Валентина Альфер
Секреты организации работы с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Первая встреча – это всегда волнующее событие для детей и для воспитателя. Пытливые детские глаза устремлены на педагога, и в каждом взгляде вопрос: какая ты, наша воспитательница? Строгая или добрая?
С чего начинать установление контакта с воспитанниками? Как понять особенности каждого ребенка? Ведь без этого невозможно достичь успеха в воспитании.
Отвечая на вопрос молодого специалиста: «Почему не все слышат мои указания?», можно отметить следующее.
Публикация «Секреты организации работы с детьми» размещена в разделах
От того, как общается воспитатель с детьми, как разговаривает с ними, как проявляет свое внимание к вопросам, обращениям и сообщениям детей, как держится во время беседы с ними, как поддерживает их нехитрые заключения, догадки, зависит успех воспитательного процесса.
Педагогическое общение способно создавать благоприятный психологический климат в группе, устанавливать правильные взаимоотношения с каждым ребенком.
У чуткого, любящего детей воспитателя всегда в арсенале множество приемов, которые помогают вызвать расположение детей к своему педагогу. Утром он встретит их приветливой улыбкой, увлечет интересной игрушкой, книжкой с картинками, обратит внимание на красивое платье. Заводные игрушки способны заинтересовать ребенка любого возраста. Каждый ребенок неповторимый, особенный, потому-то один и тот же подход к разным детям никогда не даст одинаковых результатов.
Очень важно выбрать правильный подход к ребенку, соответствующий его особенностям и ранее сложившимся привычкам.
Например, дети, настроение которых отличается неустойчивостью, требуют особого подхода. Эти дети часто огорчаются, обижаются, плачут – они нуждаются в добром слове, ласке, внимании. А поощрение для них равно эликсиру, который вызывает хорошее настроение.
Есть дети робкие, неуверенные, с трудом вливаются в общество сверстников. Таким детям нужно внушать уверенность, подбадривать на занятиях, давать посильные поручения, хвалить за удачно выполненное задание, ставить в пример.
Это как раз те дети, которые меньше всего досаждают своим поведением и поэтому зачастую выпадают из поля зрения педагога. При излишней строгости у них еще больше развивается застенчивость, которая может перейти в замкнутость. Хорошо, если дети будут чаще слышать от воспитателя привычное домашнее для них обращение – Сашенька, Игорек.
У непосед – в первую очередь надо стремиться формировать сдержанность, интерес к деятельности, побуждающей к усидчивости, вниманию. Их необходимо переключать от подвижных, шумных игр к спокойным, чтобы они были заняты чем-то полезным (шашки, домино, шахматы).
Воспитатель понимает, что в установлении контакта с «шустриком» неуместны частые замечания. Если ребенок то и дело слышит: «Уймись! Тише, посиди…», то он может потерять интерес и к воспитателю, и к детскому саду.
Воспитание будет успешным только при условии тесного контакта с семьей. Как бы добросовестно ни работал педагог, как бы ни стремился дать всестороннее воспитание детям, если он не знает о том, как воспитывают их в семье, ему не удастся добиться желаемых результатов.
Отец и мать ребенка, как самые близкие люди, могут многое рассказать воспитателю об особенностях поведения своего малыша, его характере, склонностях, привычках. Постоянно общаясь с родителями, педагог имеет возможность более глубоко и всесторонне изучить каждого из них, не ограничиваясь наблюдениями лишь в детском саду.
Беседуя с родителями, воспитатель старается в первую очередь показать положительные качества детей (сообразительность, послушание, стремление помогать взрослым, чувство ответственности за порученное, проявляет радость по поводу его маленьких удач (сегодня помогал взрослым, хорошо дежурил, научил товарища играть в шашки и т. п., озабоченность тем, что пока еще не все идет гладко – отказался играть вместе с ребятами, не хотел выполнять эту роль. И советы звучат мягко, деликатно: «Давайте вместе подумаем, как быть дальше…», «Не лучше ли поступить так?»…
Главное – не навязывать своего мнения, а убедить родителей в целесообразности принятого решения, сделав их своими верными союзниками.
В. А. Сухомлинский говорил: «Имея доступ в сказочный дворец, имя которому детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, которому безразлично, что делается внутри этого мира».
Почему одному педагогу подчиняются с первого раза, а иного даже после окрика не слышат?
Оказывается, дело здесь не в детях, а в установившихся отношениях. Кто из воспитателей не знает, что от того, как дано указание, зависит реакция ребенка? Добиваясь от детей выполнения своего требования, воспитатель должен владеть всеми оттенками интонации. А. С. Макаренко придавал этому огромное значение. Он говорил, что почувствовал себя настоящим педагогом лишь тогда, когда научился произносить коротенькую фразу «иди сюда» с 15-20 различными оттенками.
Совет: настоящий педагог всегда предвидит, когда и как разговаривать с воспитанниками. Если он обращается ко всей группе, то вполне допустим официальный тон, мобилизующий, не допускающий возражений. По отношению же к одному из воспитанников это не всегда уместно: общение один на один требует большой доверительности и может иметь массу оттенков – указания, вопроса, просьбы, замечания, шутки, мягкой иронии, добродушного подтрунивания… Важно ведь не принудить, а вызвать у ребенка внутреннее согласие с указанием взрослого.
Общение «воспитатель – воспитанник» осуществляется всегда на более близких дистанциях, чем со всеми детьми сразу. Близкий контакт с ребенком возможен при условии глубокого понимания его состояния в данную минуту. Например, не в меру расшалившегося ребенка лучше остановит твердый, требовательный тон; раскапризничавшегося – спокойный. Лишь в крайних случаях допустимо повысить голос, тогда это воспринимается как нечто из ряда вон выходящее. Если же повышенный тон стал системой, то дети перестают обращать на него внимание. Мало того, они и в общении с ребятами перенимают такой же раздраженный, крикливый тон, и в группе создается нервозная атмосфера. Хороший воспитатель почти никогда не повышает голоса, а дети слушаются его. Воспитателя, который покрикивает на детей, как будто и не слышат.
Руководить детским поведением, совершенно не прибегая к замечаниям, невозможно. Но само по себе замечание не выглядит обидным, если оно сделано спокойным тоном. Надо помнить, что чем меньше замечаний, тем значительнее вес слова.