Оксана Чеснокова
Конспект занятия «Семейные обычаи на Руси»
▼ Скачать
Конспект открытого комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси» старшая группа
Цель: Приобщать детей к истокам русской культуры.
Задачи : Развивающие:
• Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;
• Развитие интереса к русским традициям и промыслам,
Публикация «Конспект занятия „Семейные обычаи на Руси“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
• Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
Обучающие:
• Приобщать детей к духовно-нравственной традиции русского народа. Формировать представление о прошлом нашей Родины.
• Расширять и углублять представления детей о предметах быта и их использовании, о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.
• Закреплять использование нетрадиционных методов рисования: с использованием ватных палочек, кисточки.
• Обогащать словарный запас существительными: оберег, колыбелька, чугунок, сундук;
Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой, сарафан, камень.
Атрибуты русской избы: чугунок, самовар, сундук, прялка, этажерка, русская рубашка, рушник, колыбелька, кукла,игрушки и посуда древних славян;уголек, зернышки, монетки, палитры с гуашью (желтая, красная, зеленая, синяя); баночки с водой, ватные палочки, кисти, салфетки, обереги детям
Предварительная работа:Чтение художественной литературы. Рассматривание фотографий и иллюстраций одежды, домашней утвари и обихода славян, разнообразие стола, игрушки маленьких славян. Рассматривание русских узоров, орнаментов.
Ход занятия : Дети входят в зал. Воспитатель:- Ребята сегодня к нам пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
- А скажите, как называется страна, в которой мы живём? ( Дети: Россия)
Воспитатель: Правильно, Россия.
- А знаете как в старину нашу страну ласково называли (Русь, Русь – матушка). –А я сейчас вам покажу как на Руси люди здоровались и мы также поздороваемся с гостями нашими (правую руку на сердце и поклон). Здравствуйте гости дорогие, гости званные и желанные.
-А, что означает это слово – здравствуйте? Ответы детей
Воспитатель: Здравствуйте от слова «здравие» - «здоровье», то есть мы желаем ему не болеть, поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому человеку с кем здороваешься.
-Ребята, посмотрите, что вы видите (на слайде?
Дети:- Сарафан.
Воспитатель:- Правильно. Это современная одежда (нет)Это старинная, русская женская одежда. Посмотрите, какой он красивый, обратите внимание, он украшен разными орнаментами. А когда носили этот сарафан? Дети:- В старину.
Воспитатель:- Да, этот сарафан из далекого прошлого. А хотите узнать, что еще интересного было в те времена. Какие обычаи существовали на Руси? Дети:- Да!
Воспитатель:- А вы любите путешествовать?Тогда, давайте все возьмемся за руки и отправляемся в путешествие.
Аутотренинг (под тихую светлую музыку Змейкой АУДИОЗАПИСЬ со словами)
День наступает,
Природа оживает
Солнце встает
Нам светло дает.
Друг на друга поглядим
Про себя поговорим
«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Все у нас хорошие
Все у нас пригожие»
Мы собираемся
В долгий путь отправляемся.
-ОЙ,Посмотрите, ребята, что у нас на пути? Камень – не простой, а волшебный,говорящий
Налево пойдешь - далеко не уйдешь. (АУДИОЗАПИСЬ)
Прямо пойдешь – много интересного найдешь.
Направо пойдешь – в чужую группу попадёшь.
-Дети, куда же пойдем? Направо или налево?
Дети:- Прямо.
Воспитатель:- Ну, что же, в путь! Дети проходят в зону «изба под музыку».
Воспитатель:- Вот мы и пришли. Дети куда мы попали?
Дети:- В избу.
Воспитатель:- Правильно. Садимся на лавочки по удобней. Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Как вы думаете кто Ими пользовался (наши бабушки и дедушки). Что вы ещё здесь видите? Дети:- Здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда, сундук -А у меня для вас есть игра,любите играть?Вы должны ответить, как назывался предмет и для чего он был нужен. (за каждый правильный ответ показ слайда как использовалось) Например, чугунок – в нем варили еду.
Рушник - полотенце, вышитое хозяйкой
Ухват – им доставали чугунок из печи
Коромысло – носили воду
Рубель – с его помощью гладили
Веретено – ткали нить.
Лампа – освещала помещение
Перо – им писали
Воспитатель:- Я вижу предмет, про который знаю загадку, а вы найдите отгадку:
«Стоит толстяк, подбоченившись бок, шипит и кипит, всем пить чай велит».
Дети:- Самовар. (на экране появл самовар)
Воспитатель:- Как вы догадались, что это самовар?
Дети: - Он толстый. И из него пьют чай.
Воспитатель:- Да, это самовар. Он железный, блестящий, красивый. У самовара есть крышка, дно, стенки, две ручки, кран, четыре ножки. В нем кипятят воду и потом пьют чай.
А вот и прялка. Вы знаете поговорки о прялке, расскажите их.
Дети
1)У ленивой пряхи
Нет про себя рубахи!
2)Чтоб рубаху нам соткать,
Надо пряжу намотать!
Воспитатель:- Ребята,Посмотрите,а это что? Это колыбелька и у нас в колыбельке лежит ребенок. Это маленькая девочка. (я достаю из колыбельки куклу).
Воспитатель:- Она только сегодня родилась, поэтому и плачет. Машенька, покачай её.
Ребенок, качает, плач стихает. (Аудио запись)
Воспитатель:- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Какие вы знаете русские старинные имена? (Дети предлагают имена.)
Воспитатель:- Молодцы, вы много имен знаете, но остановимся на одном. Девочку нашу назовем - Аленушкой.
- Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребенок маленький, её все будут называть ласково Аленушка. А когда она вырастет, то её уже как будут называть? (Алена). Мы растем, и имя наше растет.
- А вы знаете, что обозначает имя Алена? (Дети высказывают предположения.)
Воспитатель:- Это имя древнерусское, обозначает красивая. Так звали богиню утреней зари — Алёна. Родители, когда называли таким именем, хотели чтобы, когда Аленушка выросла, она была красивой, доброй,жизнерадостной и счастливой. -Дети, посмотрите, здесь для Аленушки приготовлены вещи, что же это?
( Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.) Дети: - Уголек, зернышки, монетки.
Воспитатель:- А кто знает, зачем нашей Аленушке эти вещи? -На Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. (кладу уголек)
- Когда клали уголек, говорили - привыкай к домашнему теплу.
- А, когда клали зернышко, говорили, будь всегда сыт.
- Когда клали монетку - будь всегда богат.
Воспитатель:- А Саша нам сейчас скажет, что приговаривали, когда купали ребенка?
Тили-тили-тили-тили
Мы по воду ходили.
Воды для Аленки-
Полное ведерко.
Мыли-мыли-мыли-мыли
бело-набело отмыли
Лишь головка одна
Всё черным-черна!
Воспитатель: - Вытирая, говорили-
Полотенце вышито и бело
Вытирай-ка малыша умело
Будет чистеньким малыш
Вырастет у нас крепыш.
Воспитатель:- Дети, а что же потом делали с ребеночком? Дети:- Одевали.
Воспитатель:- А во что одевали ребеночка? Дети:- В рубашку.
Воспитатель:- Правильно. А где хранили одежду? Дети:- В сундуке.
Воспитатель:- Конечно, в сундуке. В нашей горнице тоже есть сундук.
Воспитатель:- Ребята, а крышка у сундука – это хорошо?
Дети:- Хорошо. Вещи не будут пылиться. Не будет видно, что лежит.
Воспитатель:- поэтому мы сейчас аккуратно и осторожно откинем крышку нашего сундука и посмотрим, что в нем лежит. Это русская рубашка и рушники. Раньше одежду и белье шили изо льна. В старину лён считался лечебным материалом, тело в ней «дышит» так что когда одевали ребеночку льняную рубашку, родители хотели, чтобы малыш вырос здоровым.
-Рассмотрите внимательно рубашку. Почему она кажется нам такой нарядной? Да, она украшена узорами. –А Знаете почему так украшали? По народному поверью узоры не только украшали одежду, но и служили оберегом, защитой от злых сил. Послушайте, как звучит слово «оберег» от слова «оберегать». Узоры – обереги располагались в определенных местах: на рукавах оберегали руки, сохраняли силу, ловкость. Узоры на горловине оберегали легкие и сердце, по низу – не давали злой силе подобраться снизу. У нашей Аленушки сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ей в подарок?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель:- Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Аленушки – и не простой подарок, а настоящий оберег, чтобы он оберегал его от бед? Придумаем обережные узоры для сарафанчика Аленушки и подарим их.
Давайте пройдем в мастерские, у нас для этого есть все необходимое.
Физкультминутка….
Воспитатель:Вот мы и пришли в наши мастерские. А вы знаете, чем рисовали на Руси?
- Угольками. Перышками. А мы будем рисовать с помощью, кисточек, ватных палочек.
Создавая оберег, выберите, какие элементы вы хотите использовать для узора. Вы можете создавать геометрические узоры. Геометрический ромб – главная, фигура в орнаменте, знак лучезарного солнца. В старину украшали одежду и другие предметы быта различными веточками, ягодками, кустиками, цветами. Придумайте красивые обережные узоры для сарафанчика Аленушки. Вы можете использовать образец. Дети садятся за столы, напоминает об осанке за работой, помогает детям.
Воспитатель:- Ребята, давайте все вместе рассмотрим наши работы.
Дети объясняют, какие средства они использовали, какие цвета, и формы они использовали.
После работы детей воспитатель хвалит за работу, отмечает за аккуратность
Воспитатель:- Дети, можно дарить такие подарки, они вам нравятся. Мы подарим, Алёнушке наши подарки и пусть каждый пожелает ей что-нибудь.
Дети:- Никогда не болей, будь здорова,слушай маму и папу, будь добрй, пусть встречаются добрые люди.
А у нас есть и для гостей подарки и пожелания:
- Будьте здоровы, живите богато.
- Дай Бог вам удачи.
Стук в дверь. Входит домовенок Кузя.
- Здравствуйте, люди добрые! Я домовенок Кузя. В избе за печкой я живу, за порядком я слежу. Услышал ваши голоса, да и не утерпел, вышел на все поглядеть. Ишь, какие, ладные и складные! Аленушке подарки приготовили. Я тоже люблю подарки. А для меня подарки есть?
Воспитатель: - Конечно, Кузя. И для тебя есть подарок
КУЗЯ: Спасибо,а у меня есть для вас интересная игра хочу посмотреть что вы знаете о старинных вещах достаёт клубок, в нем находятся вопросы читает, а дети отвечают. (Прав ответы появл на слайде)
• Одежда на Руси у женщин (сарафан)
• Как называли жилище на Руси (изба)
• Кто оберегал русское жилище (домовой)
• Какая посуда была раньше (деревянная)
• Обувь в которой ходили летом (лапти)
• Обувь в которой ходили зимой (валенки)
- Ай, да молодцы! Распотешили меня, развеселили. Я вам за это тоже подарки приготовил. Получайте! Приходит ко мне по чаще. До свидания! (дарит обереги)
Воспитатель:- Дети, а вам понравилось наше занятие? А какое у вас настроение? А что больше понравилось?
Дети:- Нам понравилось готовить подарки.
Воспитатель: Ребята, мне тоже понравилось сегодня с вами путешествовать, а теперь предлагаю всем попрощаться с нашими гостями и вернуться к нам в группу