Алла Григорьева
Сценария игровой программы по обучению грамоте «Вопрос на засыпку»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 19» г. Колпашево
Конспект
(Совместная работа учителя-логопеда с родителями)
Составитель:
учитель-логопед
Григорьева Алла Алексеевна.
Дата проведения: 30.01.2020 год
Возрастная группа: подготовительная
Форма проведения: игра
Приоритетная образовательная область: речевое развитие
Публикация «Сценария игровой программы по обучению грамоте „Вопрос на засыпку“» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое.
Актуальность:
Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста – это очень сложный и ответственный период, как для педагога, так и для детей и их родителей. Эффективность обучения и формирования мотивации к овладению элементами грамоты полностью зависит от правильной организации образовательного процесса. Поэтому вся работа по овладению элементами грамоты строится на элементах игры. Игра- это основной метод воспитания и обучения дошкольников.
Для подведения итогов работы за учебный год по обучению грамоте в кружке «АБВГДЕЙ-КА» детям и их родителям была предложена интеллектуальная игра «Вопрос на засыпку», которая имеет познавательную направленность, способствует развитию любознательности и познавательной активности. В этой игре родители стали полноценными участниками. Совместное участие в игре превращается в праздник для детей и для родителей, потому что позволяет родителям выступить в необычной роли и увидеть возможности, и проблемы своего ребёнка, из пассивных зрителей родители превращаются в активных участников образовательного процесса. Свои знания дети представляли в игровых ситуациях и в обстановке увлекательных игр и заданий. Игра «Вопрос на засыпку» направлена на конечный результат-подготовку детей старшего дошкольного возраста к школе в области - речевое развитие.
Цель: закрепление полученных знаний по обучению грамоте в кружке «АБВГДЕЙ-КА» в занимательной игровой форме.
Задачи:
Образовательные задачи:
• проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях в кружке ;
• учить применять их в практической деятельности – игре.
Коррекционно-развивающие задачи:
• закреплять умение определять количество слогов;
• закреплять умение находить слова с заданным звуком;
• закреплять умение различать твёрдые и мягкие согласные;
• развивать умение правильно отвечать на поставленный вопрос;
• развивать внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные задачи:
• воспитывать интерес к речевым играм, умение работать в команде.
Оборудование:
ИКТ (Презентация с заданиями,ручки, фломастеры, жетоны, ксероксная цветная бумага, буквы, карточки с заданиями, магическая коробка, дипломы, призы, часы, протокол для жюри, магнитная доска.
Подготовительная работа:
приглашения для родителей, листочки трёх цветов для различения команд (например, розовый, зелёный, жёлтый, оценочные листы для жюри,разучивание частушек, стихотворения и песни «Игра». составление презентации с заданиями.
Музыкальное сопровождение:
Заставка из телепередачи «Вопрос на засыпку»;
Музыкальная композиция «Игра»;
Фонограмма к частушкам.
Ход
интеллектуальной игры «Вопрос на засыпку»
Учитель-логопед:
Добрый день, участники игры, уважаемые родители. Сегодня у нас состоится интеллектуальная игра «Вопрос на засыпку!» Я приветствую Вас всех: наших замечательных ребят и их родителей. Ближайшие 35 минут Вы станете свидетелями увлекательной интеллектуальной борьбы между тремя сильнейшими командами. (звучит музыкальная композиция и демонстрируется на экране заставка из передачи «Вопрос на засыпку»)
Учитель-логопед:
В игре «Вопросе на засыпку» принимают участие 3 команды по 7 человек, один из которых отважный капитан. В его обязанности входит руководить командой, писать верные ответы на поставленные вопросы на листочках и ответственно вести свою команду к победе. Самое главное - это разгадать финальный вопрос. Та команда, которая справится с последним заданием первой и станет победительницей.
Поприветствуем наши команды бурными аплодисментами.
(Приветствие и представление команд).
Соперников приветствует команда «АВБГДЕЙ-КИ».
Командир :
Наш девиз.
Все: Кто хочет разговаривать
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно
Учитель-логопед:
С ответным словом команда «Грамотейки».
Командир :
Наш девиз
Все: Мы ребята –«Грамотеи» –
Любим с буквами играть,
И в игре свои мы знанья
Будем четко применять!
Учитель-логопед:
С ответным словом команда «Знайки».
Командир: Наш девиз.
Все: Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим
Учитель-логопед:
Правила наши очень просты.
Услышав вопрос, его обсуди.
Тридцать секунд на раздумье у вас,
Чтобы верно ответив, порадовать нас.
Наградою будут баллы для вас.
Готовы к борьбе?
Команды: Да!
Учитель-логопед:
Оценивать ваши результаты будет строгое, но справедливое жюри (представление жюри)
Учитель-логопед: У каждой команды есть свой наставник, который поможет команде в трудном вопросе. Поприветствуем наших наставников (наставники родители)
Наставники вместе:
Пусть смекалка вам поможет проявить себя в игре!
Не стесняйся, не ленись – победителей ждёт приз!
Учитель-логопед:
Внимание! Внимание! Дорогие болельщики! Сейчас наши интеллектуалы продемонстрируют свою эрудицию. От души приветствуем и поздравляем всех. Пожелаем успехов нашим командам
1 раунд – «Слоги»
Учитель-логопед:
Познакомимся с правилами игры.
Правила игры: У каждой команды листочки определенного цвета. Это отличительный знак вашей команды. На них вы будете писать свои ответы. Из 3 вариантов вам необходимо выбрать правильный ответ и записать соответствующую цифру на листочке, отдать наставнику, который приносит листок с ответом жюри.
1 вопрос:
Выберите птицу, в названии которой 2 слога
1. Грач
2. Дятел
3. Воробей
2 раунд – «Гласные звуки»
Учитель-логопед:
Вы знаете, что в русском языке 6 гласных звуков: а, о, у, ы, и, э.
1 вопрос: На какой картинке девочка произносит гласный звук [и] ?
2 вопрос: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
1. синий
2. зелёный
3. красный
3 раунд – «Согласные звуки и буквы»
Учитель-логопед:
Когда мы произносим согласные звуки, воздушная струя встречает преграду (зубы, губы, язык)
1 вопрос: Перед вами 3 буквы, одна из них обозначает согласный звук. Под какой цифрой она находится?
1. ы
2. м
3. у
2 вопрос: Выберите картинку, в названии которой первый согласный
1. матрёшка
2. мяч
3. кукла
3 вопрос: Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки?
1. синий
2. зелёный
3. красный
4 раунд – «Перемена»
Учитель-логопед:
Игра «Подскажи словечко»
Ра –ра –ра - дым поднялся от (костра).
Ра –ра –ра – у сластен в зубах (дыра)
Ро –ро –ро - у Мальвины друг (Пьеро)
Ру –ру –ру – скачет с сумкой (кенгуру)
Ла –ла –ла – есть у птицы два крыла
Лу –лу –лу - кто наказан, тот в (углу)
Ба –ба –ба – у верблюда два (горба)
Га –га –га – в ступе бабушка (Яга)
Ча –ча –ча – птицы нет черней (грача)
Чу –чу –чу – свет потух, возьми (свечу)
Щи –щи –щи - в дождь наденем мы (плащи)
Ша –ша –ша - с ложки свесилась (лапша)
Жу –жу – жу – волк не страшен лишь (ежу)
Це -це –це – смерть кощеева в (яйце)
Ца- ца –ца – птица вывела (птенца).
Рю –рю –рю – я отлично (говорю).
5 раунд – «Звуки и буквы»
Вопрос: Определи количество звуков в слове дом?
6 раунд «Спецзадание»
Учитель-логопед:
Сейчас приглашаем к участию наших наставников, ваших родителей. Для вас тоже есть задание, ответив правильно, вы принесете своей команде дополнительный балл.
Перед вами 3 предмета, выберите тот, в названии которого все согласные звуки звонкие
1. арбуз
2. груша
3. мандарин
Учитель-логопед: пока наши наставники выполняют задание дети исполнят для вас частушки.
(Частушки исполняют дети)
1. Я скажу вам по секрету
Про подруженьку свою,
Говорит всегда красиво -
Я её не узнаю!
2. Звуки чётко произносим.
Слушаем внимательно –
И в тетрадях мы писать
Будем замечательно!
3. Я читаю очень быстро,
В группе все гордятся мной.
Ни один мальчишка в группе
Не угонится за мной!
4. Не понять нам нашу Дашу:
Ведь во рту у Даши каша.
Но не гречка и не плов –
Это каша – то из слов.
Конкурс капитанов
Учитель-логопед:
Я прошу участников команды из 5 человек выйти на середину зала. Встать в три колонны, во главе с капитаном. Вы видите, что перед каждой командой стоит коробка. В ней лежат буквы из которых вы должны собрать слово «Школа». По сигналу капитаны бегут к коробке, берут одну букву и с помощью магнита помещают на доску, возвращаются к своей команд передают эстафету следующему и встают в конце колонны, следующий игрок берёт букву и выкладывает её в линию. Эстафета продолжается до тех пор, пока надпись не будет сложена полностью. Победит та команда, которая сделает это быстрее соперников.
7 раунд «Вопрос на засыпку»
Учитель-логопед: Команда выполняет последнее задание
Отгадай пословицу, записав 1 букву в названии каждой картинки
(Друг познаётся в беде)
Ребёнок. Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку просить:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай еще страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!
В. Берестов)
(Частушки исполняют дети)
5. Любит буква «р» тигренка,
С детства он ее рычит.
Любит буква «р» рыбешку:
Лучше всех ее … молчит
6. На уроки к логопеду
Аж вприпрыжку я бегу.
Ведь учительницы строгой
Показать язык смогу.
7. Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими языками.
8. Депутату иль певцу
Быть картавым не к лицу.
Не давай хлеб пародистам,
Говорить учись ты чисто.
9. Букву «р» наш поросенок
Громко хрюкает с пеленок.
Буду крепко с ним дружить
«Р» поможет говорить.
10. Должен каждый офицер
Говорить отлично «р»
Ведь иначе он солдат
Не построит в ровный ряд.
Общая частушка
Это пели мы любя
Про тебя и про себя,
Если ты себя узнал,
Значит, труд наш не пропал
Учитель-логопед:
Пока жюри подводит итоги предлагаю поиграть в игру
Повторяйте последний слог каждого слова три раза.
Собирайтесь, детвора! Ра-ра-ра!
Начинается игра! Ра-ра-ра!
Да ладоши не жалей! Лей-лей-лей!
Бей в ладоши веселей! Лей-лей-лей!
Сколько времени сейчас? Час-час-час!
Сколько будет через час? Час-час-час!
И не правда будет два! Два-два-два!
Думай, думай, голова! Ва-ва-ва!
Как поёт в селе петух? Ух-ух-ух!
Да не филин, а петух? Ух-ух-ух!
Вы уверены, что так? Так-так-так!
А на самом деле как? Как-как-
Или может сена воз? Воз-воз-воз!
Это локоть или глаз (держится за ухо? Глаз-глаз-глаз!
А вот это что у нас (показывает на нос? Нас-нас-нас!
Вы хорошие всегда? Да-да-да!
Или только иногда? Да-да-да!
Не устали отвечать? Чать-чать-чать!
Разрешаю помолчать!
Дети исполняют песню «Игра»
Учитель-логопед:
Вот закончилась игра,
Узнали многое, друзья!
Звуки, буквы изучите
Играть вы снова приходите!
Вам пришлось немало потрудиться, но труд никогда не бывает напрасным. Сегодня я хочу вручить вам дипломы за успешную работу в обучении грамоте в кружке «АВВГДЕЙ-КА».
(Логопед, родители и воспитатели вручают дипломы и подарки.)
(В конце игры звучит музыкальная композиция из передачи «Вопрос на засыпку»)
Используемая литература:
1. Володькова Н. П., Лапковская В. Н. Речевые развлечения в детском саду. Сборник сценариев для работы с детьми 5-7 лет. – М. : Синтез-Мозаика, 2008.
2. Епифанова О. В. "Логопедия. Разработки занятий с детьми дошкольного возраста: выпуск1 " Волгоград: Учитель АСТ, 2004.
3.«Занимательная фонетика» Методическое пособие Окулова Г. Е. Оса: Росстани на Каме, 1994.
4. Колесникова Е. В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М. : Гном и Д, 2000
5. КартушинаМ. Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет»,
Творческий центр Москва 2009
6. Максаков А. И. Развитие правильной речи в семье. Пособие для родителей и воспитателей для занятий с детьми от рождения до семи лет. – М. : Синтез-Мозаика, 2006.
7. Новоторцева Н. В. "Развитие речи детей " Ярославль "Академия Развития ", 1996.
8. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. – М. : Владос, 1994.
9. Интернет ресурсы.