Ирина Лаптева
Семинар «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством лего-конструирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей:
ребенок овладевает
практическими знаниями,
учится выделять существенные
признаки, устанавливать
отношения и связи между деталями и предметами.
Конструирование – «продуктивный вид деятельности дошкольника, предполагающий создание конструкций по образцу, по условиям и по собственному замыслу» .А. Р. Лурия
Публикация «Семинар „Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством лего-конструирования“» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Математика, игры, занятия по ФЭМП
- Лего. Конструктор LEGO
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
ЛЕГО- конструирования значима в свете внедрения ФГОС, так как:
-Являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, труд, социализация);
-Позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
Формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формируют навыки общения и сотворчества;
-Объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью,
предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать
свой собственный мир, где нет границ.
Применение ЛЕГО способствует :
1) развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета
2) развитию и совершенствованию высших психических функций - памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение
3) тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму
4)сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность
данного конструктивного решения.
Освоение ЛЕГО- конструктора ведётся последовательно от простого к сложному.
Первая часть освоения ЛЕГО – это упражнение на развитие логического мышления.
Её цель– развитие элементов
логического мышления.
Основными задачами этого этапа являются :
-Совершенствование навыков классификации
-Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
-Активизация памяти и внимания.
-Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
-Развитие комбинаторных способностей.
-Закрепление навыков ориентирования в пространстве
Вторая часть - конструирование. Цель второй части - развитие способностей к наглядному моделированию.
Основные задачи второго этапа :
-Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
-Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
-Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу – по предложенной или свободно выбранной теме.
-Ознакомление с окружающей действительностью педагога
-Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО.
-Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть-обыгрывание построек.
Можно выделить особенности организации и проведения НОД и совместной деятельности в разных возрастных группах.
В младшей и средней группах применимы следующие виды организации совместной деятельности:
-по образцу;
-по карточкам с моделями, которые прилагаются к конструктору ЛЕГО;
-по собственному замыслу.
Малыши с удовольствием строят простейшие конструкции :дорожки, заборы, мосты, ворота, ограды, машины, домики. Дети упражняются в распознании цвета, счете до 5, закрепляют понятия: «высокий - низкий», «широкий - узкий». Используются конструкторы с деталями крупных размеров.
В средней группе основой при организации работы с ЛЕГО- конструктором является сказка. Это предварительное ознакомление с произведением, а затем конструирование его персонажей, создание моделей знакомых сказок, а также сочинение своих историй. В этом возрасте дети знакомятся с мелким конструктором ЛЕГО ДАСТА – конструирование по – замыслу.
Дети могут свободно экспериментировать со строительным материалом. Образец может быть дан и в начале, а затем он убирается.
В старшей и подготовительной группах добавляется конструирование части объекта по инструкциям педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу и моделирование объектов по иллюстрациям и рисункам. Главные темы - «Транспорт», «Архитектура». Отличительная черта моделей транспорта, сооружаемых детьми этого возраста – размер и сложность.
После предварительного занятия – конструирование по- замыслу –проводится занятие по условию. Например, конструирование двухэтажного дома с крыльцом и балконом. При выполнении построек – по словесному описанию и наглядному действию дети учатся справляться со сложными поэтапными постройками. Проблемные ситуации создаются такие, чтобы ребенок захотел сам построить что-то для решения поставленной задачи.
Формы организации НОД самые разные: конструирование по заданным условиям, по изображению, по замыслу. Затем уже следует конструирование по изображениям.
Для подготовительной группы характерна работа с мелким конструктором и усложнение моделей. Основные формы организации НОД – работа по картинкам с изображением объекта и по замыслу. Темы занятий -«Конструирование по замыслу на тему летнего отдыха, «Моделирование бабочки по картинке», «Конструирование космических кораблей» и др.
Формы организации НОД самые разные : конструирование по заданным условиям, по изображению, по замыслу. Затем уже следует конструирование по изображениям.
Для подготовительной группы характерна работа с мелким конструктором и усложнение моделей. Основные формы организации НОД – работа по картинкам с изображением объекта и по замыслу. Темы занятий -«Конструирование по замыслу на тему летнего отдыха, «Моделирование бабочки по картинке», «Конструирование космических кораблей» и др.
Обучающие
1. Формировать умение анализировать конструкцию объекта, ее основные части, устанавливать функциональное назначение каждой из них, определять соответствие форм, размеров, местоположения этих частей тем условиям, в которых конструкция будет использоваться. 2. Формировать конструктивные умения и навыки детей на основе ознакомления с основными способами конструирования из деталей конструктора Лего;
Развивающие
1Содействовать развитию креативных способностей детей; 2. Развивать образное и пространственное мышление, моторику рук, последовательность в выполнении действий умение выразить свой замысел; 3. Стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как содержательной поисково-познавательной деятельности.
Воспитательные
Формировать умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Игра – важнейший спутник детства. «LEGO» позволяет детям учиться, играя обучаться в игре.
Так тема нашего семинара Формирование элементарных математических представлений у дошкольников по средством ЛЕГО конструирование.
Мы подготовили картотеку игр по математике с использованием конструктора, играя в эти игры, дети легко смогут закрепить элементарные математические представления. Например: Игра «Ступенька» формирование представлений о числе и количестве. Игра «Фигуры перепутались» Закрепить геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, цвет.