МААМ-картинки

«Творческое рассказывание» (из опыта работы)

Екатерина Тимофеева
«Творческое рассказывание» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад к семинару на тему: "Творческое рассказывание".

Подготовтил: воспитатель подготовительной к школе группы № 4 "Теремок"

Тимофеева Екатерина Викторовна

(слайд № 1 - тема)

(слайд № 2)

Рассказывание – это один из способов передачи мыслей, событий, один из способов общения людей. Для детей рассказывание – это один из способов и средств познания, проверки своих знаний, представлений, оценок.

(слайд № 3)

Публикация «„Творческое рассказывание“ (из опыта работы)» размещена в разделах

Рассказ – это самостоятельно составленное развёрнутое изложение какого-либо факта или события. Составление рассказа (рассказа по заданию) – более сложная деятельность, чем пересказ, беседа или другие формы коммуникации. Потому что рассказ относится к монологической речи, которая психологически более сложная, чем диалогическая, она отличается большей развёрнутостью, так как необходимо ввести слушателей в ход событий, в смысл происходящих событий, достичь понимания ими рассказа и т. д. Естественно, что монолог требует лучшей памяти, более напряжённого внимания к содержанию, к деталям события, форме речи. Кроме того, монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога или разговора.

Для того, чтобы монологическая речь была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные, распространённые предложения, наиболее точный словарь.

(слайд № 4)

По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными.

Описание – это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Обычно описание носит деловой характер, в нём присутствует много точных определений, обстоятельств, но необходимо, чтобы присутствовали элементы образности потому, что она привлекает детей. Кроме того описание должно быть лаконичным. Описательные рассказы имеют свои разновидности – сравнительный и объяснительный рассказы. Сравнительный рассказ имеет типичную структуру сравнения двух предметов с контрастными признаками, основанный на поэтапном сопоставлении однозначных признаков (величина, цвет, форма, материал, детали). Объяснительные рассказы тоже должны присутствовать в повседневной жизни детей. Эти рассказы необходимы для того, чтобы дети умели рассуждать, потому что в рассуждении формируется логика, рассуждения, доказательства должны сопровождаться показом называемых действий. Объяснить что-то другому лицу – значит подвести его в определённой последовательности к пониманию главных связей и отношений, характерных для того явления, о котором рассказывается. Взрослый или ребёнок может объяснить, как использовать тот или иной предмет, игрушку, как играть в какую-либо игру.

Сюжетный (повествовательный) рассказ – это передача событий, происходящих в определённой последовательности с каким-нибудь героем. Такие рассказы имеют определённую типичную структуру: экспозиция (называется герой или герои, иногда даётся описание внешнего вида) – завязка (изложение перво-го события, по возможности объясняется, когда и где оно происходило) – развитие действий (установление временной или причинной связи между двумя-тремя эпизодами) – развязка (окончание рассказа, следующее после развития событий).

(слайд № 5)

Для дошкольников можно выделить три категории рассказов: рассказ по восприятию(о том, что ребёнок видит в момент рассказа, рассказ по памяти (о том, что воспринимал до момента рассказа, рассказ по воображению (придуманный, основанный на вымышленном материале, на преобразовании уже имеющихся представлений). Если двум первым категориям характерна фактическая основа, т. е. в них фигурирует реально существующие предметы и явления, что требует изложения достоверных, точных фактов (рассказы по картине, об игрушке, из предшествующего непосредственного опыта ребёнка, то третья категория рассказов – можно сказать, что это – в полном смысле слова рассказы творческие. Такие рассказы требуют от ребёнка умения видоизменять имеющийся у него опыт, создавать из этого материала относительно новые образы и ситуации. Причём творческие рассказы могут опираться на наглядную основу (придумывание событий с героями картины, придумывание сказок об игрушках) или на словесную (придумать рассказ на предложенную устно тему).

(слайд № 6)

Творческие рассказы качественно отличны от рассказывания по восприятию и рассказывания по памяти, так как строятся на детском воображении. У детей дошкольного возраста в словесной деятельности оно возникает в конце шестого года и на седьмом году жизни. На этом этапе воображение приобретает более активный и творческий характер. Придумывая рассказ о жизни вымышленного героя, ребёнок должен произвести умственный анализ сходных случаев из своего опыта, пережитых лично или услышанных от других, а затем творчески синтезировать новое явление: новый сюжет, новый облик героя и обстоятельства его жизни. В процессе придумывания рассказов формируется одновременно и критическое мышление детей (А могло ли быть так на самом деле).

(слайд № 7)

Для развития любой творческой деятельности дети нуждаются в показе (образце) способов действия. Существует ряд обучающих приёмов для развития творческого воображения и инициативы детей при составлении творческих рассказов. При обучении творческим рассказам важным является формирование правильного понимания детьми задания "придумайте". Для этого рекомендуется сопоставление детских рассказов из опыта и придуманных (на одну и ту же тему, замена в рассказе фактического характера (из личного опыта детей) какой-либо одной детали, одного эпизода, придуманными дополнительно ("выдумай", "сочини").

(слайд № 8)

Самым распространённым и наиболее лёгким приёмом для детей является предложение нескольких вариантов развития сюжета(предшествует рассказам детей). Вначале дети придерживаются тех вариантов, которые подсказал воспитатель, а затем придумывают свои. Также хороший приём для развития воображения детей – завершение рассказа. Педагог предлагает завязку, которая допускает несколько логических развязок. Активизируют воображение и речь детей и такие приёмы: дифференцировка темы применительно к лицу рассказчика ("Как мальчик нашёл…", "Как девочка нашла…", включение прямой речи героев в рассказ. В методике обучения придумыванию рассказов в подготовительной к школе группе можно рекомендовать следующие приёмы, развивающие планирующие функции: запомнить и повторить план рассказа, предложенный воспитателем; обобщить содержание своего будущего рассказа в его оглавлении; выделение основной сюжетной линии (сказать, что будет делать герой рассказа); составить план из 2 – 3 пунктов. Названные приёмы применяются дифференцированно в зависимости от умений детей.

(слайд № 9)

Процесс становления монологической речи должен совершаться в единс-тве с развитием мышления. Обучая детей этому виду рассказывания, прежде всего нужно помогать детям осмыслить содержание, которое им предстоит изложить, и установить целую систему связей: пространственных (где происходит действие, временных (когда происходит действие, цели (зачем и для чего действовал герой определённым образом, связи последовательности (как разворачивались события, их последовательность, причинно-следственных и др. Когда содержание освоено, внимание детей переключают на овладение речевой формой – им предлагается образец или план рассказа (можно применить рекомендации Логиновой В. И.). В формирующемся умении детей анализировать свой рассказ совершенствуется мышление ребёнка.

(слайд № 9)

Кроме того, со старшей группы дети учатся читать схемы. В программе по обучению детей грамоте есть тема по ознакомлению с предложением. Можно предложить составить творческий рассказ с опорой на схемы предложений. Такая работа ведётся поэтапно. Сначала знакомим с предложением, схемой предложения, а затем учим составлять предложение по соответствующей схеме. Обучение детей придумыванию рассказов осуществляется на занятиях по развитию речи, по обучению грамоте, в совместной деятельности, либо в индивидуальной работе с детьми по развитию речи вначале (в старшей группе) – с опорой на наглядный материал. Можно и даже нужно привлекать родителей к такому виду деятельности.

Личный опыт показал, что работа по развитию творческого рассказывания с использованием схем и привлечением родителей в совместную деятельность с детьми даёт положительный результат. Но этому предшествует большая предварительная работа (ознакомление с предложением и схемами предложений, индивидуальная работа с детьми, которые затрудняются в составлении рассказа по воображению, ознакомление с художественной и энциклопедической литературой, обогащение словаря детей, предоставление образца рассказа, индивидуальные беседы с родителями, консультации по данной деятельности).

(слайд № 10)

Мной была проведена следующая работа: я оформила задание для совместной деятельности детей и родителей, проконсультировала родителей, которые затруднялись в чтении схем предложений и обобщила тему рассказов и сказок, которые должны были дети составить дома под контролем родителей. Тема "Космос". Вот какие результаты мной были получены:

"Космос"

Космос очень большой.

Люди покоряют космос.

Летают туда на ракетах.

Их называют космонавтами.

Много звёзд в космосе.

Самая большая Солнце.

Она самая яркая.

Самая значимая.

Космос очень удивителен.

Дима М.

"Космос"

Однажды взорвалась звезда.

Получился большой космос.

Звёзды планеты и метеориты.

Существовал без человека.

Человек захотел в космос.

Полетел Юрий Гагарин.

Стал первым космонавтом.

Ура Гагарину.

Я буду космонавтом.

Артём И.

"Космос"

Космос очень велик.

Космос окружает Землю.

Покорён ракетами и спутниками.

Существуют другие планеты.

Там существуют и звёзды.

Солнце тоже звезда.

Звёзды огромные шары.

Они светятся.

Космос огромный шар.

Вероника Ж.

"Космодром"

Ракета готова лететь.

Она летит быстро.

Ракетой управляют 3 космонавта.

Они имеют скафандры.

Космонавты едят из тюбиков.

Встречали разные планеты.

Они покорители Марса.

Летели долго.

Посадка была хорошая.

Коля Р.

"Звёздочка"

Жила была звёздочка.

Она была красива.

Светила ярко и загадочно.

Светила своими лучами.

Ночью светила в окно.

Я любовался звёздочкой.

Она подмигивала мне.

Утром гасла.

Мне было жаль.

Миша Т.

"Планета"

Наша планета Земля.

Наша Земля круглая.

Она похожа на шар.

Земля наш дом.

Живут люди на Земле.

Растут разные растения.

Космонавты покоряют космос.

Земля вращается.

Люди живут счастливо.

Влад И.

(Схемы к этим рассказам прилагаются в презентации слайд № 10).

В практике работы вполне допустимо смешивание видов рассказа в одном высказывании ребёнка. Важную роль в развитии детского словесного творчества играет позиция воспитателя, он должен быть заинтересован в этом виде деятельности, необходимо поощрять детей, привлекать к работе родителей, проводить совместную деятельность с ними по развитию словесного творчества. Для закрепления умения придумывать рассказы и сказки можно использовать словесные дидактические игры.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста». В общей методике развития речи детей дошкольного возраста выделяются следующие направления обучения: накопление словаря, формирование грамматически.

Презентация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Презентация по теме: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи". «Учите ребёнка, каким – нибудь.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Творческое рассказывание» (из опыта работы)
Опубликовано: 14 мая 2015 в 09:22
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Творческое рассказывание» (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Тимофеева (УИ 300464) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД