети: не знаем.
Хозяюшка: Сейчас я вам расскажу, как появилась русская матрёшка, а вы слушайте и запоминайте.
(сопровождать рассказ предметами:
фигурка мастера, деревянный брусок, фигуры нераскрашенных матрешек, краски, кисточка, матрешка расписная)
Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: взял деревянный брусочек и сделал куколку, внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и ещё, и ещё. Яркими красками разрисовал он куклу, одел в русский сарафан с передничком, на голову повязал яркий платочек, нарисовал ей красивые глазки и яркие щёчки. Веселая получилась куколка. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все её звали. Вот так, ребята, родилась русская народная игрушка - матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русский людей.
Хозяюшка: Ребята, а вы хотите немного побыть матрешками?
Ну-ка за руки беритесь,
В круг скорее становитесь.
Вы, ребята, не зевайте.
Вместе с Матрёшкой всё выполняйте!
Танец матрешек под музыку "Русские матрешки"
Хозяюшка: Ай-да молодцы, ай-да умнички! Порадовали нашу матрешку. Давайте присядем на стульчики и все вместе расссмотрим нашу гостью и расскажем о ней.
Дети садятся на стульчики.
Раздать каждому ребенку по матрешке.
Кто это? (матрёшка)
А кто знает, из чего сделаны матрешки? (из дерева)
Правильно, из дерева. Значит она, какая? (деревянная)
Молодцы, ребята! Матрешка деревянная. (повторить всем вместе)
Что у неё на голове? (платочек)
А во что же одели мастера матрешку? (в сарафан)
Чем украшен сарафан? (цветами)
Сколько у нас матрёшек? (одна – или много)
Эта матрёшка какая? (большая)
Это матрешка какая? (маленькая)
Ребята, а вам нравится матрешка? (ответы детей)
Какой секрет есть у Матрёшки? (внутри спрятаны ещё матрёшки)
Ребята, помогите поставить матрешек в один ряд, от самой маленькой до самой большой (поставить все матрешки в 1 ряд по величине)
А теперь попробуем собрать нашу матрешку в одну (собрать все матрешки в одну)
Сколько сейчас у нас матрёшек? (Одна)
А какое настроение у матрешки, как вы думаете? (веселое)
Почему вы так думаете? (она улыбается)
Да, матрешка улыбается, у нее хорошее настроение. Чтобы матрешки получились такими красивыми, яркими и цветными, их украшали красками – расписывали. Поэтому они и называются – расписные.
Хозяюшка: Ребята, к нам в гости пришли ещё матрёшки.
Хозяюшка достает из сундучка заготовки матрёшек.
Посмотрите, а эти матрешки грустные? Как вы думаете почему?
Дети: потому что у них сарафаны не украшены.
Хозяюшка: Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные, красивые, как их деревянные подружки? (Ответы детей)
Дети: нужно разукрасить сарафаны.
Им нужна ваша помощь, матрешки остались в нераскрашенных сарафанчиках.
Поможем матрешкам, украсим сарафаны? (ответы детей) Молодцы!
Пройдемте к столам, и каждый украсит узором свою матрешку.
Рисование ватными палочками «Укрась матрешку».
Хозяюшка: А рисовать мы будем «волшебными палочками».
На столах разложены шаблоны матрешек по количеству детей, ватные палочки, гуашь.
Пальчиковая гимнастика.
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
Дети под музыку украшают матрешек.
Хозяюшка: Ребята, возьмите каждый свою работу и принесите на выставку! Посмотрите, какие яркие сарафанчики получились. Матрешки теперь улыбаются!
Ребята, давайте похвалим нашу Матрёшку. Матрёшка какая?
Дети: красивая, нарядная, расписная, веселая, розовощекая, пухленькая, деревянная, красочная, яркая, интересная, загадочная, румяная.
Хозяюшка: (подходит к сундучку) Ой, ребята, матрешка к нам сегодня пришла не с пустыми руками, она принесла нам угощение.
(раздать детям конфеты в форме матрешки)
Давайте скажем Матрёшке волшебные слова : спасибо и до свидания!
Дети: Спасибо! До свидания!
Хозяюшка: До новых встреч!
(поставить матрешку обратно в сундучок и закрыть его)
Рефлексия.
Хозяюшка: Ребята, кто приходил сегодня к нам в гости? (матрёшка)
Что мы делали с Матрёшкой? (играли, рисовали).
Что вам больше всего запомнилось, а что больше всего понравилось?