Татьяна Битюкова
Семинар для воспитателей на тему: «Развитие у дошкольников читательского интереса»
▼ Скачать + Заказать документы
В детской книжке сто картинок,
Сто стихов и сто историй,
Сто вопросов и ответов,
Тьма загадок и затей.
Обо всем расскажет книжка,
Мир большой покажет книжка,
Доброму научит книжка
Школьников и малышей.
Нужно ли сегодня детям читать книги? Казалось бы, на этот вопрос ответ очевиден, разумеется, да, но, не все так прозрачно. К сожалению, в наш «компьютерный век» художественное слово уже отступило перед техническим прогрессом. Если верить статистике, то сегодняшние дошкольники читают не более 10 минут в день, тогда как показатели тридцатилетней давности показывают цифру в 3 раза больше. Современные дети предпочитают стрелялки и бродилки, а ведь когда-то Россия считалась самой читающей.
Публикация «Семинар для воспитателей на тему: „Развитие у дошкольников читательского интереса“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Книги – добрые и мудрые советчики, настоящие друзья. Они учат думать, фантазировать, размышлять, анализировать и для нас воспитателей эти слова отнюдь не пустой звук. Еще в 18 веке французским писателем и философом Денни Дидро были произнесены слова: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Но умение активно слушать, понимать литературу, осмысливать элементы художественной выразительности не приходит само, над этим следует работать, развить его с самых ранних лет.
Оказывается, крохи, только переступившие порог детского учреждения, уже неутомимые и талантливые исследователи родного слова, с радостью слушающие полюбившиеся строки, повторяющие их, а дошкольники от 2 до 5 лет особенно чутки к поэзии и сочинительству.
Вспомним С. Маршака, убежденного в том, что основная задача взрослых заключается в умении открыть в малыше «талант читателя» и попробуем сформулировать ряд методов и приемов, чтобы достичь максимальных результатов.
Методы и приемы формирования читательского интереса
Выразительное чтение
Попробуйте привить тягу к родному слову через восприятие и эмоции.
Выбирая эту формы работы, важно следовать некоторым правилам: во-первых, читать негромко, но и не чересчур тихо, четко проговаривать слова, соблюдать смысловые паузы. Во-вторых, чтение необходимо эмоционально окрашивать, ведь монотонную речь с запинками даже взрослый не станет слушать. В-третьих, важно правильно подбирать литературные произведения, отдавайте предпочтение динамичным, коротким произведениям. Это позволит ребенку быстрее запоминать текст и слушать внимательнее.
Возьмем, к примеру, произведение «Воробьишко» М. Горького. Оно, как и любая классика, имеет серьезный подтекст и замысел.
Начинается сказка словами, которые часто вырезают из детских изданий «У воробьев совсем так же, как у людей взрослые воробьи и воробьихи – пичужки скучные и обо всем говорят, как в книжках написано, а молодежь живет своим умом». Вот и постановка проблемы: происходит обобщение двух миров: взрослого и детского. Как жить? Верить ли книжкам или все-таки своим умом? Авторская миссия в том, чтобы слушатель понял: жить нужно своим умом, но пренебрегать опытом родителей нельзя, а подчас и опасно.
Перечитывая сказку повторно нужно заострить внимание дошколят на сравнениях, звукоподражаниях, и, в заключение, обязательна беседа по содержанию.
Определим категории вопросов:
Вопросы, которые помогают узнать эмоции детей по отношению к явлениям, героям, событиям (Что или кто внушил симпатию (не понравился? И т. д.).
Вопросы, позволяющие выявить основную идею прочитанного, его проблему. (Мама осталась без хвоста, чья в этом вина? и т. д.).
Вопросы, которые акцентируют внимание на причины поступков действующих лиц.
Вопросы детям об языковых средствах выразительности.
Вопросы, направленные на пересказ содержания.
Вопросы, побуждающие к элементарным выводам, обобщениям.
Использование иллюстраций
Подбирая литературу лучше выбирать те книги, где иллюстрации предметного мира, животных наиболее реалистичны. Ушинский сказал: «Если ребёнок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит». Этот сказочно-яркий мир образов наиболее доступен и понятен дошкольникам.
Иллюстрирование детской литературы
Педагог, после прочтения может дать задание детям нарисовать запомнившийся сюжет, понравившегося героя.
К примеру, слушая «Муху Цокотуху» К. Чуковского, малыши с удовольствием изображают на бумаге, накрытый к чаепитию стол и главных героев сказки. Такая работа разовьет не только литературный вкус, но и фантазию, воображение.
Литературная викторина
К этому виду деятельности следует тщательно подготовиться, ведь дошкольники очень чувствительны к проигрышам, неизбежны обиды, шум и беспорядок.
