Татьяна Скрягина
Сценарий занятия в технологии «ситуация». Опытно-экспериментальная деятельность для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Маленькие волшебники»
Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства с видами мыла и его свойствами.
Задачи:
-Познакомить детей со свойствами мыла и его видами (туалетное, хозяйственное, жидкое мыло)
-Закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни.
-Обобщать словарь детей (микроб, душистое, скользкое, ароматное, туалетное, хозяйственное, жидкое)
-Развивать память, мышление, познавательный интерес детей к исследовательской деятельности.
Публикация «Сценарий занятия в технологии „ситуация“, Опытно-экспериментальная деятельность для детей средней группы» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
-Вызвать эмоциональную отзывчивость, восторг, восхищение, радость, удивление в ходе исследовательской деятельности.
-Воспитывать культурно – гигиенические навыки.
Материалы и оборудование: Воздушный шарик, красивая коробочка, куски туалетного и хозяйственного мыла, карточки алгоритм мытья рук, стаканчики с водой и трубочки коктейльные на каждого ребёнка, тарелочки, ложечки, жидкое мыло, аудиозапись «Волшебник Изумрудного города», полотенце на каждого ребёнка, гуашь.
Логическая основа
Основная образовательная цель Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствам мыла и его видами.
Новое знание = детское «открытие» 1 опыт-Берём губку, опускаем в воду, намочили её и взяли мыло, намылили, а потом отжимаем губку получается пена из мыльной губки.
2 опыт-Взять стакан с чистой водой, налить немного жидкого мыла и размешать ложечкой, взять трубочку и опустить в стакан с мыльным раствором, затем подуть в трубочку. Получились много мыльных пузырей.
3 опыт- В стакан с мыльным раствором добавить гуашь и хорошо размешать и подуть в трубочку, получаться цветные мыльные пузыри.
Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать Актуализировать понятия о свойства мыла и его видах и использование в повседневной жизни.
Причина затруднения Мы незнаем, как сделать разноцветные мыльные пузыри.
Цель деятельности по преодолению затруднения Узнать и научиться, как делаются цветные пузыри с добавлением гуаши.
Ход ЗАНЯТИЯ
Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
Дети, к нам сегодня в группу прилетел шарик по имени Пузырик с красивой коробочкой.
- Хотите узнать зачем он к нам прилетел?
После ответов детей, Пузырик рассказывает свою историю.
«Здравствуйте дорогие ребята, я шарик по имени Пузырик. У меня были друзья очень яркие, красивые и большие, но они быстро все улетели. А кто- то даже лопнул, мне стало грустно и одиноко. В этой коробочке находится волшебный кирпичик, из которых появляются пузырьки. Что я только не делал с ним и грел его и тёр и даже кормил, но пузырьки так и не появились. Может вы мне поможете?
Хотите помочь Пузырику? Сможете?
Актуализация знаний.
Дидактические задачи: актуализировать ранее полученные знания об мыле и его видах.
- Соблюдать последовательность (алгоритм) при выполнении опытов.
- Развиваем память, мышление, речь, обогатить словарь детей.
Дети, а как называются этот кирпичик, вы догадались? Ответы детей.
- Давайте откроем красивую коробочку и посмотрим, что же там! Так вот какой там кирпичик. (в коробке лежит кусок мыла)
-Ребята, а тогда нам надо отправиться в путь «Волшебную лабораторию», и узнать какие есть виды мыла и как из него делают пузыри, но для начала мы превратимся в маленьких волшебников!
«Игра – перевоплощение»
Цель: развивать воображение детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, привлечь внимание. Педагог предлагает вспомнить волшебные заклинания.
«Топ, топ, хлоп, хлоп,
Вокруг себя повернись,
В маленького волшебника превратись!»
- Ребята, а у волшебников есть волшебные плащи, смотрите я тоже вам приготовила такие красивые и разноцветные. Давайте их наденем. Я тоже надену свой халат для чудес и волшебства. Теперь мы настоящие волшебники, и отправимся в лабораторию.
Дети отправляются вместе с Пузыриком по группе по волшебной
дорожке под музыку, и попадают в Волшебную лабораторию!
Перед ними лежит на столе поднос с мылом разного по цвету и форме каждый берёт себе кусочек мыла и рассматривает его.
- А какое оно на ощупь? Что вы можете сказать?
- А по форме?
- А по цвету какое?
- А теперь понюхайте его, что чувствуйте? Дети дают ответы, воспитатель подводит итог:
- Такое мыло называют Туалетным, оно может быть разной формы, иметь разный запах и цвет. Поэтому людям нравится, когда мыло ароматное и красивое им приятно мыть руки.
- Дети с воспитателем отправляются к следующему столу в лаборатории подходят и видят на подносе кусочки другого мыла.
- Смотрите ребята какое необычное мыло, а кто знает, как оно называется? Для чего оно?
(рассматриваем и знакомимся с Хозяйственным мылом)
- Хозяйственным мылом стирают одежду, моют посуду.
Отправляемся дальше по лаборатории и у нас встречается баночка с необычной жидкостью. Вы догадались, что в баночке? Ответы детей. После ответов детей воспитатель берёт жидкое мыло и наливает его в стаканчик. Посмотрите оно течёт, а значит жидкое и очень удобно в применении!
Вот видите сколько видов мыла мы узнали!
- А теперь давайте пройдём за рабочие столы в нашей лаборатории, но для начало давайте вспомним правила при работе с мылом! Дети проговаривают правила.
1 Опыт : «Мыло и губка!»
- Ребята давайте возьмём губку, намочим её и натрём мылом, опустите намыленную губку в воду и отожмите её. Что происходит? Из чего состоит пена? Дети обсуждают этот опыт и дают ответы.
2 Опыт : «Опыт с трубочкой!»
- Ребята возьмите ложки и я сейчас вам каждому туда налью жидкого мыла и вы опустите в стакан с водой ложку и хорошенько размешаете. Что случилось с водой? Ответы детей.
- Теперь возьмите трубочки и опустите в стаканчики и дуйте в них. Что появилось? (пузыри).
-Да ребята получилось очень много пузырей!
3 Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи
1) тренировать мыслительные операции: сравнение, обобщение, анализ, развивать внимание.
2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
Вдруг Пузырик погрустнел. Воспитатель спрашивает, дети, как вы думаете, почему наш Пузырик стал грустным? Выслушиваются ответы детей, после чего Пузырик говорит, что ему понравилась путешествовать с ребятами, и он узнал как из мыла получаются его друзья мыльные пузыри, но они не разноцветные и яркие!
Дети, смогли ли вы помочь Пузырику? Почему не смогли? (потому, что не знаем, как сделать разноцветные, яркие пузыри).
Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
формировать опыт самостоятельного целеполагания и открытия, эмоционального переживания радости открытия, опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает».
– Что можно делать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать? (Можно спросить у того, кто знает.
Можно спросить у меня!
-Ребята я вас научу делать разноцветные мыльные пузыри.
Я беру стакан с водой, добавляю туда жидкого мыла, хорошо размешиваю и затем добавляю гуашь, любого цвета какой вам нравиться. Размешиваю раствор, чтоб гуашь полностью растворилась беру трубочку и тихонько дую и получаются красивые, разноцветные пузыри.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.
Дети давайте потренируем дыхание перед важным заданием вместе с Пузыриком!
Часть 1. Динамическая пауза:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пузыри пускать!
Дунем в трубочку тихонько,
Полетят они легонько.
Раз, два, три, четыре, пять,
Не пытайтесь их поймать
Чуть дотронетесь рукой,
Хлоп, и пусто над тобой!
Пузырик: Ну вот теперь можно приступать к последнему опыту
Часть 2.
Дидактические задачи:
1) закрепить умение самим наводить мыльный раствор с добавлением гуаши; работать парами, не мешая друг другу.
2) формировать умение переносить полученные знания в практическую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя и говорит, что Пузырик хочет посмотреть, как они быстро смогут объединиться в пары. Для этого воспитатель предлагает выбрать и взять себе по одному цветному квадрату. ( Воспитатель предлагает детям квадраты разного цвета: 2 желтых; 2 зеленых; 2 красных; 2 синих; 2 оранжевых. Дети объединяются в пары, ориентируясь на цвет квадрата).
Очень хорошо: мы встали парами, у вас всё есть для этого задания. Дети проводят опыт под веселую музыку. (во время работы воспитатель организует общение детей : возьми, хорошенько размешай, помоги, спасибо, почему) Потому что…Пузырик тоже принимает участие в работе - помогает детям, испытывающим затруднения.
Пузырик хвалит детей, как ловко и быстро они справились. Воспитатель тоже хвалит детей, ребятам еще нужно убрать все со столов, чтобы в группе был порядок. Дети отжимают губки, складывают их в один таз, мл. воспитатель помогает убрать тазы со столов, дети вытирают столы тряпочками).
А теперь посмотрим: порядок у нас в группе или беспорядок? (Дети оценивают свою работу. Порядок - беспорядок).
Пузырик: Спасибо, ребята! Вы настоящие «Маленькие волшебники».
- Ребята, а теперь мы должны опять вернуться в детский сад и превратится из маленьких волшебников обратно в ребятишек.
Заклинание: Топ, топ, хлоп, хлоп, повернись, в ребятишек превратись (дети снимают плащи и оставляют в лаборатории)
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Кто к нам сегодня приходил? (Пузырик)
Что мы делали с Пузыриком? Как мы ему помогли? Чему научили?
Мы все справились? Как нам это удалось? (Удалось потому, что мы научились делать разноцветные пузыри).