Полина Чебанова
Семинар для воспитателей младших групп «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №6 – ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»
СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ГРУПП на тему :
«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Подготовила и провела:
педагог-психолог
Чебанова П. С.
г. Сергиев Посад-7, 17.09.2018
Публикация «Семинар для воспитателей младших групп „Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Практический семинар для воспитателей___
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов.
Задачи:
• Развивать у педагогов потребность в самосовершенствовании, пополнении своих знаний и умений, побуждать к активной творческой деятельности.
• Развивать коммуникативные способности педагогов.
Ход семинара
Вступительное слово психолога:
Каждый год большое число детей впервые приходят в детские учреждения. Многие малыши трудно переносят даже временную разлуку с близкими, изменение условий жизни, привычек. Травма, наносимая нервной системе ребенка в период его привыкания к детскому учреждению, может иметь долговременные последствия: нарушение в состоянии возбудимости нервной системы, невротические расстройства, приобретенные в период адаптации к яслям. Поэтому проблема правильной организации периода адаптации детей при поступлении их в детское учреждение приобретает большое социальное и педагогическое значение.
Так что же такое "адаптация"?
1. Задание
На магнитной доске составить из предложенных слов определение "Адаптация".
Материал: магнитная доска, магниты, листы бумаги с напечатанными словами (+ лишние слова) для определения слова "Адаптация".
Адаптация - процесс приспособления человека (ребенка) к новой для него среде, или изменившемся условиям.
Адаптация - это процесс эффективного взаимодействия организма со средой.
2. Сейчас предлагаю вам вспомнить периоды адаптации.
Период привыкания ребенка к новым социальным условиям делится на три этапа:
1. Острый период, или период дезадаптации :.
2. Подострый период, или адаптация (приспособление) :
3. Период компенсации или адаптированности к данным социальным условиям, когда нормализуются все регистрируемые показатели.
Характер и особенности течения первых двух периодов (острый и подострый) позволили классифицировать адаптацию по степени тяжести :
Легкая, средней тяжести и тяжелая.
При легкой степени адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников - за 10-15 дней.
Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объем съедаемой ребенком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения с взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается, функциональные изменения едва выражены и нормализуются в течение 2-4 недель. В период легкой адаптации заболеваний не возникает.
При адаптации средней тяжести все нарушения в поведении ребенка выражены более ярко и являются длительными. Нарушения сна и аппетита нормализуются не раньше, чем через 20-40 дней. Период угнетения ориентировочной активности длится в среднем 20 дней, речевая активность восстанавливается на 30-40 день, эмоциональное состояние неустойчиво в течении месяца, отмечается значительное снижение двигательной активности на протяжении 30-35 дней. В это время взаимоотношения со взрослыми не нарушаются. Все функциональные изменения выражены отчетливо, особенно в дни, предшествующие заболеванию, которое при этой степени адаптации возникает в виде острой респираторной инфекции, протекающей без осложнений.
Тяжелая адаптация характеризуется значительной длительностью (от 2 до 6 и более месяцев) и тяжестью её проявлений.
Эта степень адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки.
При 1 варианте ребенок начинает повторно болеть, что неблагоприятно отражается на состоянии реактивности его организма, общем соматическом статусе, показателях физического и нервно-психического развития. Чаще встречается у детей 1,5-2 лет жизни, имеющих в анамнезе отклонения в здоровье вследствие токсикоза беременности у матери, осложнений в родах, заболевания периода новорожденности и т. д.
Второй вариант тяжелой адаптации характеризуется длительностью и тяжестью проявлений неадекватного поведения, граничащего с невротическими состояниями (понижение настроения, нарушение аппетита (волчий аппетит или его отсутствие, недержание мочи и кала, заикание, тики, расстройство сна - сон поверхностный, с частыми пробуждениями, с трудом засыпают, учащенное моргание, шмыганье носом и т. д.) Наблюдается длительное снижение аппетита (его восстановление начинается не раньше чем на 3 неделе, иногда и позже). В некоторых случаях при приеме пищи проявляется стойкая анорексия или даже невротическая рвота. Длительно (в течение 30-40 дней) нарушается сон (чуткий, укороченный). Ребенок медленно засыпает, пробуждаясь плачет.
Дети, как правило, упорно избегают контактов со сверстниками, проявляют к ним агрессию или стремятся к уединению. Отношения со взрослыми избирательно. Эмоциональное состояние длительно нарушено. Это выражается либо в плаче во время бодрствования, либо плач и хныканье сменяются пассивностью, безразличием. Резко снижается двигательная и речевая активность, игровая деятельность становится примитивной. Ребенок капризничает, требует повышенного внимания со стороны взрослого, вскрикивает во сне, пугается чужих людей.
При тяжелой адаптации темп нервно-психического развития ребенка замедляется. Развитие речи и игровая деятельность по сравнению с возрастной нормой отстают на 1-2 квартала (3-6 мес.).
Упражнение «Погружение в детство»
Цель — активизировать впечатления раннего детства, прочувствовать эмоциональное состояние ребенка в возрасте 2—3 лет.
А теперь сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, при-слушайтесь к своему дыханию — оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах.
Представьте себя в детстве, то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день. Воздух терпкий, пряный, пахнет тополиными почками. Деревья покрываются первыми листочками и такие высокие, что кажется, своими верхушками достают до неба. Вам два или три года. Вы идете по улице. Как вы выглядите? Посмотрите, что на вас надето: какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете его теплую нежную руку.
Получается у вас представить себя маленьким ребенком? Расскажите, что вы чувствуете? Давайте запишем ваши чувства (записывать можно в тетрадях или на доске).
Упражнение «Теннисные мячики»
Цель — прочувствовать тяжесть эмоционального переживания ребенком начала посещения детского сада.
Посмотрите на шарики в моей корзинке — это трудности, с которыми сталкивается ребенок, пришедший в детский сад. Я раздам их вам (теннисные шарики раздаются по кругу). Я раздаю вам такие трудности:
— ощущение одиночества от отсутствия близких людей в течение «беско-нечного времени», и «неизвестно, заберут ли меня домой»;
— незнакомая обстановка;
— незнакомые взрослые, мальчики и девочки;
— недостаточно развитые навыки самообслуживания (не умеют или не аккуратно кушают, не умеют или стесняются попроситься на горшок, не умеют одеваться и т. п.);
— новый режим дня.
Удобно ли вам держать в руках столько шариков? Что вы чувствуете, если они падают? Что вам хочется сделать?
Чтобы снизить эмоциональное напряжение, необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие, — на игру, а также создать условия для возникновения доверия между воспитателем и ребенком.
Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Лучше, если первые игры будут фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Предлагаю следующие игры для деток:
1. «Знакомство с игрушками»
Атрибуты: можно использовать домашних, диких животных, кукол, которые можно одеть на руку.
К детям приходит зайчик (медвежонок, ёжик). Его озвучивает воспитатель.
Зайчик: «Здравствуй! Меня зовут Пушистик. А тебя как зовут? А давай я отгадаю, наверное, ты – Ваня».
Если дети общительные - их имена можно «перепутать», чтобы дать им возможность вас поправить. Имена стеснительных детей лучше называть правильно, чтобы их не смущать. Можно помочь ребенку и от его имени поговорить с зайчиком: «Зайчик, а это Кирилл. Он очень хороший и спокойный мальчик».
2. «Как меня зовут»
Атрибуты: кукла
Дети встают в круг или в кругу сидят на стульчиках. Взрослый держит игрушку в руках.
Воспитатель : «Ребята, к нам в гости пришла кукла. Её зовут Маша. Маша, а меня зовут Ольга Андреевна. А вот как зовут вас, Маша не знает. Давайте назовём ей свои имена». Передаю куклу ребёнку, тот называет своё имя и передаёт следующему и т. д.
3. «Кто сегодня не пришёл?»
Атрибуты: кукла
Воспитатель : «К нам в гости пришла кукла Маша. Она рада видеть всех ребят. Только кого-то не хватает. Давайте поможем Маше вспомнить, кто из ребят сегодня не пришёл в детский сад». Дети называют имена детей, не пришедших в садик.
Воспитатель : «Мы завтра с Машей обязательно будем их ждать».
4. «Перепутались»
Атрибуты: кукла
Воспитатель : «Ребята, кукла Маша ходила в гости к другим ребятам. Ей там назвали так много разных имён, что она запуталась и перепутала все наши имена. Давайте ей поможем вспомнить, как нас зовут».
Воспитатель от имени куклы называет детей другими именами, а дети её исправляют.
5. «Где же Вика…»
Атрибуты: игрушки, знакомые детям: поросёнок, петушок, котёнок…
Дети стоят в кругу.
Воспитатель : «Ребята, наши друзья потерялись. Поросёнок потерял Арину. Где она?» Дети показывают на Арину. «А петушок потерял Вику. Где же Вика?» Дети показывают на Вику.
Так с помощью игрушек воспитатель находит всех детей.
6. «Я вижу…»
Воспитатель и дети сидят на стульчиках в кругу.
Воспитатель : «Ребята, я вижу Владика. А кого видит Владик?» Владик называет ребенка, на которого смотрит. Так все дети по очереди называют того, на кого смотрят.
7. «Кто со мной рядом»
Дети стоят в кругу с воспитателем.
Воспитатель : «Со мной рядом стоит Валерия и Саша. Я возьму их за руки». Дети по очереди называют тех, кто стоит с ними рядом, и берут друг друга за руки.
8. «Мячик покатился»
Атрибуты: мяч
Воспитатель и дети садятся в круг на полу. Воспитатель катит мяч одному из детей со словами : «Мячик покатился (к Богдану)». Богдан ловит мяч и катит его кому-нибудь из детей со словами : «Мячик покатился (имя ребёнка)».
9. «Я пойду»
Воспитатель с детьми стоят в кругу.
Воспитатель : «Я пойду к Яне». Подходит к ребёнку. «Яна, ты к кому пойдёшь?» Яна называет имя ребёнка и подходит к нему. И так далее.
10. «Мы здороваемся»
Атрибуты: кукла-рукавичка
Дети встают в круг.
Воспитатель идет по кругу с куклой и с каждым здоровается за руку. Потом дети сами подходят к кукле и здороваются с ней. Также дети могут по очереди идти по кругу и здороваться со всеми за руку.
11. «Мама кошка»
Атрибуты: маска кошки
Дети – «котята», ходят свободно по групповой комнате. Воспитатель – «кошка»(можно надеть маску) произносит слова:
Котятки мои гуляют, бегают, играют.
Куда вы котятки собрались бежать?
Мне вас совсем не догнать.
Бегите скорее ко мне под лапки.
Будем играть в прятки.
"Котята" бегут к "кошке" и прячутся под "лапками". Ни один "котёнок" (ребёнок) не должен остаться в стороне.
12. «Кораблик»
Атрибуты: матрасик, бубен
На паласе (это «вода») воспитатель раскладывает матрасик – это «кораблик». Детям надо всем поместиться на «кораблике». Если матрасик большой – они сидят, если маленький - стоят. Воспитатель бьёт в бубен, дети «прыгают в воду» и «плавают» (ходят, бегают по паласу, по следующему удару в бубен все забираются на «кораблик».
13. «Хозяева и гости»
Атрибуты: один обруч на пару детей, игрушка-кошечка.
На полу лежат домики – обручи. В каждый «домик» встаёт ребёнок-хозяин. (тот, кого выбрала кошечка). Воспитатель предлагает каждому «хозяину» пригласить к себе гостя (из тех, кто остался без домика). Для этого надо назвать имя ребёнка, подойти к нему, взять за руку и привести к себе «в дом».
Потом дети меняются ролями.
14. «Повторяем за…»
Дети стоят в кругу.
Воспитатель предлагает поиграть : поднимает высоко руки, приседает, наклоняется и т. д. Дети повторяют действия взрослого. Затем воспитатель приглашает самого смелого в центр круга и говорит: «Повторяем за…» (называет имя ребенка). Если дети затрудняются, воспитатель помогает малышам придумывать движения.
15. «Загадки»
Атрибуты: игрушки домашние или дикие животные
Дети сидят на стульях в кругу.
У каждого в руках спрятана игрушка животное (лошадка, корова, свинья, кошка, собака). Воспитатель называет имя ребёнка. Малыш громко «говорит» от имени своего животного («иго-го», «му», «хрю-хрю»). Остальные дети отгадывают животное.
Также очень нравятся деткам игры с песком, и я, как песочный терапевт, всегда рекомендую играть в такие игры педагогам во время адаптации. Игра в песок, особенно для малышей первых-вторых младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Психологи и воспитатели младших групп могут использовать игры с песком в качестве писихопрофилактического средства в период адаптации детей к жизни в детском саду.
Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. Психолог или воспитатель естественным путем могут осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки.
Это такие игры как:
Упражнение «Здравствуй, песок!»
Цель: снижение психофизического напряжения.
Ведущий просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка —.»
Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т. д.
2. Упражнение «Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
3. Упражнение «Песочный ветер» (дыхательное)
Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.
Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
3. Решение проблемных ситуаций, задач.
Задание: определите степень адаптации у этих детей.
Задача №1
Максим (2 г., придя в группу, подошел к машинкам, стал катать по полу. Когда воспитатель предложила сесть за стол, чтобы позавтракать он отказался, есть он будет дома. Такая ситуация длилась в течение недели. Через неделю Максим сам сел за стол, ел с аппетитом. Спать остался на 5 день, воспитатель сидела с ним и поглаживала его спинке. Когда уходил домой, сказал, что придет завтра.
Задача №2
Александра (2г. 3м.) первое время сильно плакала, не хотела играть с детьми. Все время держалась за воспитателя и спрашивала : "где мама?". За стол садилась, но сама есть отказывалась, воспитатели кормили. Утром не хотела отпускать маму. Через неделю стала подходить к детям и наблюдать что они делают, но с ними не играла. Через 3 недели стала сама есть, играть с куклами. На 4 неделе заболела, не было 8 дней, без осложнений.
Задача №3
Лена (2г. 5м) сильно плачет при расставании с мамой, долго не может успокоится. Отказывается от еды. С детьми не играет. Не слазит с рук воспитателя, а если поставить на ноги начинает плакать. На 10 день стали оставлять на сон, укачивали. К концу 4 недели стала кушать - кормят воспитатели, сон поверхностный, просыпаясь плачет. В течение месяца болела дважды, с осложнением. На протяжении всего дня периодически хнычет.
Проблемная ситуация № 1
Маша (1г. 8 мес.) и Аня (2г. 9 мес.) играют рядом. Маша тянется за неваляшкой, Аня тут же выхватывает игрушку из рук у Маши. Проходит какое-то время, Маша оставив игрушки, берет бумагу, хочет порисовать. Аня моментально бросает свои дела, вырывает бумагу из рук у плачущей Маши.
Почему Аня так поступает и что можно сделать в этой ситуации?
Возможные варианты ответов:
Вариант 1
Аня перешла в фазу игры "вместе". Ей необходим партнер.
Вариант 2
Родители Ани часто поступают таким же бесцеремонным образом, когда считают, что Ане надо заняться чем-то другим, не тратя время и силы на убеждения. Ребенок усвоил такую модель поведения. Попытайтесь создать другую модель поведения у ребенка.
Проблемная ситуация № 2
Миша (2г. 4 мес.) пытается надеть колготы самостоятельно. У него не получается. Вмешивается воспитатель. "Я сам!" - протестует ребенок. Перед нами кризис трех лет: упрямство, негативизм, желание быть как взрослый, делать все по своему. Так как это неизбежно, остается извлечь из этого пользу для ребенка - он чему-то научится, для вас при верном воздействии ребенок станет больше прислушиваться к вашему мнению осознанно, так как его права будут соблюдены.
Возможные варианты ответов:
Вариант 1
Если время позволяет, предоставьте ребенку возможность повоевать с колготками самому. Когда он выбьется из сил, предложите свою помощь, по возможности, предоставив ребенку делать это самому с вашими подробными указаниями, желательно в стихотворной форме. Важно это сделать до того, как он расплачется от бессилия. Если опоздали, сначала утешьте, похвалите его самостоятельность, скажите, что он почти их надел, осталась пара пустяков. Затем начинайте учить.
Вариант 2
Надо торопиться, все дети почти одеты. Выждав немного, осторожно предложите помощь. Если ребенок заупрямится, скажите, что он уже справляется, только вот забыл сделать то-то и то-то. Если поторопиться, дело может кончиться скандалом, а это займет еще больше времени.
Проблемная ситуация № 3
Ребенок с трудом оторвался от матери, громко плачет.
Возможные варианты ответов:
Вариант 1
Проводите его к окну, помашите вместе с ним маме в окошко.
Вариант 2
Отведите в спальню или поближе к игрушкам, лучше всего туда, где есть возможность побыть одному, предоставьте его самому себе.
Вариант 3
Если ребенок впервые в ДОУ, вооружитесь куклой бибабо, с её помощью отвлеките и успокойте ребенка.
Проблемная ситуация № 4
Родители Тани часто просят не брать девочку на прогулку, боясь простуды.
Возможные варианты ответов:
Вариант 1
Ребенок только что после болезни, операции и т. п. Пойдите навстречу родителям, объяснив, что это будет исключением, а не правилом.
Вариант 2
Родители идут на конфликт. Объясните родителям, что на время прогулки няня открывает настежь окна в любую погоду, чтобы проветрить группу, и выразите опасение, не простудится ребенок при таких условиях, скорее, в группе, чем на улице.
Вариант 3
Родители тревожные. Объясните, что в плохую погоду детей гулять не выводят, посоветуйте одевать ребенка теплее. Предложите родителям присутствовать на прогулке, убедиться, что дети под присмотром, в движении.
Какие признаки указывают на завершение адаптационного периода?
(ответы педагогов)
Период адаптации в среднем завершается в течение 3-х месяцев.
4. Влияние педагога на течение адаптации
Адаптация к новым условиям жизни неизбежна. Но мы в силах сделать этот процесс максимально безболезненным.
Так какие же методы и приемы способствуют облегчению прохождения периода адаптации?
Обсуждение и наработка возможных мероприятий по облегчению адаптации.
Возможные мероприятия по облегчению периода адаптации :
Привлекательный и опрятный внешний вид воспитателя, исключить белый халат.
Воспитатель должен быть доброжелателен, терпеливым, улыбаться по ситуации.
Называть ребенка ласковым именем, как дома.
Использовать отвлекающие моменты при расставании, плаче.
Использовать игрушки забавы (мыльные пузыри, музыкальные, светящиеся, заводные и т. д.).
При укладывании спать использовать телесный контакт (поглаживание, похлопывание, петь колыбельные или прослушивать фонограмму, разрешать брать с собой в кровать любимую игрушку.
Не отучать в период адаптации от вредных привычек (соска, пустышка, памперс, бутылочка :).
Использовать элементы телесной терапии (обнимание и поглаживание ребенка, игры с прикосновением).
По рекомендации врача можно подвешивать над кроваткой возбудимого ребенка мешочек с успокаивающим сбором трав.
Ароматерапия - при условии что у детей нет аллергии.
Использование игр на сближение детей друг с другом.
Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и сверстниками.
5. Практическая часть
• составить памятку, рекомендацию, советы для родителей вновь прибывших детей.
• вспомнить и придумать методы и приемы отвлечения ребенка от "ухода родителей".
• составить анкету-знакомство для родителей вновь прибывшего ребенка
Работа с детьми очень ответственна, а при наборе группы она требует от педагогов ещё большей собранности, согласованности действий, организованности, пунктуального соблюдения режима, умения, заниматься с одним ребенком, видеть всю группу. Воспитатель должен проявлять терпение, чуткость и осторожность в обращении с детьми, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, уметь правильно определить подход к каждому вновь поступившему ребенку в зависимости от характера его адаптации.
От того, насколько правильный подход к ребенку найдет воспитатель, сможет ли он понять его желания, интересы, учесть его потребности, организовать жизнь ребенка в течении дня в новых для него условиях, зависит течение и длительность адаптации.
Литература
1. Адаптация детей раннего возраста к условиям в ДОУ : Практическое пособие /Авт. -сост. Белкина Л. В. - Воронеж "Учитель", 2004.-236 с.
2. Ларечина Е. В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. Методическое пособие. СПб. : Речь, 2004. - 160 с.
3. Сотникова В. М., Ильина Т. Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. М. : ООО "Издательство Скрипторий 2003", 2006. - 80 с.