людмила макарова
Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста при ознакомлении с произведениями искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Использование языка как средства общения связано, прежде всего, со словом. Говорящий пользуется словами, составляет из них словосочетания, предложения, а слушающий расчленяет воспринимаемую им речь на самостоятельные лексические единицы – слова.
Слово является важнейшей единицей языка, которая служит для наименования предметов, процессов, свойств, а работа над словом является одной из важных в общей системе работы по развитию речи. Овладение словарным составом родного языка рассматривается как необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи.
Публикация «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста при ознакомлении с произведениями искусства» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность. Особенность словарной работы в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, что она проводится в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми.
В старшем дошкольном возрасте формируется ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. Анализируя словарный состав дошкольников, исследователи выделили наиболее употребительные знаменательные слова в речи детей. Так, среди имен существительных в словаре преобладают слова, обозначающие людей; регулярно повторяются имена прилагательные со значением размера (большой, маленький, средний) и обозначающие цвет (черный, красный, белый, синий); важное место занимают местоименные прилагательные (такой, который, этот, всякий, каждый, мой, самый, свой, наш); преобладают отрицательные оценки над положительными; активно употребляется сравнительная степень имен прилагательных. Однако в своей речи дети 5-6 лет редко используют притяжательные прилагательные, краткие формы имен прилагательных. Изредка встречаются в их речи степени сравнения качественных прилагательных и прилагательные, выполняющие роль эпитетов (веселый, красивый, хороший).
Проблемы развития речи детей дошкольного возраста на любом этапе развития общества являются актуальными.
В дошкольном возрасте происходит становление личности ребенка, закладываются основы знаний, понятий, представлений. Весь возрастающий объем информации, которую дети должны усвоить не механически, а осмысленно, уметь отразить в соответствующих речевых формах. Это требует более совершенных форм, методов и приемов обучения и воспитания.
Среди задач нашего дошкольного образовательного учреждения одной из главных, имеющих большое социальное значение, является работа над словом. Овладение словарным составом языка – необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи др. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.
Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении и т. д. Важным средством обогащения словаря дошкольников является использование в работе произведений разных видов искусства (изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, архитектура, фотография, музыка, литература, театральное искусство, киноискусство и др.). Так, например, в художественном тексте слова и их сочетания создают яркие образы. Художественно-речевая деятельность ребенка 5-6 лет очень разнообразна: слушает сказки, рассказы; пересказывает их; пытается сочинять сам; выразительно читает стихи. Вот почему так важно значение самой художественной литературы, отобранной для всех видов деятельности. Дети живо откликаются и на печальные переживания сестрицы Аленушки и братца Иванушки в русской народной сказке, и на юмор английской сказки «Три поросенка» в обработке С. Маршака, и на волшебные превращения героини русской народной сказки «Царевна-лягушка» в обработке А. Толстого, и на образ капризной «Принцессы на горошине» Г. Х. Андерсена.
В качестве литературы для чтения детям предлагаются рассказы самой разнообразной тематики. Новое узнают дети о родной стране, о труде взрослых, о природе, о своей жизни. И так как это произведения и классиков –
А. Пушкина, Л. Толстого, Н. Некрасова, и советских поэтов и писателей –
В. Маяковского, С. Маршака, С. Михалкова, М. Пришвина и многих других, то дошкольники получают яркие, незабываемые впечатления. Особое место занимают стихи для заучивания наизусть. Они обогащают эстетические переживания детей, в них подмечены такие детали, такие образы, мимо которых дети проходили бы мимо. И вот они чувствуют прелесть пушкинских строк «Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало», узнают, как хорошо рассказал С. Есенин о белой березе. Оказывается, она «принакрылась снегом, точно серебром». Проникаются дети и гражданскими чувствами. У
А. Алексина есть стихотворение «Флажок» – на празднике рядом идут отец-герой с большим флагом и сын с маленьким флажком.
Регулярное и планомерное включение художественных произведений в педагогический процесс ДОУ, использование их на занятиях и в других формах и видах детской деятельности оказывает положительное влияние на развитие словаря детей.