МААМ-картинки

Семейный логопедический тренинг «Роль родителей в речевом развитии детей» в средней логопедической группе (2 фото)

Котова Наталья
Семейный логопедический тренинг «Роль родителей в речевом развитии детей» в средней логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы

Логопед : — Добрый вечер, уважаемые родители. Я очень рады вас видеть на нашей встрече, посвящённой проблеме развития речи дошкольников. Все мы знаем, что могущественное орудие всестороннего развития ребёнка это, конечно же, РЕЧЬ. Навык правильной речи, как и все необходимые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи ребенка, имеет огромное значение для всей его последующей жизни.

Публикация «Семейный логопедический тренинг „Роль родителей в речевом развитии детей“ в средней логопедической группе» размещена в разделах

Свободная, ясная, выразительная, красивая устная речь ребёнка – это цель, к которой мы вместе должны стремиться.

Проблема развития речи детей стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада. Сегодня я хочу предложить вам несколько способов и приемов, которые могут помочь решить эту проблему. Вы узнаете для чего нужно проводить пальчиковую гимнастику, как делать совместно с ребенком артикуляционную и дыхательную гимнастику, в какие речевые игры можно поиграть дома с Вашим ребенком.

Чтобы яснее понять, в каких направлениях нужно работать, я озвучу Вам основные задачи речевого развития детей :

Развитие у детей коммуникативных способностей.

• Овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста.

Одним из важнейших направлений развития речи детей является развитие и обогащение словарного запаса. Когда мы говорим о словаре необходимо понимать, что словарный запас бывает активным и пассивным. К концу четвертого года жизни словарный запас ребёнка достигает 1500-2000 слов.

Одной из первых задач, стоящих перед нами, педагогами, и вами, родителями является формирование словаря.

Функции взрослых:

• расширять и активизировать словарь на основе обогащения представлений об окружающем мире;

• обогащать словарь названиями частей суток, домашних и диких животных, овощей и фруктов.

В речи уже должны присутствовать существительные, глаголы, местоимения (мой, твой, наш, наречия (там, тут, здесь, числительные (один, два, притяжательные прилагательные (мамина, папина, Олина).

Здесь в помощь вам придут дидактические игры, тематические беседы, диалоги, рассматривание иллюстраций с проговариванием.

Следующая задача – формирование и развитие грамматического строя речи. В данном направлении я выделю несколько пунктов.

Задача 1: совершенствовать умение согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже.

Задача 2: научить употреблять существительные с предлогами.

Задача 3: научить детей употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детёнышей.

Здесь вам тоже помогут дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Важно следить за речью ребенка и исправлять грамматические ошибки в речевом потоке.

Очередная важная задача – развитие связной речи.

Развитие диалогической речи (вовлечение детей в разговор во время рассматривания предметов, иллюстраций; наблюдений за живой и неживой природой; после просмотра м/ф, спектаклей)

Развитие инициативной речи во взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

Какие же приёмы помогут нам развивать связную речь?

Телефон

— разговоры по телефону (настоящему или игрушечному) способствуют развитию активной устной речи детей;

Ситуация общения

Взрослый с помощью наводящих вопросов побуждает ребёнка делиться своими впечатлениями, опытом

— А ты меня научишь?

— А как ты думаешь?

— Необходимо создавать ситуацию успеха. Похвалить ребёнка за рассказ или за то, чему он вас научил. У ребёнка постепенно будет складываться понимание того, что делиться чем-то, рассказывать – это здорово.

Следующая задача – формирование звуковой культуры речи.

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, т. к. это наиболее заметный дефект. Не только окружающие, но и родители могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное звукопроизношение – как на ладошке.

Какие же приёмы можно использовать, чтобы помочь ребёнку говорить звуки чётко и правильно?

Чистоговорки.

