МААМ-картинки

Интегрированный подход к организации коррекционной работы с детьми

Галина Лепп
Интегрированный подход к организации коррекционной работы с детьми

Согласно федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, педагогическая работа в ДОУ должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние связанности, взаимопроникновения отдельных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Публикация «Интегрированный подход к организации коррекционной работы с детьми» размещена в разделах

Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка. Принцип интеграции требует отбора и выбора содержания образования, а также путей его реализации, обеспечивающих целостность восприятия ребёнком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями.

Коррекционно-логопедическую работу в логопедической группе провожу по «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», под редакцией Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной. Выполнение коррекционных задач, поставленных программой, обеспечивается благодаря комплексно-тематическому подходу и интеграции работы специалистов.

Я, как учитель-логопед определяю коррекционные задачи (в соответствии с программой) и распределяю, в какой образовательной области и какими специалистами они будут решаться.

Работой в образовательной области «Коммуникация» руководит учитель-логопед, а другие специалисты планируют свою образовательную деятельность в соответствии с его рекомендациями.

В работе по реализации образовательной области «Познание» участвуют воспитатель, педагог-психолог, учитель - логопед. При этом педагог-психолог решает задачи по развитию высших психических функций, а воспитатели организуют работу по формированию у дошкольников целостной картины мира и расширению кругозора, координируют познавательно-исследовательскую деятельность, обеспечивают развитие навыков конструирования и математических представлений. Педагог-психолог выявляет трудности в личностном развитии и интеллектуально-познавательной деятельности, проводит тренинги общения, знакомит педагогов и родителей с технологиями оказания помощи проблемным детям, применяет в своей практике рекомендации логопеда по закреплению речевых категорий, использует речевой материал, физминутки, пальчиковые игры, знакомые детям по логопедическим занятиям.

Я помогаю воспитателям выбрать адекватные методы и приёмы работы с учётом особенностей развития детей с ОНР. Интегрированный подход осуществляется не только в проведении интегрированных занятий с участием воспитателей и специалистов детского сада, но и в логопедизации всех режимных моментов и занятий. Так, например, воспитатели в повседневной жизни систематически развивают у детей моторику кисти и артикуляционного аппарата. Эта работа проводится в виде пальчиковой и артикуляционной гимнастики, «Сказки о веселом язычке», речевых игр. Для нормализации мимики лица воспитатели используют приемы мимической гимнастики, символы-пиктограммы. Фонематические процессы развивают с помощью речевых игр, упражнений. Большую работу проводят воспитатели по автоматизации поставленных звуков, овладению навыками словообразования и словоизменения.

Связь логопедии с математикой широко осуществляется педагогами не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Так, например, в процессе ознакомления с математикой отрабатываются лексические и грамматические категории (согласование в роде, числе, падеже, понятия величины (высокий -низкий, длинный – короткий, толстый – тонкий, узкий – широкий, которые, как показывает практика, очень часто довольно слабо дифференцируются детьми и обозначаются зачастую однозначно (большой – маленький). Аналогичным образом интегрируются в математические занятия временные понятия (быстро – медленно, сегодня – вчера – завтра, дни недели, месяцы, времена года, ориентировка в пространстве (выше – ниже, перед – за, под – над, справа – слева, между, из-под, из-за и т. п. Счет и счетные операции помогают детям овладеть согласованием числительных в роде, числе, падеже.

Основными специалистами в областях «Художественное творчество», «Безопасность», «Труд», «Социализация» выступают воспитатели при условии, что остальные специалисты подключаются к их работе.

В образовательной области «Музыка», кроме музыкального руководителя, работает так же и учитель-логопед (проведение логоритмических упражнений). Музыкальный руководитель определяет уровень музыкального развития детей. В ходе музыкальных занятий проводит работу по воспитанию чувства ритма, речевого дыхания. На занятиях по логоритмике совершенствуются общая и мелкая моторика (координация движений, ручной праксис, артикуляционная мускулатура, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи (темп, тембр, выразительность, сила голоса).

Работу по реализации образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» осуществляет инструктор по физическому воспитанию, инструктор по плаванию, воспитатель группы. Интегративные связи логопедии с занятиями по плаванию и физкультуре способствуют оздоровлению детского организма, постановке диафрагмального дыхания, совершенствованию основных видов движений, мелкой моторики, артикуляционной моторики, обогащению словарного запаса, формированию положительных личностных качеств в поведении ребенка: коммуникабельности, воспитанию самоконтроля, смелости, решительности, самокритичности, отзывчивости и т. д.

Созданию единой сплоченной команды, координации действий помогла работа психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ, на заседаниях которого обсуждались актуальные вопросы профилактики, коррекции речи, вопросы преемственности между специалистами, что стимулировало логопедизацию режимных моментов и занятий, проникновение логопедии в повседневную жизнь. Наиболее приоритетными формами взаимодействия педагогов стали педсоветы, консультации, семинары, тренинги, деловые игры, заседания ПМПк, просмотр и анализ открытых занятий.

Образовательный процесс строится на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать адекватными для ребё нка дошкольного возраста: кроме игровой, это – коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно – исследовательская, трудовая, музыкально – художественная деятельность, чтение (восприятие) художественной литературы.

В детском саду логопедами ведется работа по взаимосвязи с воспитателями массовых групп: есть тетради взаимосвязи, ежемесячно даются рекомендации по организации работы с детьми. Работает методическое объединение специалистов ДОУ, на котором обсуждаются вопросы интегрирования коррекционной работы в педагогический процесс. Специалисты детского сада совместно заполняют индивидуальные образовательные маршруты на детей логопедических групп, активно участвуют в коррекционном процессе.

Таким образом, я вижу, что интеграции образовательных областей помогает согласованность в работе специалистов ДОУ с учётом решения коррекционных задач для детей 5 -6 лет с общим недоразвитием речи. Взаимодействие всех специалистов способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей.

Публикации по теме:

Интегрированный подход к воспитанию речевой активности при подготовке к школе СООБЩЕНИЕ К ПРЕЗЕНТАЦИИ «Интегрированный подход к воспитанию речевой активности при подготовке к школе» Подготовила: воспитатель МБДОУ.

Интегрированный подход в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников Слайд 2 Математика является мощным фактором развития ребенка, формированием его познавательных и творческих способностей. Ее изучение способствует.

Использование деятельностных форм и методов в организации работы с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) «Из опыта работы воспитателя Климахиной Т. В. по использованию деятельностных форм и методов в организации работы с детьми дошкольного возраста».

Современный подход к проведению урока в коррекционной школе Слайд 1 «Современный подход к проведению урока в коррекционной школе» Слайд 2 Урок как форма обучения возникла в середине XVI века. Она.

Интегрированный подход к работе со сказкой «Если бы не творчество, не составление сказок, речь многих детей была бы сбивчивой и путаной, а мышление – хаотичным». В. А. Сухомлинский.

Интегрированный подход в экологическом воспитании детей младшей группы в рамках проекта «Наши пушистые друзья»Интегрированный подход в экологическом воспитании детей младшей группы в рамках проекта «Наши пушистые друзья» Интеграция различных видов детской деятельности в процессе воспитания основ экологической культуры позволяет ребенку реализовать свои творческие.

Комплексный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы Комплексный подход к организации физкультурно – оздоровительной работы. Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во.

Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми со стертой дизартрией Хорошо известно, что благодаря речи люди получают широкие возможности общения друг с другом. Всякая задержка или нарушение речи в ходе развития.

Особенности организации и содержание работы танцевального кружка в специальной коррекционной школе IIIV вида У детей с ограниченными возможностями здоровья двигательная активность существенно зависит от вида заболевания и не находит выхода в естественных.

Презентация «Интегрированный подход в процессе формирования математических представлений у дошкольников» 1 слайд «Интегрированный подход в процессе формирования математических представлений у дошкольников» 2 слайд «Ведь от того, как заложены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированный подход к организации коррекционной работы с детьми
Опубликовано: 29 июня 2017 в 07:28
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД