Канокова Фаризет
Конспект занятия «Семейные обычаи адыгов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Семейные обычаи адыгов. Первое укладывание ребёнка в колыбель"
Данный материал будет полезен для педагогов дошкольных образовательных учреждений,с целью формирования у детей региональной культуры.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкльно-художественная.
Цель:Приобщение детей к культуре своего народа,пополнение запаса знаний детей о родной республике, воспитание любви и уважения к традициям и обычаям адыгов.
Публикация «Конспект занятия „Семейные обычаи адыгов“» размещена в разделах
Задачи
-познакомить детей с обрядом первого укладывания ребенка в колыбель (кущъэхапхэ);
- продолжать знакомить детей с традиционной – бытовой культурой адыгского народа;
поддерживать и развивать интерес к традициям Малой родины;
- расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях;
- закреплять знания старинных адыгейских имен;
- обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька.
Предварительная работа:
- беседы по ознакомлению с окружающим «Предметы адыгейской старины»; «Я и мое имя», Посещение районного музея;
- чтение адыгейских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание адыгейских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми адыгейских народных игр.
Оборудование: предметы адыгейского быта и культуры, люлька адыгейская, кукла-младенец, яйцо белого цвета, игрушка-кошка.
Ход занятия
Дети входят в зал, оформленный в соответствии с темой занятия.
Орг. момент
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение? Правильно солнышко. А мы представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснёмся ими друг друга и подарим тепло своим друзьям. (Дети становятся в хоровод, вытягивая руки вверх, соприкасаясь друг с другом).
Дети:
Солнышко, солнышко!
Мы – твои лучи!
Быть людьми хорошими
Ты нас научи!
Воспитатель: Вот мы и согрели своим теплом своих друзей и гостей, и поделились с ними хорошим настроением.
-Ребята, скажите, как называется наша страна: (Россия)
-Наша Россия - огромная, могучая страна. В состав России входит много маленьких республик. Мы с вами живём в одной из таких республик. Как называется наша республика? (Республика Адыгея)
-Правильно. От берегов Черного моря далеко на восток с незапамятных времен жили Черкесы или Адыги. В Адыгее живут люди разных национальностей: и русские, и адыги, и многие другие национальности.
В нашей республике есть красивые города, сёла, хутора, станицы.
Мы с вами живём в селе. Как оно называется? (село Красногвардейское).
А ещё в республике есть селения, в которых живут адыги.
А как называют селения, в которых живут адыги? (аул)
Сейчас в аулах большие современные дома, а раньше, в старые времена адыги жили в домах, построенных из обмазанных глиной плетней, крытых соломой или камышом.
Как назывались дома в ауле в старые времена? (сакля).
-Ребята сегодня в детский сад, в нашу группу пришло письмо из аула. Посмотрите, какой конверт необычный с адыгейским орнаментом. Хотите узнать, что в нём (ответы детей).
Открываем конверт и читаем.
Воспитатель: Уважаемые ребята! Мы очень рады, что наше письмо дошло до вас. У нас в ауле сегодня большой праздник - родился наш долгожданный первенец! Ждем вас в гости! До встречи и удачи!
Итак, ребята, вы готовы отправиться в путешествие? (ответы детей).
А на чём мы с вами отправимся в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку:
Дом с тремя крылечками
Ездит с Человечками (Автобус)
Музыкальная игра «Автобус»
Воспитатель: Вот мы с вами и приехали. Где же мы? (В ауле)
Ребята, посмотрите, на доме вывешен красный флаг! Хотите узнать, что это означает?
Когда в семье рождается ребёнок, то на крышу дома вывешивается флаг в честь рождения ребёнка. Если родилась девочка, то флаг из пестрой ткани, а если мальчик, то ткань однотонная, как правило, красная.
Флаг символизирует, что ребёнок жив, мама жива, что все хорошо. Все празднуют рождение человека.
Какой флаг висит на этом доме? (красный) Значит, кто здесь родился? (мальчик).
Наверное, сюда нас и пригласили в письме! Давайте, постучим! (стучим).
(выходит бабушка приветствует детей и на адыгейском, и на русском языке).
Бабушка: Добрый день! Как много пришло гостей, рады вас видеть, проходите, будьте как дома, присаживайтесь. (дети садятся на стульчики).
(Раздается звук плача ребенка.)
Воспитатель: Ребята, что это за звук? Кто плачет?
Бабушка: Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш, Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Его нужно покачать, чтобы он успокоился
(Бабушка достаёт куклу, качает, плач стихает.)