Елена Дашкова
Семинар для педагогов «Способы внедрения в работу ДОУ проблемно-поискового метода или ситуаций»
▼ Скачать + Заказать документы
«Способы внедрения в работу ДОУ проблемно – поискового метода или ситуаций»
Ст. воспитатель Дашкова Е. Л.
Январь 2016
Слайд 2
Цель: способствовать повышению уровня профессиональных знаний у педагогов в организации ОД с использование проблемных методов и ситуаций
Слайд 3
Задачи:
Публикация «Семинар для педагогов „Способы внедрения в работу ДОУ проблемно-поискового метода или ситуаций“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Раскрыть сущность использования проблемных ситуаций в образовательной деятельности с дошкольниками
Проанализировать представленные конспекты ОД для проведения открытых просмотров в ДОО
Слайд 4
Проблемные ситуации и их сущность
использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие творческого мышления, познавательных умений и способностей.
Проблемная ситуация определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.
Слайд 5
Что такое проблема?
Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой – либо деятельности.
Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи.
Слайд 6
Характерные признаки проблемности
возникает состояние интеллектуального затруднения
Возникает противоречивая ситуация
Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.
Слайд 7
Уровни проблемности
Воспитатель ставит сам проблему (задачу) и сам ее решает при активном слушании детьми
Воспитатель сам ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребенка а самостоятельное пойски решений (частично – поисковый метод)
Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему
Ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить.
Слайд 8
Методы и приемы проблемных ситуаций
Подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения
Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос
Побуждать детей делать сравнения, обобщения, выводы их ситуаций, сопоставление фактов
Постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, логику рассуждения)
Постановка проблемных задач.
Слайд 9
Система методов
Объяснительно иллюстративный;
Репродуктивный;
Проблемное изложение;
Частично-поисковый;
Исследовательский метод.
Слайд 10
Этапы решения проблемных ситуаций
Пойск средств анализа условий проблемы с помощью наводящих вопросов с актуализацией прежних знаний «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для решения проблемы?»
Процесс решения проблемы.
Доказательство и проверка гипотезы.
Слайд 11
Этапы учебных занятий:
- Проблема (мотивационно –ориентировочный)
- Цель
- План (поисковый)
- Реализация плана (практический)
- Осмысление итогов (рефлексийно – оценочный)
Слайд 12
Например «Вода»
Педагог сообщает достоверные научные знания о том, что все живые организмы, в том числе растения, животные и человек, на две трети состоят из воды
Слайд 13
Таким образом
Создавая проблемную ситуацию, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что важно, приучать не бояться допускать ошибки.
Педагоги не должны забывать, что проблемные ситуации используются не только в ОД по «Ознакомлению с природой», но и в математике, развитию речи, грамоте, конструированию и в игре.