Наталья Политова
Семинар-практикум для педагогических работников «Волонтёрство — средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить уровень компетентности педагогических работников в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников через волонтерскую деятельность
Задачи:
1. Расширение знаний педагогов о том, какое значение имеет волонтёрская деятельность в духовно-нравственном воспитании детей в ДОО
2. Повышение мотивации педагогов для ведения волонтерской работы в детском саду.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2025
Семинар-практикум проводится в несколько этапов:
1. Подготовительный;
2. Основной;
3. Итоговый.
Ход мероприятия
- Уважаемые коллеги, здравствуйте! Надеюсь, что наше сегодняшнее мероприятие подарит вам море положительных эмоций и отличное настроение.
Хотим предложить вашему вниманию семинар - практикум «Волонтёрство - средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Актуальность
В современное время картина представлений о милосердии, справедливости и добре очень искажена. К сожалению, материальные блага превосходят духовные ценности. Всё это представляет огромную опасность для подрастающего поколения. И одной из главных задач политики нашего государства является духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
Волонтерская деятельность как раз и может закрыть эти задачи. Она представляет собой деятельность, которая включает в себя все виды помощи на добровольной основе.
Важно, что Федеральная образовательная программа дошкольного образования содержит упоминание о волонтерском движении. Волонтерство выступает одной из задач в области социально-коммуникативного развития.
Волонтерство- достаточно эффективная активная форма коммуникации в дошкольной среде. Ребенок становится более самостоятельным, выбирая способ выражения своего мнения и инициативным. Волонтерская деятельность объединяет людей (в частности дошкольников) и способствует желанию делать добро, что благоприятно влияет на развитие духовно-нравственных качеств дошкольника
Давайте поговорим о том, чем занимается волонтёр? Кого мы называем волонтером?
Понятие волонтер равнозначно понятию «доброволец».
Волонтерство- это деятельность в результате чего ребенок получает не материальную помощь, а внутреннее удовлетворение.
Целью волонтерской работы воспитателей с детьми в ДОО является внедрение волонтерской практики, которая будет направлена на то, чтобы развивать духовно-нравственные качества дошкольников, формировать высокое патриотическое сознание.
Основными задачами данной работы являются :
1. Расширение представлений о волонтерской деятельности у педагогов в детском саду, у детей и родителей.
2. Реализация основных требований ФГОС ДО и достижения целевых ориентиров ФОП.
3. Обеспечение совместной деятельности педагогов, детей и их родителей.
4. Развитие навыков сотрудничества у дошкольников и коммуникативных способностей, а также таких качеств, как милосердие, желание помогать друг другу, толерантность и т. д.
Волонтерская работа- это не спонтанное решение, а заранее спланированная деятельность, причем, план в детском саду должен быть составлен для работы с педагогами, с детьми и родителями.
Волонтерская работа в детском саду включает в себя три этапа:
1этап. Организация волонтерской работы.
2 этап. Внедрение в жизнь правильных дел и добрых поступков.
3этап. Результат проделанной работы
Первый этап предполагает чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, развивающих информационных роликов, рассматривание альбомов и тематических иллюстраций.
Второй этап включает в себя проведение запланированных мероприятий, участие в различных акциях стенах дошкольной образовательной организации и за её пределами (ориентированные на помощь другим людям, экологической направленности, здоровьесберегающей направленности, акции, направленные на безопасное поведение, акции патриотической и исторической направленности, акции, посвящённые праздничным дням и памятным датам).
Третий этап – подведение итогов проделанной работы.
Активное участие родителей вместе с воспитателями в работе по волонтерскому направлению влияет на развитие нравственных и личностных качеств.
Сейчас мне бы хотелось перейти к практической части нашего мероприятия. Слово передаю педагогу – психологу Вартанян А. Г.
Практическая часть (Педагог – психолог)
- Добрый день, уважаемые коллеги! Все те, кто сидит в этом зале – все мы – волонтеры. Закрепить и подтвердить свои слова я хочу тестом, который я предлагаю пройти.
(Упражнение для установления контакта с участниками) :
• Считаете ли вы, что волонтер поддерживает людей и их лучшие начинания? Кто считает так, хлопните 1 раз.
• Считаете ли вы, что волонтер по своей личной инициативе помогает другому человеку? Согласных, прошу кивнуть.
• Улыбнитесь соседу, если считаете, что волонтер должен проявлять такие качества, как терпеливость, тактичность, корректность.
• Помашите руками, если вы думаете, что волонтер не ждет слов одобрения своей работы и не держит злобы.
• Проявляет ли волонтер толерантность по отношению к другим людям?. Если вы так считаете, покрутите головой.
• Прошу вас топнуть 1 раз, если, по вашему мнению, волонтер обладает богатым запасом слов поддержки для людей, нуждающихся в этой помощи.
• Если идея работы с детьми в данном направлении вам нравится, пожалуйста, улыбнитесь.
- Благодарю вас! Этот тест, с одной стороны, еще раз обратил ваше внимание на то, что человеку нужны такие качества, как доброта и милосердие. А с другой- способствовал вашему раскрепощению, самовыражению.
Игра: "Путешествие волонтера"
Цель:
Повысить понимание роли волонтеров в детском саду.
Подчеркнуть важность и ценность волонтерства.
Поощрять воспитателей к участию в волонтерской деятельности.
Материалы:
Доска или бумага
Маркеры
Карточки с вопросами и утверждениями о волонтерстве
Игровое поле с обозначенными клетками
Игровые фишки для каждой команды
Инструкции:
1. Разделите воспитателей на команды по 3-4 человека.
2. Нарисуйте игровое поле с несколькими клетками, представляющими разные этапы волонтерского путешествия.
3. Напишите вопросы и утверждения о волонтерстве на отдельных карточках.
4. Поместите карточки с вопросами и утверждениями в клетки игрового поля.
5. Дайте каждой команде игровую фишку.
Ход игры:
1. Команды по очереди бросают кубик и передвигают свои фишки по игровому полю.
2. Когда команда попадает на клетку с вопросом, они должны обсудить вопрос и затем ответить на него.
3. Когда команда попадает на клетку с утверждением, они должны обсудить утверждение и решить, согласны они с ним или нет.
4. Если команда отвечает на вопрос или обсуждает утверждение удовлетворительно, они могут продолжать движение по игровому полю.
5. Если команда не может ответить на вопрос или обсудить утверждение, они должны вернуться на предыдущую клетку.
6. Первая команда, которая доберется до финиша игрового поля и ответит на все вопросы и обсудит все утверждения, побеждает.
Вопросы и утверждения:
Вопросы:
• Что такое волонтерство и почему оно важно?
• Каковы различные типы волонтерских возможностей в детских садах?
• Каковы преимущества волонтёрства для волонтеров и детского сада?
• Как воспитатели могут поддерживать и поощрять волонтерство среди родителей и членов сообщества?
• Как волонтерство может улучшить образовательные результаты детей?
Утверждения:
Волонтерство должно быть обязательным для всех сотрудников детского сада.
Волонтерство - это пустая трата времени.
Воспитатели не должны вовлекаться в волонтерскую деятельность.
Волонтерство может быть ценным образовательным опытом.
Детские сады должны предоставлять больше возможностей для волонтерства.
Обсуждение:
-Давайте обсудим, какие выводы мы можем сделать и какие предложения внести по улучшению волонтерской деятельности в детском саду и сообществе.
- Далее-мне бы хотелось попросить вашей помощи. Для этого мне нужно 5 человек.
- Сегодня мы будем мастерить с вами кукол. Я специально приготовила для вас ножницы и нитки. Именно таких кукол раньше люди использовали для оберегов. Но наша задача в данный момент найти им другое применение.
Ваша задача, сделав куклу из ниток, увидеть ее характер, рассказать о нем, представить добрые и не очень поступки, основываясь на цвете ниток. После того, как вы сделаете свою куклу, вам нужно рассказать о ее характере и поступках (добрых и злых)
- Пока учитель-логопед, Пивкина Т. Н. с коллегами выполняют кукол, мы с вами продолжим. Я предлагаю вам карточки, на которых вы видите пословицы и поговорки о добре. Вам нужно их соединить по смыслу.
1. Не хвались серебром - хвались добром
Добра желаешь - добро и делай.
На добрый привет добрый и ответ.
Добрым быть — добрым слыть.
2. Игра «Добрая шляпа».
Все присутствующие по кругу надевают эту замечательную шляпу, а все остальные говорят добрые слова.
- Расскажите о своих чувствах и ощущениях
-Трудно ли произносить добрые слова о каждом?
- Понравилось ли вам слышать в свой адрес столько прекрасных слов?
Да, недаром в пословице говорится, что «Доброе слово и кошке приятно». Именно этому мы, взрослые, должны научить детей- почаще говорить хорошие слова окружающим.
3. А сейчас послушайте «Вежливые загадки»
1.3ахотел ты пирожок - попроси у бабушки, только важно не забыть ей сказать. (ответ - пожалуйста)
2. Встретил друга на площадке - улыбнись ему, он сказал тебе «Привет», ты ответишь. (ответ -здравствуйте)
3. Наступил медведь лисе на больную ногу, плачет лисонька, а Вы слово назовите, что сказал медведь лисе: слово -. (ответ - извините)
4. Села Катенька за стол, суп еще горячий, мама с бабушкой сидят, ждут от Кати что-то. Что должна сказать Катя? (ответ - приятного аппетита)
5. Праздник кончился, друзья обувь надевают, сняли с вешалки пальто - скоро расставание, что сказать им на прощанье - это слово. (ответ - до свидания)
6. Подарила рыба рыбе платье модного пошива, и сказала рыба: Огромное. (ответ - спасибо)
4. Игра «Команда»
Упражнение «Команда» используется для слаженной работы в детском коллективе. Целью которого, является отработка уровня внимания детей друг к другу. Каждая команда по сигналу должна выстроить заданную геометрическую фигуру из кубиков/стульев, не разговаривая и не договариваясь
Представления изготовленных кукол:
Каждому участнику предлагается описать свою куклу и рассказать о её характере.
Последний дает описание куклы из черных ниток.
Этот человечек появился на свет из ниток черного цвета. Он злой, малообщительный, ему трудно среди других людей. У него нет друзей, ему одиноко.
- Как вы считаете, какими качествами обладает эта кукла?
- Можем ли мы помочь ей, и как (мы вместе должны окружить ее добром и теплом).
Предлагаю вам взять своих человечков и приклеить так, чтобы они окружали куклу черного цвета, крепко держась за руки.
Воспитатели приклеивают кукол к плакату.
Рефлексия
- Подводя итог сегодняшней наши встречи, хочется напомнить, что волонтеры- это те люди, которые всегда протянут руку и окажут помощь.
Перед вами цветная бумага и шаблон большого сердца. Предлагаю это «пустое сердце» заполнить лучиками добра. Для этого нарисуйте свои ладошки на цветной бумаге, впишите, какими качествами должен обладать волонтер. Посмотрите, каким ярким стало наше сердце (тут и любовь, милосердие, сострадание, добро, уважение)
Сейчас в современном мире мы всегда куда-то спешим, торопимся, но нужно помнить, что:
«У добровольца не всегда есть время - у него есть сердце…»
На этом наш мастер-класс подошел к концу. Спасибо всем за внимание и участие.