Галина Лепп
Интегрированный подход к организации коррекционной работы с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, педагогическая работа в ДОУ должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние связанности, взаимопроникновения отдельных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Публикация «Интегрированный подход к организации коррекционной работы с детьми» размещена в разделах
Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка. Принцип интеграции требует отбора и выбора содержания образования, а также путей его реализации, обеспечивающих целостность восприятия ребёнком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями.
Коррекционно-логопедическую работу в логопедической группе провожу по «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», под редакцией Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной. Выполнение коррекционных задач, поставленных программой, обеспечивается благодаря комплексно-тематическому подходу и интеграции работы специалистов.
Я, как учитель-логопед определяю коррекционные задачи (в соответствии с программой) и распределяю, в какой образовательной области и какими специалистами они будут решаться.
Работой в образовательной области «Коммуникация» руководит учитель-логопед, а другие специалисты планируют свою образовательную деятельность в соответствии с его рекомендациями.
В работе по реализации образовательной области «Познание» участвуют воспитатель, педагог-психолог, учитель - логопед. При этом педагог-психолог решает задачи по развитию высших психических функций, а воспитатели организуют работу по формированию у дошкольников целостной картины мира и расширению кругозора, координируют познавательно-исследовательскую деятельность, обеспечивают развитие навыков конструирования и математических представлений. Педагог-психолог выявляет трудности в личностном развитии и интеллектуально-познавательной деятельности, проводит тренинги общения, знакомит педагогов и родителей с технологиями оказания помощи проблемным детям, применяет в своей практике рекомендации логопеда по закреплению речевых категорий, использует речевой материал, физминутки, пальчиковые игры, знакомые детям по логопедическим занятиям.
Я помогаю воспитателям выбрать адекватные методы и приёмы работы с учётом особенностей развития детей с ОНР. Интегрированный подход осуществляется не только в проведении интегрированных занятий с участием воспитателей и специалистов детского сада, но и в логопедизации всех режимных моментов и занятий. Так, например, воспитатели в повседневной жизни систематически развивают у детей моторику кисти и артикуляционного аппарата. Эта работа проводится в виде пальчиковой и артикуляционной гимнастики, «Сказки о веселом язычке», речевых игр. Для нормализации мимики лица воспитатели используют приемы мимической гимнастики, символы-пиктограммы. Фонематические процессы развивают с помощью речевых игр, упражнений. Большую работу проводят воспитатели по автоматизации поставленных звуков, овладению навыками словообразования и словоизменения.
Связь логопедии с математикой широко осуществляется педагогами не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Так, например, в процессе ознакомления с математикой отрабатываются лексические и грамматические категории (согласование в роде, числе, падеже, понятия величины (высокий -низкий, длинный – короткий, толстый – тонкий, узкий – широкий, которые, как показывает практика, очень часто довольно слабо дифференцируются детьми и обозначаются зачастую однозначно (большой – маленький). Аналогичным образом интегрируются в математические занятия временные понятия (быстро – медленно, сегодня – вчера – завтра, дни недели, месяцы, времена года, ориентировка в пространстве (выше – ниже, перед – за, под – над, справа – слева, между, из-под, из-за и т. п. Счет и счетные операции помогают детям овладеть согласованием числительных в роде, числе, падеже.
Основными специалистами в областях «Художественное творчество», «Безопасность», «Труд», «Социализация» выступают воспитатели при условии, что остальные специалисты подключаются к их работе.
В образовательной области «Музыка», кроме музыкального руководителя, работает так же и учитель-логопед (проведение логоритмических упражнений). Музыкальный руководитель определяет уровень музыкального развития детей. В ходе музыкальных занятий проводит работу по воспитанию чувства ритма, речевого дыхания. На занятиях по логоритмике совершенствуются общая и мелкая моторика (координация движений, ручной праксис, артикуляционная мускулатура, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи (темп, тембр, выразительность, сила голоса).
Работу по реализации образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» осуществляет инструктор по физическому воспитанию, инструктор по плаванию, воспитатель группы. Интегративные связи логопедии с занятиями по плаванию и физкультуре способствуют оздоровлению детского организма, постановке диафрагмального дыхания, совершенствованию основных видов движений, мелкой моторики, артикуляционной моторики, обогащению словарного запаса, формированию положительных личностных качеств в поведении ребенка: коммуникабельности, воспитанию самоконтроля, смелости, решительности, самокритичности, отзывчивости и т. д.
Созданию единой сплоченной команды, координации действий помогла работа психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ, на заседаниях которого обсуждались актуальные вопросы профилактики, коррекции речи, вопросы преемственности между специалистами, что стимулировало логопедизацию режимных моментов и занятий, проникновение логопедии в повседневную жизнь. Наиболее приоритетными формами взаимодействия педагогов стали педсоветы, консультации, семинары, тренинги, деловые игры, заседания ПМПк, просмотр и анализ открытых занятий.
Образовательный процесс строится на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать адекватными для ребё нка дошкольного возраста: кроме игровой, это – коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно – исследовательская, трудовая, музыкально – художественная деятельность, чтение (восприятие) художественной литературы.
В детском саду логопедами ведется работа по взаимосвязи с воспитателями массовых групп: есть тетради взаимосвязи, ежемесячно даются рекомендации по организации работы с детьми. Работает методическое объединение специалистов ДОУ, на котором обсуждаются вопросы интегрирования коррекционной работы в педагогический процесс. Специалисты детского сада совместно заполняют индивидуальные образовательные маршруты на детей логопедических групп, активно участвуют в коррекционном процессе.
Таким образом, я вижу, что интеграции образовательных областей помогает согласованность в работе специалистов ДОУ с учётом решения коррекционных задач для детей 5 -6 лет с общим недоразвитием речи. Взаимодействие всех специалистов способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей.