Валентина Петровна Овчинникова
Конспект занятия «Семейные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений о семейных традициях, объединяющих семью.
Задачи:
1. расширять представление детей о семье, о родственных отношениях;
2. активизировать и обогащать словарный запас детей;
3. воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью, интерес к семейным традициям.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Материал: семейные фотографии, выставка рисунков по теме «Моя семья», плакат с ребусом.
Предварительная работа: беседа «Моя семья», рассматривание иллюстраций, картин с изображением семьи, чтение пословиц и поговорок о семье, разучивание стихов.
Ход НОД:
Звучит фонограмма песни «Под крышей дома твоего» Ю. Антонова
Дети заходят в групповую комнату, становятся в круг, приветствуют гостей.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: У каждого из вас есть своя семья. А что означает это слово? Семь я – означало семеро детей, то есть большая дружная семья. Раньше на Руси в семьях было много детей – и десять, и даже пятнадцать. Все жили вместе, помогая друг другу.
А сейчас можно сказать, что семья - это папа, мама, я, потому что в семьях часто только один ребенок. А сколько детей в ваших семьях?
Ответы детей.
Воспитатель: А кто ещё входит в состав семьи, кроме родителей и детей?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, бабушки и дедушки.
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Что это?
СЕМЬЯ.
Воспитатель: А ещё у некоторых есть прабабушки и прадедушки. Кого называют этими словами?
Ответы детей.
Воспитатель: Если расширить понятие семья, то сюда можно включить ещё дядей и тетей, двоюродных братьев и сестер. А ещё многие членами семьи считают своих домашних питомцев: кошек, собак, попугаев, рыбок, хомячков и других.
Дети читают стихи.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего человеку нужна семья?
Ответы детей.
Воспитатель: Для того, чтобы помогать и поддерживать друг друга. Заботиться, о младших и стареньких. А ещё для того, чтобы не быть одиноким. Человеку плохо и тоскливо жить одному.
Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы самые счастливые дети на свете, потому что у вас у всех есть папы и мамы и вы живете дружно и счастливо. Семьи бывают разные, главное, чтобы в семье все друг друга уважали и любили. Семью почитали еще с древних времен, народ сложил много пословиц.
Вот послушайте:
«Отец и мать цены не имеют».
«При солнышке тепло, при матери - добро».
«Нет милее дружка, чем родная матушка».
«В родной семье и каша слаще».
«В семье лад, так не нужен и клад».
«Вся семья вместе, так и душа на месте»
Пальчиковая игра «Дружная семья».
Дети поочередно загибают пальцы в кулачок:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!
Воспитатель: У всех семьи разные. А чем они отличаются друг от друга? Как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Главное отличие – это традиции, которые в каждой семье свои. А что такое традиция? Традиция– это то, что соблюдается всегда. Традиции - это то, что перешло от одного поколения к другому, унаследовано от предков (пап, мам, дедушек, бабушек) Например, традиция встречать Новый год всей семьёй, на 8 марта рисовать своими руками поздравительные открытки, летом вместе ездить на море и многое другое.
Вспомните, какие традиции существуют в ваших семьях?
Ответы детей.
Показ презентации семейных традиций Десяткина Вани.
Физминутка:
• Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.
• У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой.
• Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши.
• У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх.
• Хлопните те, кто очень любит свою семью.
Воспитатель: Традиции бывают разные, но у каждой семьи – свои традиции : встречать и угощать гостей, проводить праздники и дни рождения. Семейные традиции – это не только праздники, но и торжественный обед
каждое воскресенье, когда вся семья в сборе и на столе вкусные пироги или когда вы все вместе наряжаете елку на Новый год или на 9 мая
по- особенному поздравляете прадедушку или соседа- ветерана.
Дети, а кому каждый вечер мама читает сказки?
Чтение книги – это тоже семейная традиция. Традиция эта очень хорошая, ведь из книг можно узнать много интересного и полезного. Такая традиция называется – семейное чтение.
Расскажите об интересных традициях в ваших семьях, например, как
вы празднуете дни рождения? А рассказ вы можете начинать вот так : «Мы всегда вместе …»
Как встречаете Новый год?
А теперь расскажите, как вы проводите дома выходной день?
Дети рассказывают свои семейные традиции.
Воспитатель. Спасибо, дети. Теперь мы знаем, что каждая семья имеет свои традиции и поэтому каждая семья интересна по – своему. Семейные традиции – это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми. Эти правила составляют культуру семьи, являются ее ценностями.
А ещё есть традиция - составлять своё родовое (генеалогическое) дерево. Кто не знает, что это такое, я объясню. Это знание своих предков на много поколений назад. Человек рождается на свет, растёт, и начинает задумывается: «Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?» Кто и кем были ваши пра-пра-бабушки и пра-пра-дедушки. Это очень интересное занятие, составление своего генеалогического древа. Это изучение истории своей семьи. Обязательно со своими мамами и папами начните составлять такое дерево. Пусть это станет хорошей традицией в вашей семье.
Показ картинок с традициями семьи.
Воспитатель: Дети, а есть ли традиции у нас в детском саду? А какие, например?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, дети. У нас в детском саду есть свои традиции, мы ведь тоже как одна семья. Какая у нас семья? Как мы живем? (Мы в детском саду живем большой и дружной семьей).
Наша группа — тоже семья. И все, что происходит в ней, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает вся группа. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает вся группа. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за свою группу как за одну большую семью.
Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.
Сейчас я вам предлагаю ввести традицию и в нашей группе. Давайте сейчас вместе с вами составим семейный альбом.
Дети составляют альбом из принесенных из дома фотографий.
Звучит фонограмма песни «Семейный альбом».
Воспитатель: Дети, посмотрите на доску, здесь нарисован хитрый ребус, что вы видите? (Цифру 7 и букву Я) Если прочитать ребус какое слово получится?
Правильно, получилось слово «Семья».
7 Я
Воспитатель. Молодцы, ребята!
Итак, ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас? Правильно, семья!
Сегодня мы поговорили о семье, о разных семейных традициях. Семья - это близкие и родные люди. Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример. Это те люди о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья. Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.
Когда придете домой, расскажите своим мамам, папам, бабушкам и дедушкам, что у нас в группе появилась новая традиция — семейный альбом группы, который мы будем пополнять фотографиями.