Ирина Котлярова
Конспект ООД в подготовительной группе общеразвивающей направленности «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД в подготовительной группе общеразвивающей направленности
«Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков»
Программные задачи.
Продолжать знакомить детей с бытом казаков, домашней утварью. Расширять словарный запас. Учить детей украшать печь художественно-графической техникой рисования. Воспитывать любовь к малой родине и правила поведения в гостях.
Оборудование.
Публикация «Конспект ООД в подготовительной группе общеразвивающей направленности „Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Старинная утварь. Бумажные заготовки печи, оттиски (петушок, курочка, цыплёнок, травка и цветы). Гуашь, красного, зелёного цветов. Влажные салфетки. Диск с казачьими песнями.
Предварительная работа.
Беседы с детьми. Знакомство со старинными видами рукоделия. Разучивание пословиц, стихотворений, игр, песни.
Приглашённые.
Казак станицы Новомалороссийской - Самойлов Павел Владимирович.
Словарная работа.
Глэчик, макитра, рубель, коромысло, рушник, чугун, черкеска, кубанка.
Интеграция образовательных областей.
Коммуникация (развитие речи, художественное творчество, музыка.
Ход ООД.
Дети с воспитателем идут в казачью хату, останавливаются у двери.
Стучат в дверь. Их встречает Хозяйка.
Хозяйка. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуйте!
Хозяйка. Рада видеть вас у себя в гостях.
Воспитатель. Мы с ребятами очень хотели побывать в настоящей кубанской хате, рассмотреть её, узнать, как жили казаки, чем занимались.
Хозяйка. С удовольствием расскажу вам, хлопчики и девчата! И ещё по секрету вам скажу, что к нам в гости придёт казак станицы Новомалороссийской Самойлов Павел Владимирович. А пока мы его ждём, я вам расскажу, как жили в старину. В казачьих семьях главой семьи был казак. Он работал в поле, был кормильцем для своей семьи. А самое главное – охранял свою землю от врагов. Его жена - казачка, занималась хозяйством. С утра ей надо было сходить к колодцу, принести на коромысле воды, чтобы можно было постирать, приготовить еду, искупать ребёнка. А в долгие зимние вечера казачки любили украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Ребята, посмотрите, какие красивые вышитые рушники, так раньше называли полотенца (показывает). А вот эти салфетки, скатерть украшены кружевом. И мы сейчас с вами поиграем в интересную игру, а называется она «Ниточка и иголочка».
Проводится подвижная игра «Ниточка и иголочка»
Хозяйка. Ставьте ушки на макушки, слушайте внимательно. Загадаю вам загадку, мне ответьте правильно.
Бабушка седа, бела,
Зимой всем мила,
А как лето наступает,
Про бабушку забывают. (Печь)
Молодцы, ребята, правильно отгадали мою загадку. Самое главное в деревенской избе – это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а в хате тепло и уютно.
- Русская печка – деревенская кормилица. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печь. Вот такими дровами (показывает). Ставит на печку три больших чугуна. Первый – для щей, второй – для каши, а третий – воды нагреть, для всех остальных надобностей. Вот и мы сейчас с вами приготовим овощной суп.
Проводится пальчиковая игра «Хозяйка однажды с базара пришла»
Хозяйка однажды с базара пришла, («Шагают» пальчиками по столу»
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, (Загибают по одному пальчику на строчку на обеих ру-ках.)
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!. (Хлопок)
Вот овощи спор завели на столе (Попеременные удары кулачками и ладонями.)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка? (Загибают пальчики на обеих руках)
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох! (Хлопок.)
Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром каждой ладони по столу)
И ножиком этим крошить начала
Картошку, (Загибают пальчики.)
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох! (Хлопок)
Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони складывают крест – накрест).
Кипели, кипели в крутом кипят-ке
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох, (Загибают пальчики)
Петрушка и свекла.
Ох! (Хлоп)
И суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп)
Хозяйка. К печке обращались ласково:
Ой, ты, печка – сударыня,
Помоги нам, барыня,
Ты свари, испеки, обогрей,
Освети, полечи и спаси,
В дом богатство неси
Весь день печь пыхтит – старается. Хлеб печет для всей семьи, сдобные калачи для малых детушек.
Воспитатель. Наши ребята знают пословицы и поговорки о хлебе и печке.
Дети читают пословицы и поговорки.
Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
Пока есть хлеб да вода - все не беда.
Много хлебом не корми, только с печи не гони.
У холодной печи не согреешься
Сижу подле печи да грею плечи.
Хозяйка. Раньше казаки любили украшать не только свою хату, но и печку-кормилицу. Хотите попробовать украсить печь? Приглашаю вас в мастерскую.
Дети подходят к столам, на которых лежат заготовки печей и стоят мисочки с жёлтой, красной, зелёной красками, оттиски (петушок, курочка, цыплёнок, трава, цветы).
Воспитатель. Посмотрите, как примерно можно украсить печку.
Хозяйка показывает несколько вариантов украшения печи. Дети садятся за столы и выполняют художественно-графическое рисование.
Хозяйка. Спасибо большое. Работы получились интересные, красивые. Вам понравилось, ребята?
Ответы детей.
Хозяйка (рассказывает и показывает). Продолжу свой рассказ. Молоко хранили в глиняной посуде, которая называется глэчик. Молоко в нём долго оставалось свежим. Тесто замешивали в макитре – большом глиняном горшке. А вот таким интересным предметом гладили одежду, называется он рубель.
Раздаётся стук в дверь. Входит казак.
Казак. Здравствуйте, Хозяюшка! Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуйте!
Хозяйка. По старинному обычаю дорогих гостей встречают караваем с солью. (Отдаёт казаку с поклоном)
Казак. Спасибо, Хозяюшка, обязательно отведаю
Хозяйка. Мы сегодня говорим об обычаях казаков.
Воспитатель. Расскажите нам о своей красивой форме.
Казак. На мне одеты рубаха, брюки, сверху – тёмно-синяя черкеска с напатронниками. А зимой ещё и бурка. На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. Кинжал и сабля подвешиваются к поясу.
Воспитатель. Наши, ребята, выучили красивые стихи и хотят их Вам подарить.
Мы дружные ребята. Кубанские казачата
Век готовы мирно жить,
Кубани – матушке служить!
Малышей не обижать,
Славу предков умножать,
Чтить законы казаков,
Каждый с юности готов.
А без шашки и коня,
Не прожить нам даже дня,
Вот как только подрастём,
В армию служить пойдём.
Вот такие мы ребята –
Все лихие казачата
Век готовы в дружбе жить,
И Россией дорожить!
Дети исполняют песню «Эх, казачата»
Казак. Молодцы, ребята, хорошо поёте и стихи рассказываете. А сейчас я хочу проверить, что вы знаете о жизни и быте казаков.
Проводится викторина
1. Как называется наш край?
2. Какая главная река нашего края?
3. Как называется наша станица?
4. Как назывался казачий дом?
5. В какой посуде казачка готовила суп, борщ?
6. Чем раньше гладили одежду?
7. Как называлась посуда, в которой замешивали тесто? 8. В какой посуде хранили молоко?
9. Как назывался головной убор казака?
Хозяйка. Играми да разговорами сыт не будешь. Славится наш народ угощением сладким. И для вас, гости дорогие. Я испекла пироги знатные, а тесто подходило вот в этой… (показывает макитру)
Дети. Макитре.
Хозяйка. Правильно!
Чай горячий – наша сила,
Украшение стола. С чая лихо не бывает, Так в народе говорят.
Чай- здоровье, всякий знает. Пей хоть пять часов подряд.
Хозяйка приглашает всех гостей выпить чаю с пирогами из самовара.
После чаепития дети выходят из зала под музыку.