мария махнова
Семинар для педагогов «Обогащение словарного запаса на основе знаний и представлений из окружающей жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1. Богатство словаря - признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
Публикация «Семинар для педагогов „Обогащение словарного запаса на основе знаний и представлений из окружающей жизни ребенка“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Слайд 2. Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии словаря и о методике его развития является одним из актуальных вопросов. Поэтому меня и заставило обратить серьезное внимание на обогащение словаря.
Большая роль в активизации словаря принадлежит игре.
Слайд 3. В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, (4 -5) в играх на производственные темы – профессиональная лексика; (6 -7) в строительных играх – слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы.
Слайд 8 – 9. Словарная работа проводится во время всех видов ОД, в режимных моментах, развитие словаря осуществляется в разных видах деятельности.
Слайд 10,11,12. В своей работе над развитием словаря широко использую дидактические игры, которые не только позволяют всесторонне развивать дошкольников, но и способствуют формированию у детей навыков словарной деятельности. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.
Предлагаю словесные игры и упражнения, способствующие активизации речевого развития детей. В эти игры можно играть как в детском саду, так и предложить их родителям.
"Что бывает?". Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.
Зеленый -. дом, помидор. Зимняя -. одежда, рыбалка. Домашнее -. печенье, задание.
"Четвертый лишний".
Ребенок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Н-р: ваза - роза - нарцисс - гвоздика
"Посчитай". Считаем все, что можно посчитать. Н-р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
"Скажи наоборот".
Взрослый называет какое-либо слово, а ребенок подбирает "слово наоборот".
Существительные: смех -. , лето -. , день -. , холод -. , север -. и т. п.
Глаголы: пришел -. , нырнул -.
Прилагательные: широкий -. , маленький -. , богатый -. и т. п.
Наречия: далеко -. , высоко -.
"Подбери слово".
Ребенку предлагается подобрать слово на какой-либо звук по лексической теме, н-р: "назови фрукт, название которого начинается со звука А".
Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.
"Назови, какой, какая, какое. "
Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.
Игра: «Опиши предмет». Цели: Расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете.
Игра «Чудесный мешочек» «Тематическое лото», «Домино» Расширяет объем словаря, уточняется представления о признаках предметов, развитие связной речи.
Игра «Я знаю пять…» Цели: Активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами
Игра с мячом «Ассоциации» Цели: Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, тяжелый – грузовик; колючий ёж, холодный снег, высокий – человек, стеклянный – стакан
Игра «Я собрал в огороде…» Цели. Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.
Взрослый начинает игру, произнося предложение : «Я собрал на огороде….огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры».
В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду….», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице….», «В лесу живет….», «На кухне есть….» и т. д.
Слайд 13. При ознакомлении с природой большое место занимает показ картин, так как дети проявляют большой интерес к ним. При выборе картины в целях обогащения словаря и развития речи должна соблюдаться некоторая постепенность перехода, от простых к более сложным сюжетам. Рассматривание картин дает простор для расширения знаний и для увеличения запаса слов. Они позволяют напомнить им увиденное, пережитое, возбуждают воображение, дают возможность для развития мышления и языка детей.
Слайд14 -15. Наблюдение за природными явлениями сопровождается сравнениями, метафорами, которые вызывают у дошкольников активно использовать свой словарь.
Слайд 16. Также одним из средств обогащения словаря является художественная литература. В данном случае словарная работа выступает как важное звено в работе над текстом.
Слайд 17. Рассматривание игрушек как метод уточнения, закрепления и активизации словаря используется во всех возрастных группах. Игрушки предоставляют многократные возможности для закрепления представлений, которые дети опытным путём добыли в жизни, и для обусловленных этими представлениями словесных форм
Слайд 18 – 19. Исключительные возможности для развития словаря создаёт творческая художественная деятельность детей. Ознакомление с различными видами искусства благодаря сочетанию зрительного и слухового восприятия, особого эмоционального воздействия на чувства ребёнка расширяется кругозор и обогащает лексикон детей.
Слайд 20. Театрализованные игры, праздники и развлечения, участие в концертах и утренниках способствуют активизации образного словаря.
Слайд 21 – 24. Работа по обогащению словарного запаса ведется и в процессе режимных моментов (сборы на прогулку, умывание, игры, прогулки, т. д.). Например, в умывальной комнате можно предложить детям такое соревнование: кто больше скажет слов о том, какое мыло, что с ним можно делать, что им можно мыть.
Собираясь на прогулку, прошу детей назвать, что можно надеть на голову.
На улице, во время прогулки, спросить о том, какое небо, какие листья лежат на земле.
Все вышеперечисленное позволяет качественно обогатить и активизировать словарный запас детей дошкольного возраста, совершенствовать речевое общение друг с другом, высказывать свои мысли. Произвольно и осознанно пользоваться монологической и диалогической речью в различных видах деятельности.
Необходима постоянная индивидуальная работа, а именно: - обогащение словаря, за счет накопления количественных слов : существительных, прилагательных, числительных, глаголов, наречий; - закрепление и уточнение словаря, появление в лексике понятия многозначных слов, обобщающих понятий; - выведение словаря из пассивного в активный, увеличение количества слов, лексическое значение, которых точно понимается ребенком.
Перспектива: 1. Продолжать создавать и совершенствовать условия для обогащения словаря детей с помощью дидактических игр.
2. Изучать новинки методической литературы, периодических изданий.
3. Систематически посещать методические объединения.
4. Продолжать работу по педагогическому просвещению родителей, периодически обновлять консультативный материал.
Слайд 25 Спасибо за внимание.