Немаловажен и подготовительный этап, куда входят прочтение литературы, организации выставок.
Примерный перечень вопросов для викторин
В каких сказках можно встретить этих героев?
слон, весело говорящий по телефону (К. Чуковский «Телефон»);
опустивший в прорубь хвост, волк («Лисичка сестричка и серый волк);
вздыхающий и качающийся на доске, бычок (А. Барто «Идет бычок качается»);
девушка, которую мачеха не пускала на бал и заставляла работать допоздна («Золушка»).
2) Показ картинок для отгадывания
(золотой ключик) – Буратино
(берестяной короб) – Маша и медведь
(банка варенья) – Карлсон, который живет на крыше
(красная шапочка) – Красная шапочка
(щука) – По щучьему веленью
Назвать автора произведений
«Сказка о рыбаке и рыбке» (А. Пушкин)
«Айболит» (К. Чуковский)
«Сказка о глупом мышонке» (С. Маршак)
«Я люблю свою лошадку» (А. Барто).
Кукольные драматизации
В этом течении следует заниматься особенно внимательно. Ребята, под руководством взрослого могут быть не только пассивными зрителями, но и стать соучастниками спектакля, например, изготавливая кукол. Мир театра поможет детям слушать текст более внимательно и осознанно, следить за сюжетом, четче представлять героев.
Моделирование
Этот метод, помогающий легче усваивать суть и последовательность действий, считается очень эффективным.
Начинается он с замены одних объектов (реальных) на другие (условные). Если вести речь о детской литературе, то заменяемыми объектами станут сказочные герои (звери, волшебники, люди и др.).
Первая задача обучить правильному использованию заместителей (кружков, обращая детское внимание на различия между персонажами (например, по цвету: крокодил зеленый, солнце – желтый).
Изначально количество заместителей с числом персонажей должно совпадать, впоследствии же число кружков нужно увеличивать, чтобы ребенок сам находил нужные.
Второй этап – разыгрывание простых сюжетов, например, сказку «Колобок» (Колобок – желтый кружок, заяц – серый, волк – черный и т. д.).
Можно порекомендовать ребенку моделирование, путем дорисовывания частей тела. Изобразив на листке бумаги несколько кружков, превратить их в героев сказки. Если взять сказку «Репка», то первый из кружков дорисовывается листьями (репка, второй – бородой (дед, третий – косынкой (бабка) и т. д.
Вывод:
Успех воспитания маленьких «читателей» – в систематичности, выразительности и организации процесса чтения, как совместной деятельности детей и взрослых (не только в рамках регламентированных занятий).
Сотрудничество библиотек и ДОУ является не менее важным при становлении интереса к чтению.
Без поддержки родителей высоких результатов не будет. Поэтому важно строить свою работу, привлекая их к решению поставленной задачи.
Что для этого необходимо?
рекомендовать различные виды домашнего чтения, способы приобщения детей к художественной литературе;
в родительских уголках размещать списки рекомендуемых к прочтению книг, а также высказывания, статьи о важности формирования читательского интереса;
привлекать к совместным проектам, изготовлению атрибутов для театрального уголка;
побуждать к посещению библиотек;
привлекать к пополнению книжных уголков;
проводить совместные «конкурсы творчества»;
организовывать опросы, анкетирования.
Предлагаем Вашему вниманию перечень примерных вопросов для анкет.
Анкета «Организация домашнего чтения в семье»
1 вопрос «Есть ли библиотека у Вас дома (если есть, опишите ее?» :
2 вопрос «Имеется ли Вашего ребенка своя книжная полка?» :
3 вопрос «Часто ли Вы посещаете с ребенком библиотеку?» :
(если не посещаете, укажите, пожалуйста, причины)
4 вопрос «Читаются ли дома ребенку книги, как часто?» :
5 вопрос «Перечислите любимые книги и произведения вашего ребенка» :
6 вопрос «Назовите несколько последних прочитанных ребенку литературных произведений» :
7 вопрос «Обговариваете ли вы содержание прочитанного?» :
8 вопрос «Сможет ли ребенок назвать несколько, прочитанных с Вами, книг?» :
9 вопрос «Имена, каких писателей, поэтов Вашему ребенку известны?» :
10 вопрос «Сумеет ли Ваш ребенок воспроизвести отрывок из полюбившегося произведения?» :
11 вопрос «Выписываете ли вы (если да, назовите какие) детские журналы?» :
12 вопрос «Назовите возраст, когда, на Ваш взгляд, ребенок должен уметь читать?» :
13 вопрос «Ваш ребенок уже научился читать и понимать прочтенное?».
Спасибо за внимание!