Ирина Мовчан
Особенности коррекционной логопедической работы с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности коррекционной логопедической работы с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи
«Правильное произношение каждого звука и хорошо развитый фонематический слух – вот главные предпосылки для правильного правописания».
К. Д. Ушинский
По последним исследованиям нарушения устной и письменной речи имеют :
• в общеобразовательных школах – 10% учащихся;
• в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи – 20% учащихся;
• в школах для детей с ЗПР – 20% учащихся;
Публикация «Особенности коррекционной логопедической работы с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи» размещена в разделах
• во вспомогательных школах – 50% учащихся.
Письмо и чтение – сложные формы речевой деятельности, многоуровневые процессы, в которых принимают участие разные анализаторы:
1) речеслуховой;
2) речедвигательный;
3) зрительный;
4) общедвигательный.
Последовательность работы анализаторов во время акта письма
Речеслуховой анализатор – фиксирует звучащие фрагменты, разбивает их на речевые единицы: предложение – слово - слог – звук;
Речедвигательный анализатор – трансформирует фонему в артикулему;
Зрительный анализатор – отвечает за выбор графических символов;
Общедвигательный анализатор – переводит графему в кинему.
Дисграфия и дислексия – это частичные нарушения процесса письма и чтения, проявляющиеся в стойких и повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (ВПФ, участвующих в процессах письма и чтения.
Проблемные вопросы дисграфии и дислексии
• Ухудшение здоровья современных младших школьников.
• Недостаточность или неравномерность развития ВПФ, обеспечивающих готовность к овладению устной и письменной речью.
• Разнообразие этиопатогенетических
механизмов и наличие симптомокомплексов у ребёнка (ММД, психический инфантилизм, церебрастения, школьная дезадаптация).
Характеристика специфических ошибок при дисграфии и дислексии
Ошибки на уровне буквы и слога:
• пропуск букв и слогов;
• замена букв;
• смешение букв;
• перестановка букв и слогов;
• вставка гласных букв.
Ошибки на уровне слова:
• отдельное написание частей слова;
• написание вместе двух самостоятельных слов;
• ошибки на уровне морфологического анализа и синтеза.
Ошибки на уровне словосочетания и предложения:
• отсутствие обозначений между предложениями;
• несогласование членов предложения в роде, числе и падеже;
• трудности в употреблении предлогов.
Основные этапы работы
I этап – восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
II этап – восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой.
III этап – восполнение пробелов в формировании связной речи
Упражнения, которые помогут ребенку справиться с дисграфией и дислексией:
1. Ежедневно в течение 5 минут (не больше) зачеркивать или обводить заданные буквы.
2. Каждый день писать короткие диктанты карандашом.
3. Выполнять упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.
Основные правила во время занятий с учащимися
1) Режим благоприятствования
2) Отказ от проверок на скорость чтения
3) Отказ от упражнений, в которых текст написан с ошибками, подлежащими исправлению
4) Подход «больше читать и писать» успеха не принесет
5) Не показывать свою эмоциональную вовлеченность