Анна Савчук
Семинар для педагогов «Создай себе настроение»
Цель:
•ознакомить с простейшими приемами устранения дискомфорта и правилами психогигиены общения
Задача:
•вооружить педагога теми знаниями, которые бы повышали его психическую устойчивость в трудных (критических) ситуациях, обеспечивали научно обоснованными способами борьбы с жизненными невзгодами.
Ход ЗАНЯТИЙ
1. Мини-лекция: «Не навреди!»
Главный девиз учителя - «Не навреди!» Не навреди воспитаннику, не навреди коллеге, не навреди себе, чтобы не навредить никому.
Публикация «Семинар для педагогов „Создай себе настроение“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Итак, поговорим об учителе, о том, как он себя чувствует на уроке при возникновении конфликтной ситуации. Наверное, у каждого из нас они возникали, и мы действовали в них в соответствии с собственным опытом, темпераментом, с наличием в той или иной степени ресурсного состояния.
Что ЧУВСТВУЮТ педагоги в такие моменты?
— Досаду. (К ним со всей душой, хочется хоть чему-то научить, а они.)
— Раздражение. (У меня тема, надо быстрей ее дать, а там разговоры.)
— Безысходность. (На минуту заинтересуешь, а потом опять шум. Несколько человек работают, хоть бы им не мешали.)
— Злость. (Сидят на всем готовом, в голове пусто, так хоть бы не хамили.)
И как обычно РЕАГИРУЮТ в такой ситуации?
— Перестань, как не стыдно, сколько можно, мы не успеем, завтра контрольная.
— Выйди вон, я докладную директору напишу, пусть разбирается.
Итак, как правило, это — замечания, нарекания, порицания и т. п.
А как это ДЕЛАЮТ? (Часто повышают голос.) И всегда ли это приносит желаемый эффект? (Редко.) Весь наш опыт говорит о том, что это малоэффективно.
А что ЧУВСТВУЮТ в этой ситуации?
Вину, беспомощность, бессилие, некомпетентность.
Помогает ли это разрешить ситуацию?
Наверное, нет. Да еще и настроение портится из-за того, что не сдержались, давление поднимается, сердце хватает. И потом долго переживаем из-за того, что все не так складывается, как бы хотелось. Опускаются руки, не хочется идти на работу.
Хочу обратить ваше внимание на то, что учитель, находясь в ресурсном состоянии, сможет гораздо эффективнее действовать в конфликтной ситуации, сохраняя при этом и свое здоровье, и здоровье детей.
Например: вы едете в автобусе в прекрасном настроении, ощущение такое, что можете горы свернуть. Автобус дергается — массивный мужчина наступает вам на ногу. Что делаете вы? (Доброжелательно, с юмором выходим из ситуации.)
А теперь вы бесконечно устали, сумки оттягивают руки. Вам наступили на ногу. Как вы реагируете? (Кричим, обижаемся, злимся. Даже слезу пускаем.)
А в чем разница? В ресурсном состоянии.
2. Сейчас я хочу вам предложить несколько упражнений, которые помогут активизировать ваши ресурсы. Хочу напомнить, что умения и навыки возникают при многократном повторении. Давайте потратим несколько минут, чтобы привести себя в состояние, наиболее подходящее для достижения положительного результата.
УПРАЖНЕНИЕ 1. «РАЗГЛАДИМ МОРЕ»
Представьте себе какую-то конфликтную ситуацию. Проследите, какие ощущения возникают в вашем теле. Часто в таких ситуациях возникает дискомфортное состояние за грудиной (давление, сжатие, жжение, пульсация).
Закройте глаза, посмотрите внутренним взором в область грудины и представьте бушующее «огненное море» эмоций. Теперь визуально рукой разгладьте это море до ровного зеркала. Что вы теперь чувствуете?
УПРАЖНЕНИЕ 2. «ШАРИК»
Одна из особенностей нашего состояния в стрессовой ситуации — это напряжение всех мышц. Но напряженные мышцы не способствуют выходу из отрицательной ситуации, еще сильнее замыкая нас в ней.
Вот почему следует усвоить прямо противоположную реакцию: расслаблять мышцы во всех тех случаях, когда возникает дискомфорт или стресс. Расслабление мышц делает практически невозможным обычное протекание стрессовой ситуации, поскольку вы уже не сможете реагировать в этой ситуации так, как прежде.
Как же достичь расслабления?
Представьте себя в какой-либо конфликтной ситуации, отметьте, как напряглись ваши мышцы. Вообразите себя туго надутым воздушным шариком. А теперь развяжите веревочку и представьте, как шарик спускается ( на выдохе: с-с-с-с.).
Что вы теперь чувствуете?
УПРАЖНЕНИЕ 3. «ЗЕРНЫШКО»
Сидя спокойно, в расслабленном состоянии, представьте, что в самом центре вашего существа есть маленькая частица, которая очень спокойна и счастлива. Не затронутая всеми страхами и заботами о будущем, пребывает она там в полнейшем мире.
До нее нельзя добраться, прикоснуться. Если вы пожелаете, ее можно представить в виде некоего образа — язычка пламени, драгоценного камня или потаенного озера, спокойного, с гладкой поверхностью. Умиротворенная, радостная, спокойная и сильная, она находится в полной безопасности. Она там — глубоко в вас.
Представьте теперь, что это пламя, этот драгоценный камень или это озеро, находящееся глубоко, в самом центре, в самом ядре вас, — вы сами.
Представьте, что этот потаенный центр всегда оставаётся там таким же спокойным и тихим, через какие бы трудности вы ни проходили, и что, если вы захотите, то можете научиться в любой момент припоминать, что эта частица есть внутри.
А теперь представьте конфликтную ситуацию, когда-либо бывшую в вашей жизни. Войдите в нее. Что вы чувствуете? Вспомните о вашей внутренней частице умиротворенности, счастья и силы. Увеличьте ее до размера вашего тела. Что вы теперь чувствуете?
УПРАЖНЕНИЕ 5. «ВНУТРЕННИЙ РЕБЕНОК»
Обычно в фрустрирующей ситуации включается наш «внутренний ребенок», и мы начинаем действовать исходя из этого эго-состояния. А как обычно действуют дети в ситуации, которая им не нравится? Топают ногами, кричат, обзываются, обижаются и плачут, стараются спрятаться или убежать
А мы? Правда, похоже? Это и естественно. Именно эго-состояние отвечает за наши чувства. И когда плохо нам, плохо и нашему «внутреннему ребенку».
Сейчас, пожалуйста, представьте себя маленьким ребенком 4–5 лет. Внимательно рассмотрите, во что вы одеты, какие у вас волосы, какое выражение лица. Теперь подойдите к этому ребенку, угостите его чем-нибудь, приласкайте, возьмите на руки и скажите: «Я тебя очень люблю (ласковое имя) и всегда буду беречь и защищать». Посмотрите, как теперь выглядит ваш ребенок, прижмите его к себе. Уменьшите ребенка до размеров горошины и положите в свое сердце. Посмотрите, как он там себя чувствует. А как себя чувствуете вы?
Мы сделали с вами несколько упражнений
•одни из которых успокоят вас, когда вы наедине с собой («Зернышко», «Внутренний ребенок»,
•другие помогут быстро в любой ситуации («Разгладим море», «Шарик»).
А когда вы освоите их все, то и «Зернышко», и «Внутренний ребенок» можно будет использовать непосредственно в конфликтной или любой другой ситуации, где вы ощущаете дискомфорт.
Многие эксперименты обнаружили, что существует лишь один фактор, который реально препятствует успешному самоуспокоению, и этот фактор — непонимание того, что самоуспокоение может быть достигнуто произвольно. Большинство людей не осознают, что сами создают собственное настроение и, следовательно, сами могут изменить его, и что такие изменения вполне естественны и нормальны.
Если вы себе позволите, то вполне можете привести себя в следующее спокойное состояние: «В целом все нормально, а теперь давай-ка посмотрим, что же я могу сделать с этой проблемой, в этой ситуации?»
Даже если вы не сразу найдете, как ситуацию разрешить, вы сохраните свое здоровье и не будете усугублять негативных отношений с учащимися, так как перестанете кричать и раздавать оценочные суждения, что, надо признать, не нравится никому.
Постепенно ситуация изменится, поскольку изменится реакция на нее. А это уже достижение. С этим уже легче жить.
Заключение. Предлагаю вам сказочную историю, которая поможет вам лучше разобраться в себе и понять других.
Сказка "Конфеты"
В одной хрустальной вазочке жили-были конфеты: Карамелька в простеньком невзрачном платьице, фруктовая Мармеладка и вовсе без платья, соевый Батончик в полосатом комбинезончике, а украшала вазу, бесспорно, шикарная, ну просто Супер-конфета в чудесном ярком наряде с блёстками от знаменитого Кутюрье. Эта Супер-конфета строила из себя невесть что, хвасталась своим знатным происхождением.
Она говорила, высоко вскинув голову:
- Мне нет здесь равных! Вы все - из обычного сахара, только я сделана из настоящего шоколада высшего качества.
Когда другие конфеты пытались унять её бахвальство, шоколадная красавица не унимались.
- Посмотри на себя! - восклицала она. - У Батончика и Карамельки нет даже нижнего белья, носят платье на голое тело. А Мармеладка и вовсе нагая. Бесстыдница!
И хоть хвасталась шоколадная красавица своим знатным происхождением, модными и красивыми нарядами, а судьба то всех одна - быть съеденными рано или поздно. Вопрос только в том, когда и кем. Шоколадная конфета не сомневалась, что её выберут первой. Она не видела для себя соперников среди этих невзрачных, неаппетитных сладостей.
Наконец представился случай испытать судьбу. К Белочке, хозяйке хрустальной вазы, пришли гости: Лисичка, Медвежонок и Ежонок. Белочка принялась угощать своих друзей конфетами. Лисичка выбрала Мармеладку, потому что больше всего любила именно такие конфеты. Ёжик сказал, что у него на шоколад аллергия и выбрал Карамельку. Медвежонок был толстоват и не ел шоколад, так как боялся ещё больше поправиться, поэтому он выбрал соевый Батончик. Шоколадная красавица лежала на дне хрустальной вазы одна-одинёшенька и находилась в полном недоумении. Почему? Почему не выбрали её?
Поскольку все гости получили по конфете, шоколадная красавица досталась Белочке. Хозяйка хрустальной вазы осторожно развернула красивую блестящую обёртку, сняла золотинку - нижнюю юбочку. Но что это? Под шикарной одеждой скрывался обыкновенный кусок пластилина грязно-серого цвета. Может быть, что-то на кондитерской фабрике перепутали. Может быть, просто кто-то хотел подшутить над Белочкой и её друзьями. Неизвестно. Но в тот день Белочка и её гости поняли, что не всегда за прекрасной, шикарной, модной одеждой, скрывается такая, же замечательная душа. Недаром говорится: "Не всё золото, что блестит".