Ирина Залозецкая
Секреты развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мышления в дошкольном возрасте – это переход от наглядно - действенного к наглядно-образному и в конце периода к словесно-логическому. Как же научить ребенка 5-7 лет логически мыслить, анализировать, рассуждать? Хочу поделиться своим опытом, некоторыми секретами из практики работы с детьми в образовательном учреждении.
Темочки:
1 секрет «Игра – всему голова!» Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. Поэтому развитие логического мышления у ребенка более эффективно в различных дидактических играх. В работе с детьми старшего дошкольного возраста использую такие виды логических игры : настольные - «Домино», «Танграм», «Судоку», «Лабиринты», «Головоломки», «Ребусы», «Геометрическая мозаика» и другие настольно-печатные познавательны игры; словесные - «Закончи предложение», «Загадки», «Чем похожи и чем отличаются», «Бывает – не бывает», «Найди лишнее слово», «Найди закономерность» и т. п. ; подвижные – «Земля, вода, воздух», «Повтори движение», «Игры-превращения», «Игры с мячом», «Кинезиологические игры» и др.
2 секрет «Последовательность обучения в игре». То есть развитие мыслительных операций у ребенка в игре должно происходить поэтапно, от простого к сложному и с учтём его индивидуальных особенностей и уровня развития психических процессов. Рассмотрим последовательность обучения старших дошкольников на примере игры «Что лишнее». На начальном 1 этапе с детьми 5 лет я использую игру «Семейка». Это игра с картинками на обобщение объектов окружающего мира: игрушки, посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, животные и т. п. Ребенку предлагается среди картинок найти три картинки, которые живут вместе и образуют «семейку», далее спрашивается, как называется эта семейка и где она может жить в квартире или в природе. И таким образом ребенок собирает все «семейки». На следующем 2 этапе я использую игру «Найди ошибку» или «Кто (что) попал (о) в чужую семейку». Ребенку нужно найти лишнюю картинку из четырех, например: «яблоко, груша, лук, апельсин» и объяснить свой выбор. На 3 этапе ребенку предлагается придумать свою загадку из четырех картинок «Что лишнее» для другого ребенка. В ходе игры дети меняются ролями. 5 этап – игра для детей 6-7 лет «Найди лишнее слово». Ребенок должен выбрать лишнее слово из 4-5 слов. На 6 этапе детям предлагается самим придумать слова с одним лишним. Еще один вариант игры – придумать и зарисовать игровое задание для сверстника. С детьми 6-7 лет в данной игре используются более сложные понятия для обобщения и классификации, например: природа и рукотворный мир, живая и неживая природа, предметы из разных материалов, хищные и травоядные животные и т. п.
3 секрет «Учить думать самостоятельно». Это использование в обучении детей логических задач, проблемных ситуаций, творческой продуктивной деятельности, в которых им дается возможность додуматься до доступных для их понимания вещей своим умом. Не нужно давать детям готовых решений, нужно учить их находить ответы самостоятельно. Например, в игре «Хорошо-плохо» у ребенка спрашивается: «Зима – это хорошо. Почему?. Зима – это плохо. Почему?», «Когда идет дождь – это хорошо. Почему? Дождь – плохо. Почему». Задания в продуктивной деятельности: «Какими способами можно вырезать ровный круг из бумаги, «На что похожа ладошка? Нарисуй», «Оживи кляксу», «Нарисуй картинку двумя руками одновременно» и т. п. Примеры проблемных ситуаций и вопросов ребенку: «Почему обувь не делают из бумаги, «Почему рыба не живет на суше, «Как перейти дорогу без светофора?», «Что ты будешь делать если потеряешься в супермаркете?» и т. п.
Вот такие секреты, по другому их можно назвать техники игрового обучения помогают мне в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. И высшая награда для меня — это интеллектуальные успехи моих воспитанников в школе и такие слова одного мальчика - первоклассника: «Хорошо, что Ксения Владимировна меня в садике учила решать ребусы и играть в умные игры! Благодаря этому моя команда выиграла!»