Татьяна Цветкова
Ознакомление старших дошкольников с народными семейными традициями и обычаями
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление старших дошкольников с народными семейными традициями и обычаями.
Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции
и национальных героев - обречена на вымирание
(Л. Н. Толстой).
Основные задачи:
Публикация «Ознакомление старших дошкольников с народными семейными традициями и обычаями» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Старшая группа
- Темочки
- формировать активное усвоение знаний о семейных традициях и обычаях русского народа, эмоционально окрашенное чувство причастности к духовному наследию прошлого;
- помочь утвердить в сознании детей старшего дошкольного возраста место своего «я» в системе «семья - род - народ - человечество».
Содержание знаний мы условно разделили на три аспекта:
1. Жилище русских людей.
2. Предметный мир (атрибутика).
3. Традиции, обряды и обычаи, связанные с семейной, бытовой жизнью русского народа.
Жилище русских людей
На Руси основным строительным материалом было дерево. Чаще всего строили из березы и дуба. В народных представлениях деревья представляются как живые существа: они чувствуют, дышат, говорят друг с другом, их нельзя бить, осквернять.
Земля – мать дерева, а все, что дает Земля почиталось. К запрещенным для строительства дома деревьям относилась группа «священных» деревьев, выросших на месте разрушенной церкви, дома или на могиле. Не брались деревья с аномалиями и одинокие деревья. Существовал запрет на использование любых старых деревьев, т. к. они, как и люди, должны умереть своей естественной смертью. Запрет на вырубку «молодика» (молодого леса) - стремление его сберечь, как берегут детей и внуков. Нельзя было рубить и самое высокое дерево - «большое». Его называли «старшим», «главным» в лесу, проводя аналогию с хозяином дома.
Не рубили «буйные» деревья, растущие на лесных дорогах или перекрестках («буй» - межа, грань - т. е. беспокойный, опасный). Использовать придорожное дерево - внести беспокойство в новый дом.
При заготовке леса для строительства жилья пользовались поверьем: «Если три лесины не понравились с прихода в лес, не руби совсем в тот день».
Место для строительства выбирали, исходя из практических соображений, оно также должно было обладать символической ценностью.
Жилище нельзя было строить там, где раньше проходила дорога - члены семьи будут уходить из дома. Не строились на захоронениях - это считалось нарушением пространства предков и т. д.
Счастливым для строительства местом считалось то, где ложился отдыхать рогатый скот, т. к. ему приписывалась плодородная, производительная сила. Принято было также ставить дом на «обжитом месте», т. к. оно уже прошло проверку.
При строительстве клали под угол деньги - для богатства дома, шерсть - для тепла, ладан - для святости.
При переходе в новый дом использовались различные обряды. Например, первым во двор пускался петух, а в избу - кошка, чтобы никто не помер до году. Прежде, чем войти в избу, пускали туда петуха и ждали, не запоет ли скоро. Если запоет, то значит, в новом доме заживется весело, а не запоет, то наоборот.
Использовались заклички: «Домовой, домовой, не оставайся тут, а иди с нашей семьей», «Дедушка-соседушка, иди к нам!» и т. п.
На новоселье приглашались родственники и соседи, которые приходили с хлебом и солью.
Дом считался полностью освоенным (освященным, когда в нем совершался один из обрядов жизненного цикла (роды, свадьба, похороны).
Предметный мир (атрибутика)
Вещи, различные атрибуты жизни назывались утварью. Утварь - от слова «тварить» - создавать; тварный мир - мир, создаваемый человеком.
Русский человек всегда тонко чувствовал красоту, стремился украсить свое жилище. На стенах развешивались лубочные картинки, дешевые зеркала в самодельных рамках, часы-ходики с медным циферблатом и медными гирями, домотканые ковры.
На полах - домотканые половики с геометрическим орнаментом, так называемые «поплевки». В виде украшений использовались бытовые полотенца (в длину более 2-х метров) на божницах, на стенах. Полотенца были специальные, подарочные и обычные. На окнах - занавески. Лавки покрывались домоткаными коврами, их называли «попонки», «покрышки», «постилки».
Самыми древними формами декора дома являлись деревянные украшения. Они выполнялись с помощью топора и ножа, позже появилась резьба. Орнаменты: растительный, геометрический, антропоморфный, эмблемный и смешанный. Чаще всего изображались животные, птицы, эмблемы, вплетенные в растительную основу.
У Владимира Ивановича Даля есть пословица: «Голодный поле перейдёт, а ногой ни с места». Народное отношение к одежде всегда подразумевало некоторую усмешку, легкое пренебрежение, выражаемые такими словами как «хламида», «тряпки», «барахло».
Но все это лишь маскировало, служило внешней оболочкой вполне серьезной и вечной заботы о том, во что одеться, не выделяясь при этом как щегольством, так и убожеством, что одинаково считалось безобразием. В этом и заключалась цельность народного отношения к одежде, сказывающегося в простоте, в чувстве меры, в экономической доступности, в красочности и многообразии.
Семейные традиции, обряды и обычаи русского народа
Ребенок до определенного возраста считался бесполым существом. По отношению к младенцам применялись термины среднего рода - «дитя», «мелочь». Часто ребенка в независимости от пола называли «мальчиком». Наделению ребенка признаками пола у русских людей посвящён ритуал пострига. Ребёнка сажали рядом с объектом, символизирующим мужскую и женскую сферу жизнедеятельности. Мальчиков возле топора, бороны, мужских инструментов. Девочек около веретена, прялки и т. п. Девочкам заплетали косу, мальчикам стригли волосы. Затем детей переодевали в соответствующую одежду. Мальчиков в штаны и шапку, девочку - в юбку. В заключение все участники ритуала получали угощение.
Даются детям представления об обычае, традиции гостеприимства, которое свойственно русскому народу. Гостю всегда рады, приглашают зайти в дом. Первыми шли в гости дети и старики. Издалека приезжали на лошадях. К вечеру приходили мужчины и женщины. Всех гостей встречали поклонами. Здоровались, а с близкими родственниками - целовались. Смысл застолья для хозяина состоял в том, чтобы как можно обильнее накормить гостя, угостить самым лучшим. При гостях нельзя ругаться («гостю сор не неси», нельзя обидеть гостя грубым словом или насмешкой. Гость же должен вести себя «чинно», с достоинством, на предложенные хозяевами угощения может ответить вежливым отказом, не обижая при этом хозяев. Таким образом, ритуальная часть гостьбы состояла, с одной стороны, из потчевания, с другой - из благодарных отказов. Талант потчевать сталкивался со скромностью и сдержанностью. Чем больше отказывался гость, тем больше хозяин настаивал. Соревнование, элемент доброго соперничества, следовательно, присутствовал даже тут. Но кто бы ни победил в этом соперничестве - гость или хозяин, - в любом случае выигрывали добродетель и честь, оставляя людям самоуважение. Гость, побывав в доме гостеприимном, приглашал хозяев к себе в дом. У русского народа принято готовиться к встрече гостей заранее: готовить угощение, украшать свой дом, наводить в нём порядок и чистоту. Гостей встречали в красивой одежде, часто обменивались подарками в знак дружбы и уважения друг к другу.
У русских традиционно женщина считалась «правительницей дома», её обязанность заключалась в хозяйственном управлении и «смотрении» за домом. Деятельность женщины была многосторонней. «Дом вести - не крылом мести». Это и ткачество, и прядение, и стрижка овец, и беление холстин, и шитье, и продажа излишков на рынке. Необходимым обрядом для русских считалась чистота в доме и опрятность в одежде. В женщине ценилось знание поварских секретов.
Мужчина считался главным добытчиком в семье. На его долю приходились основные работы в земледелии и промыслах.
Приучение детей к сельскохозяйственным и «домашним» работам начиналось очень рано. Опыт подсказывал, что если ребенок «с измальства» не входил в занятия трудом, то в дальнейшем он уже не имел к ним «усердствующей способности». Трудовое воспитание включало и привитие определенных моральных качеств: любви к труду, уважения к трудящимся людям, представления о достойном месте земледельца в обществе и государстве.
Родителям долг предписывал дать детям «пропитание, одежду и воспитание доброе и честное по состоянию». Нарушавшие этот обычай не одобрялись сельским «миром». Дети обязывались «оказывать чистосердечное почтение, покорность и любовь, и служить им делом, словами и речами отзываться о них с величайшим почтением, сносить родительские поправления и увещания терпеливо, без ропота». Дети являлись кормильцами своих состарившихся родителей.
Вообще, наши предки почитали семьи большие и дружные. Поэтому и говорится: «Семейное согласие всего дороже», «Семейная каша погуще кипит», «Муж жене отец, жена мужу - венец».
Проводимые формы работы с детьми могут быть самые разнообразные:
- имитация жилища (внутреннего плана русской избы);
- «оживление» предметов домашнего быта (обыгрывание их названий и назначений);
- беседы - сравнения по содержанию народных и современных семейных традиций;
- использование дидактических игр (настольно-печатных и словесных, закрепляющих представления детей;
- составление семейного генеологического древа;
- «поисковая работа»;
- представления «исторического театра» и другие.
Более подробно хочу остановиться на двух формах работы, названных последними, т. к. считаю их особенно интересными для детей и полезными в воспитательном отношении.
«Поисковая работа» заключается в том, что воспитатели со старшими дошкольниками ходят по домам, собирают старинные предметы быта, утварь. Но не это главное. Дети общаются со старыми людьми, просят их рассказать о том, как они жили раньше, чему радовались и огорчались, как встречали гостей, отмечали праздники. Это общение обогащает чувственную сферу дошкольников, они становятся более отзывчивыми к переживаниям других людей. А как рады бабушки и дедушки, что история их жизни кому-то интересна, что рушники, вышитые их руками, сохранятся, и ими будут любоваться новые поколения. В каждом доме приглашение на чай, нехитрое угощение и слезы радости и благодарности на глазах. Такие походы наглядно убеждают детей, что гостеприимство - характерная черта русского характера, в любом доме рады гостям: гость на гость - хозяйке радость.
Считаю, что необходимо предоставлять детям возможность закреплять накопленные знания, проявлять свои чувства. С наибольшей отдачей это происходит, когда дети участвуют в представлениях «исторического театра». Перед зрителями как бы «оживают» картинки из жизни русского народа. Декорации и элементы костюмов готовятся заранее. Важно, чтобы дети были активными участниками их изготовления.
Дети должны получить возможность самостоятельно распределить роли, их необязательно разучивать заранее. Каждый должен действовать в определённой ситуации так, как её понимает, чувствует. Тогда дети «вживаются» в образ и имеют возможность лучше почувствовать русский характер, живой дух старины. Далёкое прошлое становится ближе и дороже. Такая форма детской деятельности позволяет затронуть чувственную сферу дошкольников, что стимулирует познавательную активность и способствует развитию творческих дарований.
Я глубоко убеждена, что в настоящее время, когда большое внимание уделяется развитию личности ребенка, наряду с поиском современных моделей воспитания необходимо возрождать и лучшие образцы народной педагогики. Она поможет формировать внутренний мир ребёнка, его оптимистическое мировоззрение, научит находить творческие решения в сложных жизненных ситуациях.