Наталья Подгорная
Сценарный план образовательной деятельности с использованием технологии «Гость группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Преподаватель по классу скрипки в детской школе искусств.
Цель: познакомить детей с новой профессией – преподаватель по классу скрипки, познакомить со струнным музыкальным инструментом – скрипкой.
Задачи: Продолжать расширять знание детей о профессиях в сфере образования, музыкальных инструментах. Дать информацию о новом для них музыкальном инструменте - скрипке. Познакомить с выразительными возможностями её звучания: соло, в ансамбле или оркестре. Познакомить со строением скрипки. Расширять словарь детей музыкальными терминами.
Публикация «Сценарный план образовательной деятельности с использованием технологии „Гость группы“» размещена в разделах
- Гость группы, образовательная технология
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Предварительная работа: составить план образовательной деятельности совместно с преподавателем класса скрипки Детской школы искусств и назначить день мероприятия «Гость группы» в детском саду; повторить с детьми названия знакомых музыкальных инструментов, закрепить умение определять их звучание.
Словарная работа: смычок, дека, эфа, гриф, струны.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня я приглашаю вас отправится со мной в интересное путешествие по удивительному миру музыки, чтобы расширить свои познания. Вы готовы? (Ответы детей).
Звучит музыка Вивальди «Весна»
Воспитатель: Какое настроение у этой мелодии? А как бы вы назвали эту мелодию? Представьте, что вы – художники, какие бы цвета вы использовали, чтобы изобразить эту мелодию?
Это музыкальное произведение называется «Весна».
Композитор, когда сочиняет мелодию, выбирает музыкальный инструмент, который наиболее точно передает его замысел. Какие музыкальные инструменты вы знаете? (Ответы детей).
А в этом музыкальном произведении Вивальди «Весна» вы слышали необычное звучание музыкального инструмента, который называется скрипка. Скрипку ещё называют царицей музыки.
А как вы думаете, легко ли играть на скрипке? (Ответы детей)
Тогда, самое время пригласить преподавателя Детской школы искусств - Бабкину Яну Вадимовну. Она сама прекрасно играет на скрипке и учит этому детей (входит преподаватель).
Воспитатель (обращается к преподавателю) : Сегодня мы поближе хотели бы познакомиться со скрипкой, и лучше, чем вы, о ней не расскажет никто. Наши дети с удовольствием послушают ваш увлекательный рассказ о скрипке. (Слово предоставляется Яне Вадимовне. Ее рассказ сопровождается показом)
Яна Вадимовна: Здравствуйте, дорогие дети! Меня зовут Яна Вадимовна, я преподаватель Детской школы искусств. Сегодня я пришла к вам в гости не с пустыми руками. У меня есть для вас сюрприз, и он не простой, а музыкальный. Хотите узнать, что находится в этом пакете? Для этого вам нужно отгадать загадку:
Как будто девушка запела,
и в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко,
затихло все, играет…
Дети подхватывают – скрипка!
Преподаватель достает из пакета и показывает скрипку.
А теперь я вам немного расскажу о скрипке, а те ребята, которые будут особенно внимательно меня слушать, смогут после занятия подержать скрипочку и даже ущипнуть за струну! Посмотрите на скрипку, она действительно красива и изящна: у нее тонкая «талия», плавные закругления. Вот эта верхняя доска скрипки называется верхняя дека, постарайтесь запомнить это слово - дека. А эти отверстия на верхней деке называются эфы. Давайте повторим - эфы. К корпусу прикреплен гриф, который заканчивается завитком. На гриф натянуты струны.
Очень многое в звучании скрипки зависит от смычка (Показ.) Смычок - это трость или древко, на который натянут конский волос. Давайте аккуратненько потрогаем и убедимся, что это настоящий конский волос. (Дети изучают строение смычка поближе. Затем преподаватель снова продолжает свой рассказ). Если мы зацепим струну пальцем, а затем отпустим, то звук быстро угаснет. Смычок помогает скрипке продлевать звук: его можно вести по струне непрерывно в течение долгого времени, и звук будет тянуться. Вот посмотрите и послушайте (Показ.) Поэтому на скрипке хорошо исполнять певучие, плавные, непрерывающиеся мелодии. Не зря говорят, что скрипка поет. Тембр скрипки близок человеческому голосу. Поэтому, когда мы ее слышим, нам кажется, будто скрипка что-то рассказывает, а иногда даже плачет, как человек.
А теперь давайте с вами немного пофантазируем – возьмем в левую руку воображаемую скрипочку, а в правую руку - смычок и представим себя настоящими музыкантами! И сейчас я послушаю, чья скрипочка лучше звучит? (преподаватель играет на маленькой скрипке детскую песенку, а дети «подыгрывают» на своих воображаемых скрипках).
Яна Вадимовна: Дети, эта скрипка для маленьких ребят, таких, как вы. А сейчас я покажу вам большой инструмент, на котором играют взрослые. Вы слушайте внимательно, и вместе мы постараемся определить характер песенок, которые я вам сыграю (преподаватель играет веселую танцевальную пьесу, потом обсуждаем характер).
А какой характер у этой песенки? – исполнение и обсуждение песенок.
Молодцы, ребята, а сейчас будет еще одно интересное задание. Придумайте название для этой пьесы (преподаватель играет пьесу В. Калинникова «Киска», пьеска с характерным звукоподражанием, похожим на мяуканье кошки, обсуждение).
Ребята, а кто из вас знает, что такое эхо? – дети отвечают. Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая так и называется - «Эхо» (преподаватель хлопает в ладоши ритм, дети повторяют, сначала все вместе, потом по одному «каждый ловит свое эхо»). Отмечаем для себя тех ребят, у кого это лучше получается.
Здорово у вас получается, молодцы ребята! У меня для вас есть еще одна игра! Положите все ручки на колени и, внимание – правая рука будет у нас гладить по коленке (показываю детям, делаем вместе, поправляем). Теперь правая рука отдыхает, работаем левой рукой – левая будет по коленке стучать (то же самое, показ и помощь). А теперь соединим обе руки – одновременно работаем и правой, и левой. Левая рука продолжает стучать по коленке, а правая подключается и гладит по коленке (это упражнение – проверка координации у детей, когда дети его выполняет, преподаватель проходит и смотрит руки, у тех, у кого получается. Можно пробовать руки поменять. Похожая игра – нарисовать указательным пальцем одной руки круг, а указательным пальцем другой – линию. Потом выполняем это же задание двумя руками одновременно).
Молодцы ребята, какие вы все замечательные! Я очень рада, что побывала у вас в гостях. Наше занятие подходит к концу, и мне пора с вами прощаться. Скажите, вам понравилось наше занятие? (ответы детей). А что вам понравилось больше всего? Может кто-то захотел учиться музыке, учиться играть на скрипке? (ответы детей). Ждем вас в нашей школе, где можно попасть в волшебный мир музыки и узнать о ней еще больше!
Воспитатель: Давайте поблагодарим Яну Вадимовну за интересный и увлекательный рассказ, и прекрасное исполнение пьес!
Итак, ребята, про какой инструмент мы сегодня с вами говорили? А вам понравилось звучание скрипки? Хорошо ли вы запомнили его звук? И не перепутаете с другим инструментом?
Музыка не оставляет людей равнодушными, она вызывает у них очень разные чувства и эмоции. И мне очень интересно какие чувства вызвала у вас игра на скрипке, скрипичная музыка.
Релаксация. «Мои чувства и эмоции».