Иванова Маргарита Сергеевна
Семинар для педагогов «Реализация техник релаксации в условиях ДОУ с учетом возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Люди, умеющие расслабляться, обладают не только большей гибкостью мышления, но и лучше приспособлены к борьбе со стрессами».
Р. Коуплан
Цель: научить педагогов навыкам психологической релаксации и использования ее в ежедневной деятельности дошкольников для сохранения психологического здоровья детей в условиях дошкольного учреждения.
«Выбери цвет»
Цель: Определение своего эмоционального состояния
Методист: Выберите, на какой цвет похоже ваше настроение в начале нашей встречи. В конце нашего общения я расскажу, что он значит.
Публикация «Семинар для педагогов „Реализация техник релаксации в условиях ДОУ с учетом возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Интенсивность и напряженность современной жизни, а также нехватка времени и сил на отдых, жесткий режим работы, различные дисгармонии – в семье, на улице – порождают избыточную напряженность в теле, которая имеет способность накапливаться. Накапливающееся напряжение воспринимается организмом человека как стрессовое состояние, при этом человек может даже не осознавать, что он находится уже в стрессе. Тем не менее, это состояние сопровождается: повышенной возбудимостью, напряжением, тревожностью, раздражением, злостью, обидчивостью, особенно заметно, когда дело доходит до болезненных ощущений в теле – физически ощущая; соматических реакциях организма и болезнью. По этим признакам человеку становится понятно, что нужен отдых! Как вы отдыхаете?
Так же как и у взрослых у детей в условиях современного мира с его огромными информационными потоками, свойственны нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. В процессе развития, воспитания и обучения дошкольники получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают огромное количество информации, устают физически и эмоционально. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к эмоциональным перегрузкам. Как следствие, у дошкольников появляются страхи, неадекватное поведение, тревожность, неуверенность в себе, стресс. Если "стресс" (от англ. Stress) - это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием различных внешних воздействий, то
Релаксация (от лат. relaxation - ослабление, расслабление) - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник. К релаксационным мероприятиям можно отнести: аутотренинг, визуализацию и медитативные техники, прогрессивное мышечное расслабление (релаксация по Якобсону, йога, танцы, ароматерапия и техники дыхания, рисование мандал (применяют в арт-терапии, как антистресс-расскраски). Все они в равной или большей степени способствуют формированию эмоциональной стабильности у взрослого и ребенка.
Упражнения на релаксацию могут быть использованы в работе со следующими детьми:
Гиперактивными, т. к. по наблюдениям психологов и медиков такие дети не только с трудом управляют своим поведением, но и плохо владеют собственным телом, недостаточно его ощущают. Релаксация способствует развитию направленного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка равномерность. Благодаря расслаблению нормализуется гипертонус и гипотонус мышц, развивается чувствительность своего тела;
Склонными к агрессивному поведению, т. к. им зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук;
Застенчивыми, т. к. эти дети, несмотря на внешнюю бесчувственность, испытывают такую же бурю эмоций, как и остальные дети, но не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений (тики, пощипывания и т. п.).
Кроме того, упражнения на релаксацию используются в подготовительной группе. Они могут включаться в разные занятия по подготовке детей к школьному обучению, для восстановления работоспособности, а также с целью эмоционального развития ребенка. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение.
Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они, в отличие от взрослых, быстро обучаются непростому умению расслабляться.
Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.
Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.
Особенности выполнения релаксационных упражнений.
Особенности выполнения релаксационных упражнений детьми младшего дошкольного возраста :
-Время выполнения одного упражнения не более 2-3 минут. - Большинство упражнений направлено на расслабление определенных групп мышц. - Релаксация включает в себя как многоразовое выполнение одного упражнения, так и комплекса из 3-4 упражнений на разные группы мышц. - Завершение релаксации только на позитиве.
Особенности выполнения релаксационных упражнений детьми старшего дошкольного возраста :
-Время выполнения одного упражнения не более 4-5 минут.
-В процессе одного занятия можно использовать упражнения из разных блоков, в зависимости от направленности ООД.
- Релаксация включает в себя комплекс из 3-4 упражнений на разные группы мышц.
- Сеанс полной релаксации проводится с музыкальным сопровождением и текстом, направленным на спокойствие и восстановление сил.
-Основной задачей выполнения упражнений является обучение детей восстановительным техникам для дальнейшего самостоятельного применения.
- Завершение релаксации только на позитиве.
Занятия по релаксации и релаксационные упражнения можно проводить не только психологу, но и воспитателям детского сада, родителям детей.
Памятка педагогу по проведению упражнений на релаксацию.
1. Прежде чем выполнять упражнение с детьми, попробуйте сделать это самостоятельно.
2. Не забывайте, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — более длительным. Обратите внимание детей на то, как приятно состояние расслабленности, спокойствия.
3. Перед каждым упражнением настройте детей, найдите способ заинтересовать их.
4. Не повышайте голос при проведении релаксационного упражнения.
5. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении спокойной музыки.
6. Повторяйте каждое упражнения не более 2 - 3 раз. Не используйте одновременно разные упражнения.
7. Разучивать с детьми новые релаксационные упражнения следует планомерно.
А более подробно познакомит нас с различными техниками релаксации в работе с детьми. Бутина Анастасия Сергеевна
Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.
Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым, сохраняя здоровье.
А чтобы наш организм всегда был в тонусе инструктор по физической культуре Попова А. С. познакомит нас с лентами «терабенд» и их применении в работе с детьми дошкольного возраста.
«Выбери цвет»
Цель: Определение своего эмоционального состояния
Ведущий: Выберите, на какой цвет похоже ваше настроение в конце нашей встречи. Отрефлексируйте свое состояние согласно характеристике цветов. Какой вы цвет выбирали вначале нашего общения, изменилось ли ваше предпочтение.
Красный – активные, энергичные, деятельные, оптимистичные. Символизирует активность, энергию и силу.
Желтый – мечтательные, полные надежд, не готовые активно действовать, занявшие выжидательную позицию. Символизирует организованность, гармоничность, умственные способности, концентрацию внимания, самоконтроль.
Зеленый – изменение и обновление, равновесие и гармония.
Синий – чувствительные, впечатлительные, но спокойные и уравновешенные. Символизирует покой, вдохновение, творчество, самоанализ, разум.
Черный – неприятие, конфронтация, депрессия. Символизирует таинственное, неизведанное, задерживает движение вперед.
Серый – (соединяет белый и черный). Безразличные, инертные, равнодушные или здравомыслящие. Символизирует покой, гармонию, равновесие.
Негативные чувства печаль, депрессия, болезнь, усталость, склонность к критике.
Подведение итога, рефлексия
Ведущий: Что полезного Вы для себя узнали? Как изменилось Ваше самочувствие в процессе общения? Какое впечатление у Вас осталось от сегодняшнего семинара? Мне было приятно с вами общаться. Спасибо за работу.