полина лупачева
Семейные традиции — основа духовно-нравственного воспитания дошкольников. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: воспитатели МБДОУ «Детский сад № 74 «Семицветик» г. Смоленска Лупачева П. В., Хомуненкова В. В.
Основная задача нравственного воспитания: воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека
В. А. Сухомлинский
Одно из основных условий реализации Образовательной программы дошкольного образования является непосредственное сотрудничество воспитателя с семьёй ребенка, поскольку именно дети, родители и воспитатели - активные участники педагогического процесса. Приобретенный нами опыт в области образовательного процесса на дошкольном уровне показал, что семья - это то, что в обязательном порядке влияет на формирование и развитие личности дошкольника. Поэтому взаимодействие с семьей воспитанника чрезвычайно важно для пополнения опыта, воспитательных навыков родителей. Одним из главных направлений воспитательной работы дошкольного педагога является, на наш взгляд, создание и укрепление ряда факторов, направленных на развитие традиционных духовно-нравственных ценностей семьи.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников является главной составляющей общего развития ребенка. Дошкольный возраст - этап в жизни каждого ребенка, когда формируются представления об окружающем мире, морально-этических нормах, сострадании и милосердии, появляются первые представления о семье и семейных ценностях. Именно поэтому очень важна роль дошкольного педагога в правильном формировании личности ребенка.
Духовно-нравственное воспитание – то направление в дошкольной педагогике, которое невозможно проводить без взаимодействия педагога с родителями. Все то, что мы вкладываем в душу ребенка в дошкольном возрасте, формируя его сознание и мировоззрение, даст свои плоды чуть позже, станет неотъемлемой частью его жизни. Гуманизм, милосердие, духовность – это та основа, без которой невозможно развитие и воспитание ребенка до школы.
Формирование, развитие и сохранение истинно человеческих качеств в детях – одно из важнейших направлений в современной дошкольной педагагике. неразрывная цепочка, которая в дальнейшем определит развитие и воспитание ребенка до школы. Именно формируя ряд мероприятий по укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей семьи, очень важно закладывать такие нравственные составляющие, которые научат детей умению сострадать ближнему, быть гордым за свою страну, уважать традиции всех тех, кто живет рядом. Основным помощником в этой непростой работе у дошкольного педагога является родитель. Активное, творческое, заинтересованное взаимодействие педагогов, детей и родителей способствует формированию и укреплению моральных основ семьи.
Наш педагогический опыт показал, что самыми эффективными формами взаимодействия на сегодняшний день являются беседы с родителями, родительских собрания, проведение совместных мероприятий в стенах детского сада, культурные походы, участие в выставках, конкурсах, фестивалях местного и регионального значения. Ежегодными мероприятиями, проводимыми в стенах детского сада являются акция «Бессмертный полк», Масленица, оформление различных стенгазет к праздникам, проведение различных спортивных состязаний с родителями, всевозможные мастер-классы, совместный сбор необходимых продуктов эколого-биологическому центру и т. д.
Одной из основных форм организации образовательного процесса является привлечение социальных партнеров. Частыми гостями нашего детского сада являются сотрудники библиотеки № 6, педагоги Музыкальной школы № 3, инструкторы по ПДД, сотрудники смоленского планетария и т. д. Дети с большим интересом рассказывают родителям о проведенном в детском саду дне, делятся своими впечатлениями, тем, что больше всего им запомнилось и почему.
Воспитанники и их родители с большим интересом обмениваются впечатлениями, рассказами о посещенных культурных мероприятиях, рекомендованных воспитателями, осуществляют прогулки и поездки за город, также знакомятся с разными видами спорта, активно участвуют в проведении городских праздников и мероприятий для детей (в частности, 1 июня – День детства).
Анализируя накопленный опыт и информацию, мы - дошкольные педагоги понимаем, что совместная планомерная деятельность с родными людьми формирует у дошкольников четкие представления о традиционных семейных ценностях. В каждой российской семье традиции очень разнообразны, но все они предполагают наличие самого главного – формирование и совершенствование духовно-нравственных представлений у ребёнка в дошкольном возрасте путем приобщения к исконно российским семейным ценностям и традициям. Воспитатели совместно с родителями детей обеспечивают становление в будущем личности, которая будет сочетать в себе семейные ценности и духовное богатство, и, как результат, истинные нравственные качества человека и патриота своей Родины.