Оксана Баженова
Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация – сложный процесс приспособления, протекающих на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом.
Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста. При поступлении ребё нка в детский сад происходит ломка его стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую много неизвестного. И даже самый здоровый ребёнок теряется, впервые попав в совершенно новую обстановку, где нет мамы, где много незнакомых детей, ходят чужие взрослые, которых надо слушаться, приходится есть незнакомую пищу, спать в незнакомой кровати.
Темочки:
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
Чтобы процесс адаптации был оптимальным необходим постепенный переход ребёнка к новым условиям.
Родители могут помочь ребё нку:
Приблизить домашний режим к режиму детского сада (время прогулки, сна, кормления и т. д.);
Как можно раньше провести профилактические, оздоровительные мероприятия, рекомендованные врачом;
Отучить ребёнка от укачивания перед сном, сосания груди, соски – пустышки, бутылочки с соской, ношения памперсов;
Приучить к самообслуживанию, учить контролировать физиологические потребности. Поощрять самостоятельные действия;
Расширить круг общения ребёнка во дворе, на детской площадке, в сквере; поощрять игры со сверстниками (делиться игрушкой). Коммуникабельность ребенка во многом определяет успешность адаптации;
Регулярно проводить предметные игры в течении 10-15 минут. Это поможет сформировать у ребёнка устойчивый интерес к игре и в дальнейшем позволит ему занять себя в детском саду;
Вовлекать детей в совместные игры с близкими взрослыми. Это позволит ребёнку быстрее наладить контакт с воспитателями;
Предъявлять ребёнку спокойным, приветливым тоном только доступные ему требования;
Положительно оценивать действия ребёнка (поощрять даже за попытку выполнить просьбу);
Не проявлять беспокойства, не высказывать при ребёнке сожаления о том, что приходится отдать его в детский сад. Малыш четко улавливает состояние и настроение своих близких, особенно мамы, и тоже тревожится.
Родители должны соизмерять собственные ожидания с индивидуальными и возрастными возможностями ребёнка, не предъявлять завышенных требований.
В период адаптации родителям рекомендую игру с куклой, которая «пошла в детский сад». Игровое проигрывание ситуации с куклой, расставание с ней, подражаниям действий взрослого позволяют снизить тревожность ребёнка. Игра полезна и тем, что развивает у ребё нка чувство ответственности за другого человека: ведь куклу – ребёнка надо одеть, покормить, отвести в детский сад и вовремя забрать.
Также можно использовать музыкотерапию. Это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний. Таким образом, музыкотерапия в процессе адаптации детей раннего возраста может являться способом эмоционального воздействия на ребёнка, способом коммуникации, способом музыкального развития детей. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей.
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребёнка.
Чего нельзя делать ни в коем случае
Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет любимым, ни безопасным.
Нельзя плохо отзываться о саде и воспитателях при ребёнке. Это может навести малыша на мысль, что сад – нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
Нельзя обманывать ребёнка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже на полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Каким бы хорошим не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет малышу лучше, чем родители. Если ребенок будет уверен, что в конце дня его ждет «тихая пристань», целый день в саду не будут для него такой оглушительной вечностью, и стресс отступит!
Список литературы:
1. Доронова, Т. Адаптация ребенка к ДОУ : новые подходы. // Обруч. -2006.-№5.
2. Кириллова Ю. психолого-педагогическая помощь родителям при адаптации детей // Ребёнок в детском саду. – 2014. - № 1.
3. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: теория и практика. М., 1999.
4. Разина Н. Игровая поддержка ребёнка в адаптационный период // Ребёнок в детском саду. – 2014. - № 2.
5. Теплюк, С. Н. и др. Дети раннего возраста в ДОУ. Программа и методические рекомендации. Издательство Мозаика Синтез-М. -2000