Наталия Михель
Семинар для педагогов ДОУ «Музыкальная терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар для педагогов
«Музыкотерапия как здоровье сберегающая технология в ДОУ»
Цель: повышение профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования в вопросе использования здоровьесберегающих технологий – музыкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Методические материалы
- ЗОЖ, здоровье. Семинары, тренинги, деловые игры
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыкальное развитие
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
1. Информировать педагогов ДОУ о важности использования здоровьесберегающих технологий (музыкотерапии) в образовательном процессе;
2. Обучить педагогов ДОУ различным способам использования музыки в работе с дошкольниками.
3. УМК (учебно - методический комплекс) :музыкальные фрагменты русской народной музыки аудиозаписи классической музыки, например, «Времена года» П. И. Чайковского.
Теоретическая часть.
«Здоровьесберегающие технологии» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобымузыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ – это контролируемое использование музыки в коррекции психологической и эмоциональной сферы. Непосредственно лечебное действие музыки на нервно – психологическую сферу детей происходит при ее пассивном и активном восприятии ребенка. Музыка – это лекарство, которое слушают.
Музыкотерапия - это особый вид музыкальной деятельности, направленной на профилактику, оздоровление и коррекцию различных психологических и эмоциональных, поведенческих отклонений, на реабилитацию личности средствами музыкального искусства. Музыка выполняет седативную (релаксационную, стимулирующую функции).
Седативная (релаксационная) функция связана с тем, что в результате специально организованной музыкальной деятельности снимается мышечное и эмоциональное напряжение, ребенок успокаивается, восстанавливает физические и эмоциональные силы.
Стимулирующая функция, направлена на мобилизацию и активизацию всех физических и эмоциональных возможностей человека: приводит в тонус мышцы, жизненно важные системы организма, наполняет позитивными, яркими эмоциями и дарит хорошее настроение. При этом используется мажорная, ритмичная, танцевальная музыка.
Предлагаю познакомиться с различными формами использования музыки (музыкотерапии) в образовательном процессе
Практическая часть: мастер – класс «использованиемузыкотерапии в работе с дошкольниками».
В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.
Отношение к музыке в нашем обществе несколько иначе, чем раньше, музыкальная среда заполнена эстрадно-развлекательной музыкой, поэтому важно поддерживать интерес детей к классической и народной музыке.
1. Музыка для встречи детей.
Если детей утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребёнку наносится, пусть незаметная, травма-ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из оздоровительно-профилактических задач ДОУ должно стать создание оптимальных условий ежедневного приёма детей в их второй дом - детский сад. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.
Вариантами музыки для утреннего приема могут быть и следующие произведения:
Классические произведения:
1. Бах И. Прелюдия До мажор.
2. Бах И. «Шутка».
3. Брамс И. Вальс.
4. Вивальди А. «Времена года».
5. Гайдн И. «Серенада».
6. Кабалевский Д. «Клоуны».
7. Кабалевский Д. «Петя и волк».
8. Лядов А. «Музыкальная табакерка».
9. Моцарт В. «Маленькая ночная серенада».
10. Моцарт В. «Турецкое рондо».
11. Мусоргский М. Пьесы цикла «Картинки с выставки».
12. Рубинштейн А. «Мелодия».
13. Свиридов Г. «Военный марш».
14. Чайковский П. Пьесы цикла «Детский альбом».
15. Чайковский П. Пьесы цикла «Времена года».
16. Чайковский П. Балет «Щелкунчик»(отрывки из балета).
17. Шопен Ф. Вальсы.
18. Штраус И. Вальсы.
19. Штраус И. Полька "Трик-трак"».
«Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»).
Обработки для русского народного оркестра («Барыня»,«Камаринская»,«Калинка»)
Для свободной деятельности
Детские песни:1.«Антошка»(Ю. Энтин, В. Шаинский).
2.«Бу-ра-ти-но» (из к/ф «Буратино», Ю. Энтин, А. Рыбников).
3.«Будьте добры»(А. Санин, А. Флярковский).
4.«Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старока-
домский).
5.«Все мы делим пополам»(М. Пляцковский, В. Шаинский).
6.«Где водятся волшебники» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин, М. Минков).
7.«Да здравствует сюрприз» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин, М. Минков).
8.«Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда», М. Пляцковский, Б. Савельев).
9.«Колокола» (из к/ф «Приключения Электроника», Ю. Энтин, Е. Крылатов).
10.«Крылатые качели» (из к/ф «Приключения Электроника»,
Ю. Энтин, Г. Гладков).
11.«Лучики надежды и добра»(сл. и муз. Е. Войтенко).
12.«Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М. Пляцковский, Б. Савельев).
13.«Песенка Бременских музыкантов»(Ю. Энтин, Г. Гладков).
14.«Песенка о волшебниках»(В. Луговой, Г. Гладков).
15.«Песня смелого моряка» (из м/ф «Голубой щенок», Ю. Энтин, Г. Гладков).
16.«Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего», Ю. Энтин, Е. Крылатов).
17.«Танец утят»(французская народная песня).
18.«Улыбка»(муз. В. Шаинского)
2. На занятиях располагающую детей к творчеству (рисование, аппликация, лепка) можно использовать спокойную лирическуюмузыку,
К. Дебюсси «Лунный свет»
Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)
Сен-Санс «Карнавал животных»(симфонический оркестр)
П. И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»,
М. Мусоргский «Рассвет на Москве- реке».
В. Моцарт «Маленькая ночная серенада»,
П. И. Чайковский «Апрель»,
Г. В. Свиридов «Музыкальный ящик».
Н. А. Римский- Корсаков. Вступление «Три чуда»,
И. Штраус. «На прекрасном голубом Дунае»
3. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения
(после занятий физической культурой, можно воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненный звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются:
Путешествие в волшебный лес (Под шум Леса)
Музыкальный руководитель : Лягте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников, всевозможных цветов. В самой чаще леса стоит белая каменная скамейка, присядьте на нее.
Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав.
Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами целый день.
Отдых на море (Под шум моря) Римский-Корсаков Н. «Море».
Музыкальный руководитель : Лягте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.
Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.
Откройте глаза. Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.
4. Музыка для дневного сна
Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующимимузыкальными произведениями :
Музыка для дневного сна :
1. Альбинони Т. «Адажио».
2. Бах И. «Ария» из сюиты № 3.
3. Бетховен Л. «Лунная соната».
4. Глюк К. «Мелодия».
5. Григ Э. «Песня Сольвейг».
6. Дебюсси К. «Лунный свет».
7. Различные колыбельные со звуками природы.
8. Римский-Корсаков Н. «Море».
9. Свиридов Г. «Романс».
10. Сен-Санс К. «Лебедь».
11. Чайковский П. «Осенняя песнь».
12. Чайковский П. «Сентиментальный вальс».
13. Шопен Ф. Ноктюрн соль минор.
1. Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр).
2.«Времена года» П. И. Чайковского.
3. Бетховен, соната № 14 «Лунная».
4. Бах – Гуно «Аве Мария».
Общая релаксация перед сном. Дебюсси К. «Лунный свет». П. И. Чайковский «Сентиментальный вальс».
Ресницы опускаются…
Глаза закрываются…
Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)
Сном волшебным засыпаем…
Наши руки отдыхают…
Тяжелеют, засыпают(2 раза)
Шея не напряжена,
А расслаблена она…
Губы чуть приоткрываются…
Так приятно расслабляются. (2 раза)
Дышится легко… ровно… глубоко…
Мы чудесно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем…
5. Методикамузыкально-рефлекторногопробуждения
Следующим моментом, заслуживающим внимание педагогов, является методикамузыкально-рефлекторного пробуждения малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя: «подъем!» Этот вариант подъема малышей наносит определенную психическую травму ребенку, особенно замедленного типа нервной системы. Для пробуждения надо использовать тихую, нежную, легкую, радостную музыку. Десятиминутная композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычноймузыки, малыши будут легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кровати детей.
Музыка для пробуждения после дневного сна
1. Боккерини Л. «Менуэт».
2. Григ Э. «Утро».
3. Дворжак А. «Славянский танец».
4. Лютневая музыка XVII века.
5. Лист Ф. «Утешения».
6. Мендельсон Ф. «Песня без слов».
7. Моцарт В. «Сонаты».
8. Мусоргский М. «Балет невылупившихся птенцов».
9. Мусоргский М. «Рассвет на Москва-реке».
10. Сен-Санс К. «Аквариум».
11. Чайковский П. «Вальс цветов».
Упражнения для пробуждения ребенка после дневного сна.
1.«Потянулись». Сен-Санс К. «Аквариум».
И. п. : лежа на спине; правую руку вытянуть за головой, левую – вдоль туловища.
Вдох – тянуть правую руку вверх, выдох – расслабиться.
Вдох – расслабиться, выдох – тянуть руку вверх.
Пауза – расслабиться. Повторить упражнение со сменой положения рук.
2.«Растишка». Григ Э. «Утро».
И. п. : лежа на спине, обе руки вытянуть за головой.
Вдох – максимально тянуть руки и ноги, выдох – расслабиться.
Вдох – расслабиться, выдох – максимально тянуть руки и ноги.
Пауза – расслабиться.
6. Танец, как средство воздействия на мировоззрение ребенка.
Особую ценность имеет сочетание пения с танцевальными движениями, а также импровизация свободного танца под звуки классической музыки (танец терапия). Танец является формой социального контакта, через танец улучшаются способности к взаимоотношению, взаимопониманию.
П. И. Чайковский «Фея Драже».
Н. Римский- Корсаков «Три чуда»
Д. Шостакович. «Вальс-шутка»
Игры – превращения помогают детям владеть мышцами своего тела, произвольно напрягать и расслаблять их. Музыкальное сопровождение подбирается соответственно содержаниюигр. «Деревянные и тряпичные куклы» (Музыка спокойная, легато, «Воробышки и журавли» Под быструю музыку дети весело прыгают, словно воробьи. При замедленном темпе переходят на мягкий шаг, а затем по сигналу руководителя поджимают ножку, придерживая ее руками. «Мельница» (круговые движения рук). «Паровозики» (круговые движения плечами). «Лесник» (развитие воображения). Музыкально – подвижные игры «Затейники», «Запрещенное движение» и т. д.
7.«Фольклоротерапия»
Это направление арт-терапии, в котором коррекционное и гармонизующее воздействие на личность осуществляется посредствам занятий фольклором.
Именно народные танцы, пляски, различные по характеру рисунка построенные на смене ритмов, движения несут в себе терапевтический и освобождающий заряд огромной силы, т. к. создают у детей чувство единения, снимают комплексы, зажимы, расширяют возможности коммуникации.
Инсценировки русских народных сказок под народные мелодии для танцевальной импровизации:
«Из-под дуба»,«Калинка»,«На горе- то калина» и т. д.
Мы остановили свой выбор на тех песнях, где элементы игры доминируют, а образы доступны и понятны дошкольникам. Возьмем к примеру, игровую песню «Вышел гусь гулять.» Для постановки хореографического номера по этой игровой песне отправными фразами могут быть : «Вышел гусь гулять; хоровод гусей идет, стал присядку танцевать». Естественно, под «гусем» подразумевается мальчик. А «хоровод гусей» – либо девочка, либо мальчики и девочки. Другой пример. Под песню «Поют песни, припевают, Бьют в ладони, прибивают…», рассказывающую об удалой мужской пляске, вполне можно поставить танец- игру (соревнование между мальчиками). Основным ходом этой пляски может стать всевозможные «присядки» и «полуприсядки». На данных примерах можно увидеть, как содержание фольклорной песни становится сюжетом хореографического номера и каие образные возможности заложены в самом характере этих песен.
Особенности использования музыкотерапии :
- громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо);
- использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям;
- лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной);
- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно.