Елена Трунова
Семинар для педагогов «Создание социокультурного пространства в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар для педагогов «Создание социокультурного пространства в ДОУ»
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах создания развивающей предметно- пространственной среды и созданных разнообразных условий, обеспечивающих процесс развития и саморазвития базовой культуры ребенка, педагогической культуры педагогов и родителей.
Социокультурное пространство ДОУ
Публикация «Семинар для педагогов „Создание социокультурного пространства в ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Актуальность темы заложена в Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Одной из задач ФГОС дошкольного образования (далее ДО) является формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физическим особенностям детей (пункт 1.6).
Дошкольное детство - период активного вхождения ребенка в социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, формирования мировоззрения, пробуждения гуманных чувств, становления художественно-эстетической культуры.
Модель включает в себя несколько направлений. Основополагающими в нашей модели являются 3 компонента:
1. Развивающая предметно-пространственная среда;
2. Социально-организованная деятельность воспитанников, как социокультурное событие;
3. Мотивированное личностное взаимодействие взрослых и детей (в рамках детско-взрослого сообщества ОО).
Данные компоненты нами рассмотрены с учетом внешних и внутренних ресурсов. Также в рамках каждого компонента представлена система условий:
В рамках компонента развивающая предметно-пространственная среда - создание полифункциональной среды, включающей поликультурную, полиэтническую среду, художественно-эстетическую, социально-коммуникативную, познавательно-исследовательскую, двигательно-оздоровительную среду.
ФГОС ДО говорит о том, что предметно- пространственная развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
Среда, для детей - это средство получения информации.
Социокультурная среда образовательного учреждения понимается как целостное единство происходящих в ней социокультурных событий, значимых для детей, педагогов, родителей.
В этой среде существуют принципы, правила, нормы взаимодействия и стиля отношений между детьми, педагогами, родителями.
Количественное соотношение детей и взрослых; характер организации развивающей предметно – пространственной среды каждое учреждение решает по – своему.
Сегодня, говоря об образованном человеке, мы представляем себе человека, обладающего не только специальными предметными знаниями, но и о человеке, разностороннем развитом. Такое разностороннее образование детей возможно лишь в специально организованных условиях, то есть существует необходимость создать развивающую предметно-пространственную и социокультурную среду, которые как близнецы – братья не могут находится оторванными друг от друга.
Мы исходили из того, что развивающая предметно-пространственная среда организуется как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей: Уж так устроен мир, что было увидено, запоминается быстро и на долго.
Мы пытались создать некую систему ППРС которая состоит из объектов, где
а) дети принимают активное участие в благоустройстве территории детского сада и игровых площадок.
б) родители
в) педагоги
Часть 1
В связи с тем, что мы много сил и времени уделяли экологическому воспитанию
Нами были разработаны 3 вида экологических троп:
1. В здании ДОУ
2. На территории ДОУ (среди различных объектов вы увидите экологические точки)
3. Лесные экологические тропы
Тропа № 1 в здании сада
экологический холл,
красная книга,
фиалковый фонтан.
Пустыня.
Пруд- это собственно экологические объекты
На территории ДОУ Мы создали тропу№ 2
Старый пень,
Огород,
Сад,
Теплица,
Альпийская горка
Камчатский уголок
Понятно, что не все объекты имеют чисто экологическое назначение, часть экологических объектов можно использовать для достижения других целей. (полифункциональность).
Любой социокультурный объект можно использовать по- разному. Хочу обратить ваше внимание на те объекты, которые можно использовать и летом и зимой - это «Птичий столбик»; экологическая точка «Лес»; «Метеостанция» и др.
Кроме того, сам объект он ведь не только для красоты, например, альпийская горка, которую охраняет полосатый кот- её хозяин служит речевым двориком. Утром можно наблюдать как ребята здороваются с ним, придумывают приветственные слова, выбирают наряд в соответствии с погодой.
Вот такие невыдуманные истории нашего Детского сада.
ЧАСТЬ 2 «Культурно- историческое наследие русского народа и народов России»
Когда мы работали над проектом «В гостях у искусства»
На территории ДОУ мы создавали сказочные сюжеты
«Избушка бабы Яги»
«Паровозик из Ромашково»
«Смешарики»
«Кот Баюн»
Знакомство со сказками Пушкина увенчалось созданием объекта «Лукоморье»
(Весь гравий перенесли туда дети маленькими ведерками).
«Хозяйка медной горы»
(Кто- то из родителей пожертвовал люстру).
Объект «Сказка» традиционный «Колобок» выложенная дорожка. Здесь мы часто устраиваем фотосессии и проводим театрализованные представления.
Богатырь у камня с направлениями.
Сюжетные клумбы «Бабочка»
«Ручей»
Следующая наша тема: «Культурно- историческое наследие русского народа и народов России»
В здании детского сада был создан мини музей «Русская изба»
На территории- веранда в русском стиле в которой есть русская печь.
Эти уголки- место для проведения образовательной деятельности с детьми.
Еще один объект на территории «Деревня «Гжель», «деревня «Хохлома», плетень с атрибутами (искусственные и настоящие подсолнухи).
Фигуры для фото в русских костюмах.
В нашем ДОУ был разработан проект «Страны и народы»
Из нашего черного столика мы сделали
1. Уголок японской культуры
2. Мини- музей – Украина (в здании ДОУ)
3. Деревня «Хохлома» превратилась в «Украинский дворик»
Целью создания нашего пространства было отойти от «похожести» «одинаковости» групп, участков и вообще всего ДОУ.
Итак, понимание социокультурной среды как совокупности условий, способствующих успешному развитию и саморазвитию личности ребенка, повышению уровня педагогической культуры не только педагогов ДОУ, но и родителей воспитанников ДОУ, говорит о необходимости обязательного ее проектирования. Одной из задач ФГОС дошкольного образования является формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физическим особенностям детей. Для повышения качества предоставляемых образовательных услуг, дошкольные учреждения должны обеспечить социокультурную среду сопровождения развития личности ребенка.