Стапонкус Марина Николаевна
Семинар для родителей «Игры раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
У ребёнка есть страсть к игре, и её надо удовлетворять.
Надо не только дать ему вовремя поиграть, но и
пропитать игрой всю его жизнь.
А. Макаренко
Материалы для занятия: ёмкость с водой, пластмассовые бутылочки разной формы и объёма. Предметы (из металла, дерева, резины, пластмассы, бумаги, сахар, песок, водорастворимая краска, фигурки изо льда, пластмассовые трубочки, цветное тесто, горошины, массажный шарик.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Младшая группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. Сначала они играют в одиночку, но с полутора лет их всё чаще привлекают игры со сверстниками. В процессе игры дети приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться.
Что даёт ребё нку игра:
- удовольствие;
- знакомство с нормами, правилами жизни;
- общение со сверстниками;
- возможность выражать свои эмоции;
- возможность выбирать игрушки (предметно-игровую среду, средства игры (слово, движение, песню);
- внутреннюю свободу: играю, где хочу, с кем хочу, чем хочу.
Сенсомоторное развитие ребёнка
Почему акцент в выборе игр для детей раннего возраста стоит делать на сенсорные и моторные игры?
Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций:
восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.
Двигательная активность развивается в определё нной последовательности: противостояние силам гравитации (ребёнок поднимает голову, переворачивается на бок, на живот, ползание, лазание, ходьба, бег. В процессе освоения ползания формируются:
- зрительно-моторная координация, определяющая впоследствии манипуляцию с предметами, рисование, письмо;
- межполушарное взаимодействия – координации работы левой и правой частей тела, что теснейшим образом связанно с развитием мышления и речи ребёнка;
- ориентация в пространстве;
- чувства равновесия.
Формирование и закрепление любых телесных навыков предлагает востребованность извне восприятия, эмоции, процесс саморегуляции. Первичные движения ребёнка – хватание, сосание, ползание, лазание – базируются на рефлексах. А началом рефлекса является сенсорная стимуляция: зрительная (ребёнок увидел, тактильная (пощупал, звуковая (услышал).
Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребёнка со взрослыми, которые обучают его видеть, ощущать, слушать и слышать, то есть воспринимать окружающий предметный мир.
Ведущая деятельность детей 1-3 лет – предметно-игровая. То, как взрослый играет с ребёнком, каким жизненным опытом его обеспечивает, существенно влияет на эмоциональное развитие, способности к учёбе и умение приспосабливаться к взрослой жизни.
Отстающие в моторном развитии дети медлительны, тонкие дифференцированные движения удаются им с трудом, переключаемость и последовательность движений нарушены. Они с запаздыванием начинают захват игрушки, долго не осваивают пинцетный захват предмета двумя пальцами, начинают ходить позже обычного срока.
Сенсорные игры :
Игры с водой.
1 Выливаем, наливаем, сравниваем:
- сколько маленьких стаканчиков поместится в большую бутылку;
- наполнить бутылку до половины – она будет плавать;
- налить бутылку до верха – она будет тонуть;
- «фонтан» из бутылки.
2 Кидаем в бутылку всё подряд (металл, дерево, резину, пластмассу, бумагу, губки) :
- тонет –не тонет;
- вылавливаем игрушки;
- «дождь» из губки.
3 Эксперименты с подкрашенной водой: прозрачная – не прозрачная.
4 Лёд. Знакомим ребё нка с разной температурой: холодно-тепло-горячо;
- растворяется – не растворяется, тает – не тает.
5 Создаё м воронку: дуем в воду через трубочку.
Игры с тестом
Способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребёнка, снимают эмоциональное напряжение. Детям предлагается несколько комочков из цветного теста (красный, синий, жёлтый).
1 Пальчики шагают по лепёшке (подушечки пальцев быстрыми движениями надавливают на середину и края лепёшки).
2 На плоскую картинку из теста кладут ладошку, надавливают на тыльную сторону ладони.
3 Большим пальцем надавливают в середину лепёшки.
4 Лепёшку украшают горохом, фасолью.
5 Ребёнку дают комочек теста оранжевого цвета «Лепим колобок» - раскатываем между ладонями шар, дети проговаривают «Колобок, колобок – румяный бок».
6 Детям предлагают приклеить колобку глазки, рот, нос из фасоли.
7 Строят пирамидку, скрепляют шарики или кубики кусочками теста. Нанизывают шарики из теста на палочку, карандаш.
Моторные игры
Пальчиковая гимнастика (игры и упражнения по развитию мелкой моторики).
1 Делаем упражнения с массажным шариком, грецкими орехами, шестигранными карандашами, желательно сопровождаемые стихотворным текстом. Длительность упражнений 2-3 мин (в зависимости от возраста). Одно упражнение повторяется 4-6 раз; пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно (упражнение выполняется сначала правой, потом левой рукой, затем двумя одновременно); после каждого упражнения нужно расслабить пальцы рук (потрясти кистями).
2 «Танцуем» пальцами и хлопаем в ладоши.
3 Занимаемся с детьми мозаикой, играми с мелкими деталями, мелкими игрушками, счётными палочками.
4 Пробуем технику рисования пальцами. Добавим в краски соль или песок для эффекта массажа.
5 Организовываем игры с водой, теста.
6 Даём детям лущить горох и чистить фасоль или арахис.
7 Мытьё посуды и уборка стола после еды – прекрасная возможность потренировать мелкие пальцевые мышцы.
Развитие умственных способностей ребёнка раннего возраста
Понятия
Обращайте внимание детей на видимые связи понятий и предметов в окружающей обстановке, таких как тень на полу, линии в рисунке на ковре.
Читайте книги и истории, где имеются повторяющиеся понятия и действия («Волк и семеро козлят», «Три поросёнка» и т. д.).
Давайте детям задания нарисовать предметы с противоположными значениями. Например, тонкую и толстую линию, цветной и чёрно-белый рисунок.
Обсуждайте с детьми времена года, очерёдность месяцев, дней в неделе.
Поговорите об организме человека. Как мы вдыхаем и выдыхаем воздух? Как бьётся наше сердце?
Разучите с детьми стихи, в которых есть обозначение понятий. Например,
Плечики, коленки, носки, голова, носики, ушки, рот и глаза.
Привлекательность новизны
Меняйте детские игрушки, делайте перестановку в комнате и привлекайте к процессу детей. Убедитесь, что дети готовы к этому. Слишком частые изменения могут вселять неуверенность.
Прячьте на время часть игрушек (на пару месяцев, а потом возвращайте.
Вырезайте с детьми силуэты из бумаги.
Попробуйте говорить простые слова наоборот.
Перекрёстные движения
Левое полушарие мозга контролирует правую сторону тела, а правое контролирует левую. Мы нуждаемся в равноценной работе обоих полушарий, необходимо формирование межполушарного взаимодействия.
Начинайте каждый день с зарядки, в которую включены упражнения на перекрёстные движения рук и ног. Например, наклонитесь и достаньте левой рукой правый носок ноги и наоборот.
Играйте в «Ладушки».
Разучите несколько упражнений на координацию движений. Например, хлопните правой ладонью о правое колено, затем хлопните в ладоши и поменяйте руку и ногу.
Двигайтесь под музыку, пользуясь лентами и шарфами. Пусть дети размахивают ими.
Расположите предметы на столе так, чтобы детям надо было тянуться за ними.
Поиграйте в игры, где надо ползать по полу, выполняя при этом перекрёстные движения.
Сажайте детей к себе на колени и читайте вместе книги. Пусть дети переворачивают страницы.
Возможность выбора
Предлагайте так, чтобы оставить детям возможность выбора (при выборе красок, меню, места для картины и т. п.). Например, «ты хочешь просто молока или шоколадное молоко?»
Ограничьте выбор тремя вариантами. Дети теряются при слишком большом выборе.
Привлекайте детей к решению семейных проблем, давая им право голоса.