Папки-передвижки

Сценарий родительского собрания в средней группе «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4–5 лет»

Татьяна Скрягина
Сценарий родительского собрания в средней группе «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели: Создание условий для речевого развития дошкольников, формирование педагогической культуры родителей.

Задачи: Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста; привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.

Публикация «Сценарий родительского собрания в средней группе „Роль семьи в речевом развитии ребенка 4–5 лет“» размещена в разделах

Форма проведения: Встреча с элементами практикума.

План:

1. Вступительная часть.

2. Практикум.

3. Педагогический всеобуч «Характеристика речи детей пятого года жизни».

Ход мероприятия:

1. Вступительная часть.

Воспитатель открывает собрание кратким вступительным словом для объявления темы собрания, разъяснения целей и порядка совместных действий участников собрания.

2. Практикум.

А) Обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка.

Родителям предлагается выбрать из перечня факторов наиболее значимые, прокомментировать свой выбор (на столах лежат карточки с текстом).

1) Эмоциональное общение родителей с ребенком с младенческого возраста.

2) Общение ребенка со сверстниками.

3) Строение артикуляционного аппарата.

4) Речь взрослых – образец.

5) Развитие мелкой моторики рук.

6) Чтение детям художественной литературы.

7) Игра ребенка со взрослыми и сверстниками.

Б) Разбор проблемных ситуаций.

Ситуация 1.

Наблюдая за детьми, специалисты заметили, что ответы ребенка при рассматривании иллюстраций и картинок могут быть разными в зависимости от того, как взрослый сформулирует вопрос. Хорошо когда вопрос взрослого побуждает ребенка к более полному ответу.

Вопрос

- Предположите, как будут отвечать дети пяти лет на следующие вопросы. Выберите наиболее удачный.

- Что нарисовано на картине? (перечислят изображенные предметы).

- Что делают дети на картине? (опишут картину).

- Про что (о чем) рассказал художник своей картиной? (попытаются истолковать картину).

Ситуация 2.

Саша непрерывно задает вопросы: «Что это у тебя? Какая это машина? Какой дядя тут сидит?». Не дослушав ответ, он убегает. Прибегая, снова задает вопросы.

Вопрос

- В каком возрасте вел себя так ваш ребенок? При каких обстоятельствах у дошкольника появляется потребность задавать вопросы? (Примерный ответ). Вопросы «Кто? Что? Какой?» характерны для детей 3-4 лет. Они носят цепной характер. В них больше отражается потребность ребенка быть в контакте со взрослым, удерживать его внимание, нежели познавательная активность. Поэтому нередко, не дослушав ответ, ребенок убегает. Потребность задавать вопросы возникает у детей при встрече с чем-то неизвестным, попытке понять что-то новое).

Ситуация 3.

Дошкольник вообще не задает взрослому вопросов или задает, но очень редко.

Вопрос

- Какими на ваш взгляд могут быть причины? (Примерный ответ). Это может быть вызвано отсутствием необходимых знаний у ребенка, устойчивого избирательного интереса к чему-либо. Возможно, прежде, когда ребенок обращался к взрослому с вопросами, он встретился с раздражением или критикой взрослого, что задело его самолюбие, и др.)

Ситуация 4.

Павлик рано научился говорить. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда он не рисует, не лепит и не стремится к этому. Но его родители считают, что он будет хорошо учиться, ведь он так по-взрослому рассуждает!

Вопрос

- Оцените позицию родителей. Можно ли предвидеть результаты учения? (Примерный ответ). В продуктивных видах детской деятельности ребенок учится ставить цель, прилагать усилия для достижения результата, сравнивать его с целью. Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики рук, что создает предпосылки к овладению письмом.)

Ситуация 5.

В детском саду наблюдали за развитием фонематического слуха у детей. У некоторых из них были выявлены характерные недостатки. Гриша: «рыба»-«лыба», Саша: «шишка»-«сиска», Петя: «садись»-«дись», Вова: «сахар»-«хасир».

Вопрос

- Какие недостатки в речи детей выявились? Чем это можно объяснить? Что следует делать взрослым, чтобы исправить эти недостатки в речи дошкольника? (Примерный ответ). У Гриши и Саши – замена труднопроизносимых звуков на легкопроизносимые; у Пети – пропуск первого слога; у Вовы – перестановка звуков и их замещение. Несовершенство речи, скорее всего, объясняется несформированностью у детей фонематического слуха, недостаточной дифференциацией звуков.

Взрослым важно демонстрировать ребенку правильный образец речи, развивать фонематический слух с помощью специальных игр и упражнений.

3. Педагогический всеобуч «Характеристика речи детей пятого года жизни».

Воспитатель. Предлагаем вам несколько советов.

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

Обратите внимание: ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее обратиться за помощью к логопеду.

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых. Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша, научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.

Можно вместе с ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

Необходимо знакомить малышей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, совей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

Приложение 1. Характеристика речи детей пятого года жизни.

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время проходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки («мяч – это игрушка, в него играют», начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением). Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т. е. все умения, которые необходимы для развития связной речи.

В речи детей пятого года жизни встречаются следующие направления:

- Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;

- У некоторых недостаточно развита интонационная выразительность;

- Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа).

Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

Публикации по теме:

Конспект родительского собрания в старшей группе «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Конспект родительского собрания в старшей группе «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Цель: 1. Выявление особенностей взаимоотношений.

Конспект родительского собрания «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста» в средней группе Цель • дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка; • заинтересовать проблемой; • Стимулировать интерес родителей для совместной.

Конспект родительского собрания в форме игрового практикума «Роль пальчиковых игр в речевом развитии детей»Конспект родительского собрания в форме игрового практикума «Роль пальчиковых игр в речевом развитии детей» Конспект родительского собрания в форме игрового практикума Тема: «Роль пальчиковых игр в речевом развитии детей» ЦЕЛЬ: Формировать у.

Консультация для педагогов ДОУ «Роль детской книги в речевом развитии ребенка» Детские книги играют большую роль в речевом развитии детей. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка,.

Протокол родительского собрания «Роль игровой деятельности в развитии ребенка» 15 декабря 2017 г Присутствовали 22 человека. (список регистрации прилагается) Приглашенные: Ф. И. О- мед. сестра. Ф. И. О – педагог- психолог.

Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребёнка» Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую.

Конспект родительского собрания «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка» «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка» Форма собрания – круглый стол. Цель: поиск совместных путей решения.

Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет (семинар-практикум) «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет»(1 слайд (Ю. М) Речь не передается по наследству, малыши перенимают опыт речевого общения.

Сценарий родительского собрания в средней группе «Роль отца в семейном воспитании» Цель: оптимизация детско-родительских отношений, психологическое просвещение родителей. Участники: папы воспитанников, воспитатели группы.

Выписка из протокола родительского собрания «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников 4–5 лет» ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА №3 Заседания родительского собрания в средней группе №1 МДОУ «Детский сад №75» 27.03.2018г. Присутствовали: 19 человек.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий родительского собрания в средней группе «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4–5 лет»
Опубликовано: 24 октября 2018 в 19:36
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий родительского собрания в средней группе «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4–5 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД