Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Головатинская Юлия
Консультация для педагогов «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания. Первые осмысленные слова появляются у ребенка к концу первого года жизни. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов, к трем годам может достигать 1500 слов. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К четырем годам количество слов доходит до 1900, в пять лет – до 2000 – 2500, а в 6 – 7 лет до 3500 – 4000 слов. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленно растет число используемых прилагательных. Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка.

Публикация «Консультация для педагогов „Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

На 2-ом году жизни дети осваивают названия тех предметов одежды, мебели, посуды, игрушек и др., с которыми они действуют в детском саду и дома.

К концу второго года жизни можно говорить о возникновении элементарных обобщений. На этой основе возникает возможность учить детей обозначать одним словом сходные предметы и дифференцировать (различать) одни группы предметов от других.

На 3-ем году жизни словарь детей пополняется в процессе освоения более широкого круга предметов домашнего обихода, с которыми действуют и они сами, и взрослые. Дошкольники осваивают названия предметов более далекого окружения, которые видят на улицах, в парках и других местах.

На 4-ом году дети должны точно называть все вещи обихода, предметы обстановки, разные транспортные средства и т. п., т. е. то, с чем они сталкиваются повседневно.

В этом возрасте в программе значительное внимание уделяется введению в словарь детей слов, обозначающих качества и свойства предметов: дифференцируются части и детали предметов, их величина, а так же пространственные и временные отношения, что находит отражение в соответствующем словаре, обозначающем части суток и их признаки, вводятся слова, обозначающие пространственные отношения. Расширяется в словаре детей и круг слов, обозначающих названия цветов и форм окружающих предметов, а также вкусовых ощущений.

На 5-ом году жизни предусматривается введение в активный словарь названий всех предметов, с которыми ребенок сталкивается в жизни. Вводятся в активный словарь слова, обозначающие части и детали предметов, их качества и свойства, пространственные и временные отношения.

В этом же возрасте в словарь вводятся слова, обозначающие элементарные бытовые понятия (овощи, фрукты, одежда, игрушки, обувь, посуда и др., на основе выделения существенных признаков и обобщения по ним.

На 6-ом году жизни главным содержанием словарной работы в процессе ознакомления с предметами становится дальнейшее введение в словарь слов, обозначающих дифференцированные качества и свойства по степени выраженности, а так же включают в словарь названия материалов и их предметов.

На 7-ом году жизни особое внимание уделяется точности словоупотребления при обозначении качеств, особенностей предметов и материалов. Продолжается работа по формированию новых понятий и дифференцировке известных, и на этой основе расширяется словарь.

Однако важно не само по себе обогащение словаря, а его качественное развитие – развитие значения слов. Четкая предметная соотнесенность возникает не с самых ранних этапов жизни ребенка, а является продуктом развития. Сначала слово ассоциируется для малыша только с конкретным, «единичным» предметом, постепенно с развитием способности обобщения оно начинает обозначать все предметы данной категории. К 4 – 5 годам дети осознают многозначность слов, но не улавливают их переносного значения. Уточнение смыслового содержания слов к 6-7 годам еще только набирает силу. Это связано с усвоением новых знаний о мире и с зарождением эстетического отношения к слову и речи в целом. Словарный запас активно обогащается за счет слов, придуманных ими («намакаронился», «грязиновые сапоги»). Словотворчество является важнейшей особенностью детской речи – показатель освоения морфологических элементов языка.

Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной и уточнены в последующие годы.

Сегодня принято выделять четыре основные задачи:

Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также усвоение новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе;

• Закрепление и уточнение словаря;

• Активизация словаря – новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужном случае;

• Устранение из речи детей нелитературных слов.

Прежде всего дети усваивают:

• Бытовой словарь : название частей тела, лица; название игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений;

• Природоведческий словарь : явления неживой природы, растений, животных;

• Обществоведческий словарь : слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.);

Эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный, качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный, слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок, образование синонимов (пришли – приплелись, засмеялись – захихикали, с помощью фразеологических сочетаний (нестись сломя голову, слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых ими явлений (ветхий – очень старый);

• Лексику, обозначающую время, пространство, количество.

В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус, свойств, качеств; слова, выражающие видовые понятия (названия отдельных предметов, родовые (фрукты, посуда, игрушки, транспорт и др.) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.).

Словарная работа в каждой группе проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач.

Методы и приемы словарной работы.

1. Методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром, обогащения словаря) : рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещений детского сада, целевые прогулки и экскурсии; опосредованное ознакомление: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино-,диа-,видео фильмов, просмотр кинопередач.

2. Методы для закрепления и активизации словаря : рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художественных произведений, дидактические (словарные) упражнения.

Театрализованные игры, праздники и развлечения, участие в концертах, утренниках способствуют активизации образного словаря.

Словарная работа проводится во время всех видов НОД, в режимные моменты. Таким образом, развитие словаря осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные приемы словарной работы с учетом особенностей каждого вида деятельности.

Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры можно играть с детьми как в детском саду, так и предложить их родителям.

1. "Слово на ладошке". Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т. д.

2."Что бывает?". Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.

Зеленый -. дом, помидор. Зимняя -. одежда, рыбалка.

Домашнее -. печенье, задание.

3. Скороговорки - языколомки необходимы для развития четкой артикуляции и дикции.

Проворонила ворона вороненка.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

4."Общие слова".

1)Ребенок должен назвать фрукты., мебель., птиц., овощи., одежду.

2)Ребенку предлагается назвать одним словом : н-р, сосна, береза, клен - это.

5."Четвертый лишний".

Ребенок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

Н-р: ваза - роза - нарцисс - гвоздика

6."Посчитай". Считаем все, что можно посчитать. Н-р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока. пять красных яблок и т. д.

7. "Скажи наоборот".

Взрослый называет какое-либо слово, а ребенок подбирает "слово наоборот".

Существительные: смех -. , лето -. , день -. , холод -. , север -. и т. п.

Глаголы: пришел -. , нырнул -.

Прилагательные: широкий -. , маленький -. , богатый -. и т. п.

Наречия: далеко -. , высоко -.

8. "Подбери слово".

Ребенку предлагается подобрать слово на какой-либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: "назови фрукт, название которого начинается со звука А" (апельсин, абрикос, ананас.)

9."Большой - маленький".

Ребенку предлагается назвать ласково, н-р, ложка - ложечка, стул - стульчик и т. д.

10."Отгадай загадку".

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

Н-р: "Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?" (репка)

Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растет на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (помидор)

11. "Назови, какой. ".

Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

12. "Подбери слово". Птица - перья. Рыба -. Огурец - овощ, ромашка -.

13. "Расскажи стихотворение".

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

14. "Расскажи сказку". Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам

Публикации по теме:

Методы и приемы обогащения лексического запаса у детей 2–7 лет Особенности формирования словаря детей в дошкольном возрасте. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение.

Игры на развитие словарного запаса детей дошкольного возраста Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа. Речь является основным средство и формой самовыражения и.

Использование различных лексических тем для обогащения словарного запаса, расширения кругозора и развития речи Добрый день уважаемые родители. Сегодня хотелось бы поговорить о развитии детей и об одном из способов развития речи, обогащения словарного.

Консультация для педагогов «Расширение словарного запаса у дошкольников» Дошкольный возраст - период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона. При благоприятных.

Консультация для родителей на тему «Развитие словарного запаса детей дошкольного возраста» «Развитие словарного запаса детей дошкольного возраста»Словарь – это слова (основные единицы речи, обозначающие предметы, явление, действие.

Консультация для родителей «Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста» Слово является важнейшей единицей языка, которая служит для наименования предметов, процессов, свойств. Работа над словом является одной.

Консультация для родителей «Развитие словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста» Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад.

Консультация для воспитателей «Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов МБДОУ №65 «Фестивальный» ПРИЁМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Подготовила: учитель-логопед.

Методики на обследование связной речи, словарного запаса, синтаксического и грамматического строя детей дошкольного возраста Методики на обследование связной речи, словарного запаса, синтаксического и грамматического строя детей старшего дошкольного возраста. Методика.

Упражнения для развития связной речи, слухового внимания и расширения словарного запаса детей дошкольного возраста Игры со словами и звуками Если ребенок слабо различает звуки на слух, искаженно произносит или заменяет их на другие, то он не сможет четко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 апреля 2019 в 15:11
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Головатинская Юлия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД