Оксана Варакина
Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
"Рука- это вышедший наружу мозг человека" И. Кант
Ребенок только родился- и уже осуществляет хватательные движения,т. е. сжимает и разжимает кулачок. Это является движение первым и остается главным на протяжении всей жизни. В связи с этим в методике физического воспитания изменилась традиционная последовательность обучения основным видам жизненно необходимых движений (ходьба,бег,прыжки,ползание и лазанье,бросание,ловля,метание,затем ползание и только потом-ходьба,бег,прыжки. Ребенок сам осуществляет рефлекторные движения- схватывает и сжимает погремушку. тянется к подвешенным игрушкам,касается игрушки. С 4 до 7 месяцев у ребенка появляются произвольные движения-он захватывает мягкие игрушки,бусы. С 6 месяцев поднимает игрушку,рассматривает ее,перекладывает ее. С 7 месяцев взрослый играет с ребенком в "Ладушки",помогает собирать пирамидку,матрешку. складывать кубики. На протяжении многих веков мамы и бабушки играли с пальчиками малыша,проговаривая при этом потешки. Пример :Сорока-ворона кашу варила. деток кормила,этому дала,этому дала,этому дала,этому дала,а этому не дала. Ты в лес не ходил,дрова не рубил,воду не носил,кашу не варил,нет тебе ни чего. Специалистами доказано:ежедневный массаж кисти, пальцев упражнения и занятия с ребенком по овладению навыками речи ускоряют ее развитие. Таким образом,двигательная активность кисти увеличивает запас слов,способствует осмысленному их использованию. Как правило,комплексы пальчиковой гимнастики применяются логопедами,психологами,музыкальными руководителями,воспитателями. Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию и их можно разделить на группы:
Публикация «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников» размещена в разделах
1 Игры -манипуляции
"Сорока-белобока","Ладушки"- указательным пальцем осуществляют круговые движения"Пальчики пошли гулять,"этот пальчик хочет спать" ребенок поочередно загибает каждый палец. Дети развивают воображение :в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
2 Сюжетные пальчиковые упражнения
"Распускается цветок" -из сжатого кулака поочередно "появляются"пальцы
"Пальчики здороваются"- подушечками пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой,левой руки,двух одновременно)
3 Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук
"Помоем руки под горячей воды" -движение,как при мытье рук.
"Согреем руки"-движения,как при растирании рук.
"Надеваем перчатки"-большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки,начиная с мизинца,с верху вниз. В конце растираем ладонь.
"Молоточек"- фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки "забивать"гвозди.
4 Пальчиковые кинезиологические упражнения
"Колечко"-поочередно перебирать пальцы рук,соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
"Симметричные рисунки" -рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки.
"Ухо-нос"- левой рукой взяться за кончик носа, правой -за противоположное ухо,затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
5 Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой
Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом,или выпрямить по очереди каждый палец, или сжать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки:б-п; т-д;к-г.
6 Театр в руке
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память,снимает психоэмоциональное напряжение.
"Сказка"-детям предлагается разыграть сказку,в которой каждый палец- какой-либо персонаж.
"Рыбки"-кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб. Сначала они плавали порознь,а потом решили,что вместе веселее.
"Бабочка"- сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец,безымянный и средний пальцы,а потом большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения (трепетание пальцев).
К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими,что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.