Елена Рылова
Организация индивидуальной работы с воспитанниками, имеющими затруднения в обучении и развитии
▼ Скачать + Заказать документы
По результатам входящей диагностики, наблюдению за выполняемыми действиями в образовательной и самостоятельной деятельности, выявлен ребёнок, нуждающихся в индивидуальном педагогическом сопровождении.
У ребёнка имеются трудности в выполнении различных видов задании: неправильно пользуется порядковыми количественымы числительными до 10; не умеет уравнивать 2 группы предметов; не может определять положение предметов в пространстве относительно себя и других предметов; не умеет составлять по образцу рассказы по сюжетной картине, по серии картин, не умеет пересказывать литературные произведения; с трудом подбирает к существительному прилагательные, не умеет подбирать синонимы, не может назвать любимого писателя, любимые сказки и рассказы; имеет трудности при выполнении заданий по рисованию, лепке и аппликации. Не может планировать свои действия, не умеет работать в коллективе. У ребёнка не достаточна развита мотивационная сфера. На занятиях, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить. Нет должного самоконтроля над способами и приемами ее выполнения
Публикация «Организация индивидуальной работы с воспитанниками, имеющими затруднения в обучении и развитии» размещена в разделах
Считаю, для помощи детям, отстающих в каком- либо виде деятельности, необходима работа по формированию способностей и навыков, непосредственно задействованных в обучении, - прежде всего уровень когнитивного (познавательного) развития, внимание, память, логическое мышление, координацию глаз – рука и т. п. Ребёнок, у которого неустойчивое внимание, не развита память, не сможет выполнить многие из традиционных заданий.
Опиралась на работы отечественных психологов Л. С. Выготского, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, а так же современных практикующих педагогов-психологов, таких как М. Битянова, Л. Ф. Тихомирова, И. В. Вачков, М. М. Безруких, для работы с воспитанниками, имеющих затруднения в обучении и развитии, мною был разработан цикл развивающих занятий, составленных с учетом индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Нацеленных на развитие :
1. наблюдательности и коммуникативных способностей;
2. произвольного внимания;
3. зрительной, слухоречевой памяти;
4. тонкой и грубой моторики;
5. активизации воображения;
6. способности логически мыслить;
7. пространственных представлений;
8. способности адекватно оценивать свою работу.
Занятия имеют между собой смысловую связь, строятся на понятном детям материале. Структура занятий: разминка, упражнения по теме, работа в тетради, подвижная игра, рефлексия.
В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики : «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях». Как известно речь, рука и мышление связаны «одной ниточкой», и нарушения в этой цепочке неизбежно ведут к отставанию в развитии, либо мышления, либо речи.
Занятии с Павлом проходила согласно следующего плана работы :
1. Игра – разминка «Фрукты» (расширение словарного запаса)
Оборудование: мяч.
Описание: дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч первому ребенку, который, поймав мяч должен назвать слово, обозначающее какой-то фрукт и бросить мяч обратно психологу. Далее психолог бросает мяч следующему ребенку. Игра продолжается до тех пор, пока все известные детям слова «фрукты» не будут названы.
2. Корректурная проба (развитие концентрации внимания)
Оборудование: бланки для корректурной пробы (для каждого ребенка, цветные карандаши.
Описание: Дети на заранее подготовленных бланках ищут и раскрашивают какую-то картинку. Время выполнения задания 5 минут
Примечание: Необходимо перед выполнением задания договориться с детьми, какую картинку на этом занятии они будут раскрашивать.
3. Пальчиковая гимнастика (развитие моторики)
4. Работа в тетрадях (мелкая моторика)
5. Игра «Сесть - встать» (развитие внимания)
6.«Волшебные квадратики» (развитие пространственных представлений, закрепление знания цвета) Описание: дети водят пальцем по разноцветным клеточкам и выполняют команды психолога, вверх, вниз, вправо, влево. Назвав несколько команд, психолог просит, кого-то из детей, назвать, на какой клеточке все остановились.
7. «Запоминай порядок» (развитие памяти)
8. Рефлексия
Описание: дети встают в круг. Педагог бросает каждому ребенку мяч и спрашивает, что понравилось на занятии больше всего.
Занятия провожу во вторую дня. Для поддержания интереса активности творчества Павла индивидуальную работу проводят не только с ним, но и с детьми которые проявляют интерес к этому виду деятельности. Тем более, что индивидуальная работа может иметь не только обучающее, развивающее значение, но и воспитательное, когда детей знакомят с какими-то нормами, правилами и т. д. Продолжительность занятия 25-30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю, но отдельные задания и игры использую в течении недели для закрепления и совершенствования. Составила календарно-тематическое планирование для работы.
На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка : разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.
Результатом работы стало развитием мышления и интеллектуальной сферы, формирование у учащихся мотивов обучения, усидчивость. Заметно повысилась самостоятельность и познавательный интерес.
Продолжаю разработку занятий, развивающих познавательные процессы, личностные и мотивационно-потребностные черты воспитанника. Предполагаю, что регулярные занятия сформируют:
• произвольное управления своим поведением,
• выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний,
• установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
• сформирует предпосылки для успешного обучения в школе, ответственного к учебе, необходимый и достаточный уровень психологического развития ребёнка для усвоения школьной программы