людмила макарова
Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста при ознакомлении с произведениями искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Использование языка как средства общения связано, прежде всего, со словом. Говорящий пользуется словами, составляет из них словосочетания, предложения, а слушающий расчленяет воспринимаемую им речь на самостоятельные лексические единицы – слова.
Слово является важнейшей единицей языка, которая служит для наименования предметов, процессов, свойств, а работа над словом является одной из важных в общей системе работы по развитию речи. Овладение словарным составом родного языка рассматривается как необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи.
Темочки:
- Чтение, детская литература
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность. Особенность словарной работы в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, что она проводится в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми.
В старшем дошкольном возрасте формируется ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. Анализируя словарный состав дошкольников, исследователи выделили наиболее употребительные знаменательные слова в речи детей. Так, среди имен существительных в словаре преобладают слова, обозначающие людей; регулярно повторяются имена прилагательные со значением размера (большой, маленький, средний) и обозначающие цвет (черный, красный, белый, синий); важное место занимают местоименные прилагательные (такой, который, этот, всякий, каждый, мой, самый, свой, наш); преобладают отрицательные оценки над положительными; активно употребляется сравнительная степень имен прилагательных. Однако в своей речи дети 5-6 лет редко используют притяжательные прилагательные, краткие формы имен прилагательных. Изредка встречаются в их речи степени сравнения качественных прилагательных и прилагательные, выполняющие роль эпитетов (веселый, красивый, хороший).
Проблемы развития речи детей дошкольного возраста на любом этапе развития общества являются актуальными.
В дошкольном возрасте происходит становление личности ребенка, закладываются основы знаний, понятий, представлений. Весь возрастающий объем информации, которую дети должны усвоить не механически, а осмысленно, уметь отразить в соответствующих речевых формах. Это требует более совершенных форм, методов и приемов обучения и воспитания.
Среди задач нашего дошкольного образовательного учреждения одной из главных, имеющих большое социальное значение, является работа над словом. Овладение словарным составом языка – необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи др. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.
Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении и т. д. Важным средством обогащения словаря дошкольников является использование в работе произведений разных видов искусства (изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, архитектура, фотография, музыка, литература, театральное искусство, киноискусство и др.). Так, например, в художественном тексте слова и их сочетания создают яркие образы. Художественно-речевая деятельность ребенка 5-6 лет очень разнообразна: слушает сказки, рассказы; пересказывает их; пытается сочинять сам; выразительно читает стихи. Вот почему так важно значение самой художественной литературы, отобранной для всех видов деятельности. Дети живо откликаются и на печальные переживания сестрицы Аленушки и братца Иванушки в русской народной сказке, и на юмор английской сказки «Три поросенка» в обработке С. Маршака, и на волшебные превращения героини русской народной сказки «Царевна-лягушка» в обработке А. Толстого, и на образ капризной «Принцессы на горошине» Г. Х. Андерсена.
В качестве литературы для чтения детям предлагаются рассказы самой разнообразной тематики. Новое узнают дети о родной стране, о труде взрослых, о природе, о своей жизни. И так как это произведения и классиков –
А. Пушкина, Л. Толстого, Н. Некрасова, и советских поэтов и писателей –
В. Маяковского, С. Маршака, С. Михалкова, М. Пришвина и многих других, то дошкольники получают яркие, незабываемые впечатления. Особое место занимают стихи для заучивания наизусть. Они обогащают эстетические переживания детей, в них подмечены такие детали, такие образы, мимо которых дети проходили бы мимо. И вот они чувствуют прелесть пушкинских строк «Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало», узнают, как хорошо рассказал С. Есенин о белой березе. Оказывается, она «принакрылась снегом, точно серебром». Проникаются дети и гражданскими чувствами. У
А. Алексина есть стихотворение «Флажок» – на празднике рядом идут отец-герой с большим флагом и сын с маленьким флажком.
Регулярное и планомерное включение художественных произведений в педагогический процесс ДОУ, использование их на занятиях и в других формах и видах детской деятельности оказывает положительное влияние на развитие словаря детей.