Вера Папирова
Семейный клуб «Мамина школа» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
В нашей группе применяются разные формы работы с родителями. Помимо традиционных групповых и индивидуальных консультаций, родительских собраний, мы организовали семейный клуб, который назвали «Мамина школа». Так как в основном занятия посещали именно мамы.
Публикация «Семейный клуб „Мамина школа“ в младшей группе» размещена в разделах
В отличие от традиционных родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку.
С учетом запросов родителей был составлен тематический план-программа работы клуба.
План программы занятий клуба
месяц Занятия
Октябрь Семинар «Кризис упрямства или эпоха "Я сам!"»
Ноябрь Семинар-практикум «Учимся одеваться и раздеваться»
Декабрь Семинар «Учимся, есть сами»
Январь Родительское собрание в форме мастер-класса
«Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста»
Консультация «Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов?»
Февраль Деловая игра на тему: «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
Март Семинар-практикум «В царстве порядка»
Апрель Родительская конференция.
Семейное мероприятие «Мама, папа, я – дружная семья»
Приложение 9
Родительское собрание на тему: «Я сам!»
Цель: Познакомить родителей с теми умениями и навыками, самостоятельности которыми должны владеть дети четвертого года жизни.
Ход собрания
1. Вступление.
Дорогие родители, бабушки, мамы, папы! Мы очень рады видеть вас на первом родительском собрании, потому что мы понимаем: без союза с вами, без вашей поддержки и помощи воспитание детей и создание для них уютной и радостной обстановки в детском саду – невозможная задача.
Но вначале, давайте познакомимся.
Игра «Давайте познакомимся и будем дружить»
(Звучит припев песни «Улыбка») Пусть слова известной песни раскрепостят нас, заставят улыбнуться, ибо это является важным условием при встрече и знакомстве.
Вот этот волшебный клубок, поможет нам узнать друг друга. И так сначала представимся мы, а затем слово вам, дорогие родители. Передаем клубочек Вам, обмотайте вокруг пальчика ниточку, представьтесь и передайте клубочек следующему!
Посмотрите, пожалуйста, каждый из нас соединен ниточкой, не просто ниточкой, а нитью, которая нас будет связывать на протяжении нескольких лет. Наша нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно ради здоровья и счастья наших детей!
2. Особенности возраста
Младший возраст – важней период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром.
Ребенок говорит «Я сам». Задача взрослого поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать его веру в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий.
Самостоятельность формируем у младшего дошкольника в совместной деятельности со взрослыми и непосредственно в личном опыте. Постепенно расширяем область самостоятельных действий: дети успешно осваивают умения самообслуживания, культурно-гигиенические навыки.
В самообслуживании, прежде всего, учим детей последовательно одеваться и раздеваться. Объясняем, например, что прежде чем надеть гольфы, надо собрать их гармошкой, а надевать начинать с носка; прежде чем обуваться, туфли надо поставить так, чтобы они «смотрели друг на друга, а не сердились бы, не отворачивались»; чтобы правильно надеть платье, свитер, нужно сначала определить, где у них перед; и т. д. Все это помогает детям быстрее овладеть необходимыми навыками одевания. В дальнейшем детей необходимо учить застегивать пуговицы, шнуровать ботинки.
Обучая детей навыкам самообслуживания, не забываем о таком эффективном приеме, как поощрение. Одобряя действия малыша, привлекаем внимание остальных детей к тому, что он сам что-то сделал, например, надел колготы и туфли. Говорим: «Вот видишь, сегодня постаралась — у тебя все и получилось». Поощрения вызывают у ребенка чувство радости, создают уверенность в том, что он может, умеет сам что-то делать, побуждают его к проявлению усилий, к самостоятельности. Одобряли и тех, кто еще вчера не справлялся с каким-либо действием, а сегодня выполнил его самостоятельно.
Формируя навыки самообслуживания, воспитываем и бережное отношение к вещам. Показываем и рассказываем, как надо складывать вещи, вешать в шкаф, раскладывать на стульчик, когда ложимся спать.
Учим самостоятельности детей и во время еды, используя такие приемы, как показ с пояснением. Так, обедая за одним столом с детьми, показываем, как правильно есть, как держать ложку, предлагаем взять ложку так, как это делает взрослый.
Естественно, дети неодинаково быстро усваивают правила и действия, которым мы их учим. Но у каждого ребенка при правильном воспитании вырабатывается стремление все делать самостоятельно. Главное правило: не делать за ребенка то, что он может сделать самостоятельно.
В младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Главное не отмахиваться от детских вопросов, не гасить любознательность к окружающему миру. Идя домой из детского сада, понаблюдайте за деревьями, цветами, животными, расскажите интересную историю, которая приключилась, например, с воробушком или листочком, прочтите стишок, просто пообщайтесь с ребенком, о том как прошел день.
Игра – самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников.
Игра сопровождает младших дошкольников в течение всего времени. Веселые хороводные, имитационные игры, игры с сюжетными игрушками поднимают настроение, сближают детей.
На прогулке игры с песком, водой, снегом, с предметами обогащают представления детей о разнообразных качествах и свойствах предметов, об их назначении. Например, играя с песком, дети узнают свойства песка, песок бывает сырой и сухой, сырой легче лепится. Летом, играя с водой, дети узнают, что вода бывает теплая и холодная, в ней тонут тяжелые предметы, а легкие плавают.
Учим детей играть и в сюжетно-ролевые игры, такие как больница, магазин, семья, разыгрываем простые, жизненные ситуации: «готовим мишке обед», «купаем куклу», «лечим зайчика», «принимаем гостей».
Дидактические игры используем для развития внимания, мышления, речи, умение сравнивать, закрепляем знания о животном, растительном, предметном мире.
Обобщение. Если не играть, не руководить игрой с ранних лет, то у малышей не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми. Игры таких детей сводятся к бесцельному катанию машинки или укачиванию куклы. Не находя игрушкам другого применения, дети быстро бросают игру, требуют новых игрушек. В младшем дошкольном возрасте игра становится средством развития и воспитания в том случае, если построена на содержательном общении со взрослыми.
И так мы с вами выяснили, что детям четвертого года жизни свойственно:
1. Потребность в самостоятельности;
2. Увлеченность игрой;
3. Любознательность;
4. Общение со сверстниками.
Но в этом возрасте у детей проявляется кризис 3 лет.
С 3 лет дети ожидают от семьи уже признания независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы его мнение спросили, чтобы посоветовались с ним. И он не может ждать, что это будет когда-нибудь в дальнейшем. Он просто еще не понимает будущего времени. Ему все надо сразу, немедленно, сейчас. И он пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердить себя в победе, пусть даже приносящей неудобства из-за конфликта с близкими людьми.
Если родители в этот период начинают предоставлять ребенку больше свободы и самостоятельности, то этим они поддерживают его новое представление о себе и приучают к разумному различению тех областей жизни, в которых он действительно может вести себя "как взрослый", и тех, в которых он пока еще остается маленьким ребенком, нуждающимся в помощи и руководстве. Постепенно это приводит к преодолению симптомов кризиса.
Если же родители продолжают пытаться строить отношения в точности так же, как раньше, то ребенок не имеет возможности различить эти области жизни и во всех случаях настаивает на своем праве "быть взрослым". Про такого ребенка обычно говорят, что он очень упрям, хотя в действительности упрямство здесь проявляют прежде всего его родители.
Формируя у детей самостоятельность и навыки самообслуживания, мы нередко сталкиваемся с тем, что ребенок не может справиться или не хочет, с тем или иным поручением. Как можно решить эту проблемную ситуацию?
«Ситуации для анализа» Предлагаю проанализировать следующие ситуации.
Мама утром собирает сына в садик и предлагает ему надеть шапочку самому, ребенок капризничает и отказывается одеваться, ссылаясь на то, что он еще маленький.
Вопрос: Как вы поступите в данной ситуации? (показ)
Мама торопится домой, но ребёнок хочет ей показать, что он научился сам одеваться, но очень долго это делает.
Вопрос: Ваши действия? (показ)
Мы понимаем ваше возмущение от поступка вашего ребенка. А как с этим справляться научим с помощью простого упражнения «Выпусти свое раздражение».
Раздаются надувные шары. Надуваем их (помещаем свое раздражение, и выпускаем воздух из шара (выпускаем раздражение). Шар (раздражение) улетает.
А как наши малыши умеют быть самостоятельными, и какие трудности у них возникают, вы узнаете, посмотрев видеоролик: «Я умею делать сам!». (показ видеоролика).
Воспитатель: - Прежде чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи, трудолюбия. Давайте и мы сейчас в этом немного потренируемся, а для этого мы предлагаем вам превратиться в малышей.
Сейчас мы поиграем с вами в игру «Слово-эстафета». Я начну, а вы продолжайте:
«Чтобы мой ребенок мог стать самостоятельным, я…».
Вот мы узнали ваших детей немного ближе.
- Помните, уважаемые родители,
- «Если ребенок смеется - значит, мы все "сделали правильно».
Подведение итогов.