В данном возрасте дети уже должны внятно и чётко произносить гласные звуки (а, о, у, и, ы, э) и некоторые согласные (п, б, т, к, г, ф, в, т, д, с, з, ц, м,н,к). – звуки раннего онтогенеза.

Пример чистоговрок:

Ба-ба-ба,ба-ба-ба - Мама, мама, вон труба!

Бу-бу-бу,бу-бу-бу - Ты и мне купи трубу!

Бе-бе-бе,бе-бе-бе потрубил я на трубе.

Ба-ба-ба,ба-ба-ба не нужна уже труба!

Га-га-га – у меня болит нога.

Ге-ге-ге - болит палец на ноге.

Ги-ги-ги - снять ботинок помоги.

Попробуйте сами сочинить несколько чистоговорок:

Ку – ку – ку —.

Бы – бы – бы — …

Речевые игры (с использованием мяча)

«Скажи наоборот»

«Назови одним словом»

«Подбери много слов»

Артикуляционная гимнастика способствует укреплению мышц речевого аппарата и повышает его пластичность и тонус. Показ и активное участие родителей (с использованием индивидуальных зеркал) на основе лексической темы «Перелетные птицы»

Упражнения для щёк и губ

• Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам-ам».

• Птенчики глотают пищу. Сглатывание слюны. (5 раз)

• Клювы разных птиц. Медленно всасывать щёки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперёд.

• Мама птица прогоняет от птенцов куницу. Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать её при раскрытом рте (чмоканье).

3. Упражнения для языка

«Лопаточка»

«Аист» - Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать под счёт от1 до 5.

• Птенчики ждут пищу. («Чашечка» под счёт от 1 до 10.)

• Дятел. Я по дереву стучу, (Поднять язык за верхние зубы

Червячка достать хочу. и постучать произнося:

Хоть и скрылся под корой, «Тдд-тдд-тдд».)

Всё равно он будет мой.

Пальчиковые игры:

Уважаемые родители! Я думаю, что всем вам хорошо знакомо высказывание Василия Александровича Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Учёные пришли к выводу, что речевые и моторные центры к коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Я хочу познакомить вас с пальчиковой гимнастикой «Птицы», которую вы можете проводить со своим ребёнком дома. (Активное участие родителей)

Эта птичка – соловей, (Дети загибают по одному пальчику на обеих

Эта птичка – воробей, руках.)

Эта птичка – совушка,

сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями.)

Птички, птички, по домам.

Пальчиковая гимнастика представляет собой разнообразные движения пальцами рук с использованием стихов. Я думаю, что вы с ходу сможете мне назвать самую известную игру. (Ответ родителей «Сорока белобока»).

Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией.

Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками. Игра называется «Проглот». (Активное участие родителей)

У меня живет проглот,

Всё подряд проглот жуёт.

Вот и стало у проглота

Брюшко как у бегемота.

Эту игру можно усложнять: выполнять движения не только правой или левой рукой поочерёдно, но и двумя руками одновременно.

Развитию мелкой моторики способствует лепка, штриховка, обводка по точкам или пунктирным линиям, раскрашивание, вырезание из бумаги. Не бойтесь давать ребёнку ножницы. Единственное условие – такие занятия должны быть под обязательным присмотром взрослых.

Очередная немаловажная задача - развитие речевого дыхания. Правильное дыхание очень во многом определяет, насколько внятной и чёткой будет речь вашего ребёнка. Примеры упражнений на развитие речевого дыхания, которые очень нравятся детям (с оборудованием и без оборудования) :

1. «Перышко» - перышко подбрасывать в воздух и дуть на нее, не давая упасть.

2. «Фокус» - небольшой кусочек ваты кладем на кончик носа и пытаемся его сдуть.

3. «Хомячок» - пошмыгать носом с закрытым ртом.

4. «Собачке жарко» - Часто подышать носом с высунутым языком.

Предлагаю совместно со мной выполнить комплекс упражнений на формирование речевого дыхания на примере комплекса дыхательных упражнений по лексической теме «Перелетные птицы».

Дыхательное упражнение «Прогулка по дивному саду» (активное участие родителей). Пойдем, мой друг, прогуляемся по дивному саду, в котором поют удивительные птицы. Птицы поют (на выдохе) : «Уп-уп-уп-уп», «Пить-пить-пить-пить», «Фью-фью-фью-фью», «Кик-кик-кик», «Тюке-тюке, тюке-тюке». (Активное участие родителей с использованием индивидуальных зеркал».

Также я бы хотела остановиться на играх и упражнениях, в которых сочетается речь с движением. Связь движения и речи — общеизвестный факт, не вызывающий сомнений. Более того, речь по своей сути тоже является движением мышц органов артикуляции и голосовых связок. Именно поэтому задача научиться координировать речь с движением является не такой уж сложной и сводится к выработке устойчивых навыков согласованной работы разных групп мышц.

Наиболее известный и действенный способ, позволяющий добиться четкой координации речи с движением – это игра. Именно игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с движением для дошкольников.

Всем известны игры, «У медведя во бору», «Гуси-гуси, га-га-га» и др). Подобные игры, оказывается, являются не только увлекательными забавами для детей, но и помогают им получить простейшие навыки координации речи и движения. Игры довольно часто используются для обучения. Они раскрепощают, с их помощью детям легко объяснить то, что они не могут выразить словами.

Пример (активное участие родителей) :

Цапля

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать,

И не падать, не качаться,

Друг за друга не держаться!

Игра проводится два раза: стоя на одной ноге, потом на другой. Руки на поясе.

Заключительная часть.

Особое внимание я хочу обратить на культуру родного языка, ведь речи следует учить, прежде всего, путём примера. Слышит ребёнок правильную речь и невольно воспринимает её, и мало-помалу навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какие-нибудь неправильные, извращенные слова и так же незаметно это войдёт в его речь, а с недостатками речи бороться очень трудно.

Поэтому мой совет – разговаривайте с детьми и в присутствии детей красиво. Ведь речь у дошкольников формируется по подражанию.

А теперь я с удовольствием отвечу на ваши вопросы.

Семейный логопедический тренинг «Роль родителей в речевом развитии детей» в средней логопедической группе
Фото «Роль родителей в речевом развитии детей»
Публикации по теме:

Роль детской художественной литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста «Роль детской художественной литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста» Общеизвестно воздействие художественной литературы.

Роль дидактических игр в познавательном и речевом развитии у детей раннего возраста Одной из ведyщих задач, которую peшaют дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Хорошая речь – важнейшее условие.

Роль книги в речевом развитии детей Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. Она.

Консультация для родителей и воспитателей «Роль сказки в речевом развитии детей дошкольного возраста» Работая в детском саду воспитателем, я обратила внимание на один очень важный момент: количество детей, имеющих те или иные речевые проблемы,.

Опыт работы «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей раннего возраста» Совместная работа с воспитателем Курниковой Татьяной Владимировной. Опыт работы на тему: "Роль устного народного творчества в речевом развитии.

Роль книги в речевом развитии детей Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. Она.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Сценарий родительского собрания в средней группе «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4–5 лет» Цели: Создание условий для речевого развития дошкольников, формирование педагогической культуры родителей. Задачи: Познакомить родителей.

Опыт работы «Роль пальчиковой игры в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста» Сообщение из опыта работы «Роль пальчиковой игры в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста». В течение дошкольного детства.

Участие в педагогических чтениях посвященных памяти К. А. Миксон «Роль музыки в речевом развитии детей» В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Один из способов развития речи детей-дошкольников – системное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семейный логопедический тренинг «Роль родителей в речевом развитии детей» в средней логопедической группе
Опубликовано: 17 ноября 2018 в 18:49
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семейный логопедический тренинг «Роль родителей в речевом развитии детей» в средней логопедической группе» (включая файлы) размещена пользователем Котова Наталья (УИ 8873) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД