Нина Новикова
Консультация для родителей «Пальчиковые игры и изобразительная деятельность детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. Развивая мелкую моторику, мы развиваем логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливаем детей к письму, развиваем мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания.
К сожалению, у детей раннего возраста часто отмечается слабое развитие мелкой моторики рук. При всей внешней незначительности, это очень серьёзный и нежелательный признак, на который родителям надо обратить самое серьёзное внимание. Педагогами и психологами доказано, что мелкая мышечная координация пальцев рук напрямую связана с общим уровнем интеллектуального развития ребёнка, и в первую очередь – с его вербальными способностями, то есть с его речью, с умением общаться с другими детьми и правильно выражать свою мысль.
Публикация «Консультация для родителей „Пальчиковые игры и изобразительная деятельность детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- ИЗО, изобразительное искусство. Игры, дидактические пособия
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Пальчиковая гимнастика. Конспекты занятий
- Темочки
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность. Важно понимать, что для ребёнка раннего возраста любая изобразительная деятельность – это тоже игра, игра пальчиками!
Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе. Рисовать можно чем угодно и как угодно! Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, а нетрадиционные техники помогают этому. Во многом результат работы ребенка зависит от заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть игра, сюрпризный момент, просьба о помощи. Кроме того важно живо и эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображений!
В нашей группе на занятиях с детьми мы рисуем пальчиками:
…и поролоновыми тампончиками, ватными палочками:
В лепке мы используем разнообразные приемы:
Детям очень нравится заниматься с пластилином, раскатывать прямыми и круговыми движениями между ладошками, сплющивать, оттягивать, отщипывать и соединять детали путем примазывания и разглаживания.
Благодаря занятиям по изобразительной деятельности, развивающей мелкую моторику рук, заметно увеличилась речевая активность детей в группе.
Советы родителям
Кандидат педагогических наук М. А. Поваляева предлагает тест на распознавание пальцев, который можно провести со своим ребенком дома.
Сядьте за стол напротив ребенка. Попросите его протянуть руку, закройте ладонь и пальцы своей рукой. Другой рукой дотрагивайтесь до пальцев его протянутой руки. Попросите вытянуть на другой руке тот палец, который вы трогаете.
В норме: трехлетние дети правильно определяют большой палец.
Хорошие рекомендации для занятий с ребёнком дома есть в книге О. В. Барсуковой «Приобщение детей раннего возраста к художественно-изобразительной деятельности в условиях семейного воспитания»:
Кандидат педагогических наук М. А. Поваляева предлагает тест на распознавание пальцев, который можно провести со своим ребенком дома. Сядьте за стол напротив ребенка. Попросите его протянуть руку, закройте ладонь и пальцы своей рукой. Другой рукой дотрагивайтесь до пальцев его протянутой руки. Попросите вытянуть на другой руке тот палец, который вы трогаете. В норме: трехлетние дети правильно определяют большой палец. Хорошие рекомендации для занятий с ребёнком дома есть в книге О. В. Барсуковой «Приобщение детей раннего возраста к художественно-изобразительной деятельности в условиях семейного воспитания»:
url]http://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2014/url
«Родители могут превратить простое задание по лепке, аппликации или рисованию в маленькую увлекательную сказку или историю. Это повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию.
В качестве практического примера и наглядной иллюстрации для родителей мы приводим наши авторские игры-занятия по тематике «Животные», направленные на все три вида художественной деятельности: лепка, аппликация и рисование. Игра-занятие №1: «Черепаха». Вид деятельности: лепка (прием размазывания и скатывания). Материалы: пластилин зеленого, желтого, красного и синего цветов, подготовленные скорлупки грецких орехов, листы цветного картона зеленого оттенка. Ход игрового сеанса: ребенок и взрослый родители садятся за стол для творчества. Взрослый проводит разминочную пальчиковую игру «Черепаха»: Шла по полю черепаха (идем пальчиками) И дрожала вся от страха (руки в кулачках, кулачки дрожат) Говорит она: «Кусь – кусь! (большой и указательный пальцы «кусаются») Никого я не боюсь! (отрицание – указательным пальцем). Затем на середину стола ставится фигурка черепахи. Взрослый рассказывает о том, что это за животное, что оно есть, как ползает и как умеет прятать голову и лапки в панцирь. А ребенку предлагается сделать маленьких черепашат для большой мамы черепахи. Раздаются половинки скорлупок и зеленый пластилин. Взрослый показывает, как из пластилина нужно скатать пять шариков (один крупнее – для головы, остальные мельче – для лапок). Получившиеся шарики прикрепляются к скорлупке, а сзади добавляем маленьких хвостик. Из горошин черного немолотого перца делаем глаза (перец можно заменить сушеным горохом или скатать шарики из темного пластилина). Готовая черепашка сажается на лист зеленого картона, получившаяся полянка украшается цветами из пластилина. Цветы делаются с помощью приема размазывания. Когда работа закончена, ребенок сам кладет черепашат рядом с черепахой-мамой. Черепаха благодарит малыша и радуется маленьким черепашатам. Поделка ставится на полку рядом с другими предыдущими работами малыша. Вся семья любуется выставкой работ. Игра-занятие №2: «Жираф». Вид деятельности: аппликация. Материалы: заготовки из цветной бумаги пастельного желтого цвета в форме жирафа, листы белой бумаги, клей-карандаш и небольшие кусочки бумаги коричневого тона. Ход игрового сеанса: ребенок и взрослый родители заходят в комнату. Взрослый включает веселую мелодию «У жирафа пятна, пятна, пятнышки везде…» Екатерины Железновой. Малыш вместе с родителями играю в веселую игру под песенку, подражая действиям и словам автора песни. Затем все садятся за стол для творчества. Взрослый рассказывает, что сегодня к нам в гости пришел очень необычный персонаж: шея у него длинная-длинная, ножки тонкие-тонкие, а все тело в коричневых пятнышках. Малыш пробует угадать, кто же сегодня к ним пришел. Взрослый ставит на стол крупную фигурку жирафа. Малыш ее изучает, рассматривает, показывает пятнышки на боках жирафа. Взрослый раздает участникам листы бумаги и заготовки из бумаги пастельного желтого цвета в форме жирафа. Затем показывает, как нужно расположить на листе жирафа, как его аккуратно приклеить. Когда жираф приклеен, взрослый спрашивает малыша, чего не хватает у жирафов? Дети как правило отвечают: «пятнышек!». Взрослый хвалит малыша за сообразительность и показывает, как нужно делать пятнышки. От небольшого кусочка цветной бумаги коричневого цвета пальцами отрываются маленькие кусочки и приклеиваются на заготовку в форме жирафа. Крупные пятна располагаются на боках, а более мелкие на шее и ногах жирафа. Когда аппликация закончена, родители вывешивают аппликацию на магнитную доску или стенд. Все вместе хлопают в ладоши и радуются. Игра-занятие №3: «Цыплята». Вид деятельности: рисование губкой и ватной палочкой. Материалы: лист бумаги с изображением цыпленка, желтая и коричневая краска в розетках, влажные салфетки, кусочки поролоновой губки, интерактивная игрушка «Цыпленок» в гнезде. Ход игрового сеанса: ребенок и взрослый родители заходят в комнату. Взрослый включает детскую песенку про цыплят и проводит пальчиковую игру или игру с использованием оригинальных пальчиковых игрушек для кукольного театра в виде петуха, цыпленка и курочки. Такая игра очень хорошо развивает мелкую моторику рук, а также навыки игрового общения. Пальчиковые игрушки для домашнего кукольного мини-театра можно сделать и своими руками. Затем все садятся за стол для творчества. Взрослый рассказывает, что сегодня к нам в гости пришел очень маленький и забавный персонаж, показывает гнездышко с сидящим в нем цыпленком. Взрослый предлагает малышу погладить цыпленка и рассказать, как говорит цыпленок, кто его папа и мама, и что он любит клевать. Затем участникам раздаются листы бумаги с изображением цыплят, заранее подготовленная краска в розетках или пиалах ставится на середину стола. Родитель показывает, как обмакнуть кусочек поролоновой губки в краску и оставлять им отпечатки. Рассказывает, что нужно хорошо заполнить форму, чтобы цыпленок получился пушистым и красивым. Затем малышу предлагается покормить получившегося цыпленка, нарисовав ватной палочкой зернышки. Когда работа готова, родитель предлагает позвать цыпленка и показать ему рисунок. Все вместе зовут цыпленка, он приходит и с удивлением и радостью рассматривает рисунок ребенка, клюет нарисованные зернышки. Особого внимания заслуживает элемент приобщения детей раннего возраста к театрализованной деятельности. Она способствует постепенному освоению ребенком мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию, инициативности в игре, а также творческих способностей»