Татьяна Скрягина
Сценарий занятия «Звуковой анализ слова» с дошкольниками в технологии «Ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: речевое развитие
Возрастная группа: подготовительная
Тема: «Звуковой анализ слова»
Основные цели: формирование звуковой аналитико-синтаксической активности старших дошкольников как предпосылки обучению грамоте; актуализация знаний детей о звуковом составе слова; формирование опыта фиксации затруднения и понимания его причины детьми; формирование опыта открытия нового знания и опыта преодоления затруднения; закрепление умения делать выводы и умозаключения;
Публикация «Сценарий занятия „Звуковой анализ слова“ с дошкольниками в технологии „Ситуация“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
закрепление навыков звукового анализа и синтеза слова; знакомство детей с обозначением мягкого согласного звука («Д/и «Подбери пару», «Звуковые схемы»);
развитие диалогической связной речи, образного представления; развитие инициативности при работе в командах и при работе в парах (Д/и «Подбери пару», «Звуковые схемы», «Рыбалка»);
воспитание доброжелательного отношения друг к другу (Д/и «Подбери пару», «Рыбалка», желания оказывать помощь (Д/и «Рыбалка»).
Дидактические материалы: планшеты, речевой (звуковой) куб, дидактические игры, фломастеры, листы бумаги разного цвета и формата.
Оборудование: музыкальная колонка, компьютер, проектор, экран.
Краткая аннотация к работе: занятие разработано в технологии деятельностного метода «Ситуация». Тип занятия – «открытие» нового знания. В образовательной ситуации описываются приёмы активизации старших дошкольников в процессе развития речи, в ходе которой они закрепляют навыки звукового анализа слова и приобретают новое знание об обозначении мягкого согласного звука в звуковой схеме слова.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания в области речевого развития.
Психологический настрой на совместную деятельность:
Дружно улыбнемся,
За руки возьмемся.
Друг другу руки мы протянем,
Тепло сердец своих подарим.
- Ребята, вы любите получать необычные письма или сообщения? Кто вам писал? О чем говорилось в письме (сообщении?
На почту нашего детского сада пришло письмо с обратным адресом.
-Кто нам написал?
-Вы хотите узнать, о чем нам пишет Снегурочка?
«Дорогие ребята, пишет вам Снегурочка из Дедморозовки. Каждый день я открываю для своих учеников что-то новое и неизведанное, дарю им радость новых открытий. Вот и для вас я подготовила подарок, который пригодится вам в школе, но сначала вам нужно добраться до нашей школы. Так как, Дедморозовка скрыта от посторонних глаз волшебством, добраться до нее можно только при помощи проводников. Помогут вам в этом жители нашей деревни. На каждой остановке вас будет встречать проводник, он укажет вам дальнейший путь, при условии,что вы выполните его задание. Найти дорогу к школе смогут только те, кто выполнит все задания.
Даю вам подсказку, которая приведет вас на первую остановку: «Лепит детвора зимой Чудо с круглой головой: Ком на ком поставит ловко, Рот — дуга, и нос — морковка, А два глаза — угольки, Да из веток две руки».
Я желаю вам удачи! Надеюсь, что мы скоро встретимся».
-Вы хотите отправиться в школу Дедморозовки и выполнить все задания?
-А сможете справиться с трудностями, которые встретятся нам на пути?
-Я и не сомневалась в вас! Ведь вы умные, смелые и вместе у нас все обязательно получится!
- А на чем мы отправимся в дорогу?
-Путь до этой школы лежит через леса. Там нет дорог, нет железнодорожных путей, шум машины и снегохода распугает всех лесных животных, если пойдем пешком, то будем проваливаться под снег. На чем же, нам можно пройти по лесу?
- Ну, тогда нам пора отправляться в дорогу.
-Вы запомнили подсказку Снегурочки?
-Про кого она говорила?
-Вставайте на лыжи за мной.
(звук хрустящего под ногами снега, переход на следующую остановку)
2. Актуализация знаний
Дидактическая задача: актуализировать знания детей о звуковом составе слова.
Вот и первая остановка, на которой нас встречает снеговика Косичкина. У нее для нас есть первое задание.
Дидактическая игра «Подбери пару»
Цель: развитие фонематического слуха, создание условий для формирования у детей навыка звукового анализа слова с опорой на вспомогательные средства в виде готовых схем слов.
Ребята, разбейтесь на пары, возьмите звуковую схему, определите к какой картинке подходит ваша схема (работа в парах)
3. Затруднение в ситуации
Дидактическая задача: создать затруднение в деятельности; формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины.
Возникает затруднение: дети не могут продолжить путешествие потому, что не знают, что обозначает зелёный цвет в звуковой схеме.
-Смогли мы выполнить задание?
-Почему не смогли? ( подводим детей к выводу: «мы не смогли выполнить задание снеговика, так как не знаем, что означает зеленый цвет в звуковой схеме»)
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактическая задача: формировать интерес детей к решению проблемной ситуации, формировать опыт открытия нового знания и опыт преодоления затруднения способом «придумать новый способ действия».
- Когда мы что-то не знаем, но очень хотим узнать, что делаем? (обсуждение разных вариантов выхода их проблемной ситуации)
Воспитатель подводит детей к варианту «Узнать из книги».
- Какая книга может нам помочь найти правильный вариант ответа? (букварь)
Воспитатель берет букварь и читает:
«Ребята, в нашей речи согласные имеют пары по твёрдости – мягкости. Это помогает нам различать слова».
Возьмите зеркало, попробуйте произнести согласные звуки т и ть. Посмотрите в зеркало на свой рот и сравните, одинаково ли создаётся преграда во рту при произношении этих звуков? Чем отличается произношение звуков?
Дидактическая игра «Озорники».
-Чтобы услышать, как меняется значение слова, если путать мягкие и твёрдые согласные, мы поиграем с вами в игру. Я буду произносить предложение, а вы – находить звук – озорник.
Корабль сел на мел.
В каком слове спрятался звук – озорник? Исправьте ошибку. Что такое мель?
(Мель – неглубокое место в реке, озере, море.)
Девочка поставила веник в уголь.
-В каком слове спрятался звук-озорник? Исправьте ошибку.
Воспитатель размещает на доске демонстрационную картинку, на которой изображены разные обозначения звуков (гласные – красный цвет, согласные – синий и зеленый цвет).
-Какие звуки обозначаются красным цветом? Какие звуки будем обозначать синим цветом? А зеленым?
- А теперь давайте вернемся к звуковой схеме, к которой мы не смогли подобрать картинку. Попробуйте сейчас решить эту проблему, зная каким цветом обозначается какой звук.
- Смогли мы выполнить задание Косичкиной?
- Смогли узнать, что обозначает зелёный цвет в звуковой схеме?
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Дидактическая задача: закрепить знания о том, каким цветом обозначается мягкий согласный звук, развивать логическое мышление, умение делать выводы и умозаключения.
-Ребята, вы слышали? Кто-то мяукает.
-Да это же Пушок… кажется, что он спрятал свое задание в мешок. Хотите заглянуть?
-Разбейтесь на пары и присядьте за столы.
Дидактическая игра «Звуковые схемы»
Цель: развитие фонематического слуха, создание условий для формирования у детей навыка полного звукового анализа слова с опорой на наглядную картинку слова.
Используя цветные фломастеры, составьте звуковую схему слова «река», определяя твердость и мягкость согласных звуков. (Тем, кто затрудняется выполнить это задание, можно снизить уровень сложности: определить только гласные и согласные звуки).
Используется взаимопроверка в парах.
Отгадайте загадку: «Скажите, почему мой друг спит без подушки, ест без рук, зимой без валенок гуляет, а если рад — хвостом виляет?»
- Наше путешествие продолжается, вставайте на лыжи (звук хрустящего под ногами снега, переход на следующую остановку).
-Нас встречает собака по кличке Пират. Пират хочет отведать свое любимое угощение- рыбу и поделиться ей со щенком Фуфиком, но он не умеет ловить ее.
-Мы можем чем-то помочь ему?
-Чем?
Дидактическая игра «Рыбалка»
Цель: дифференциация звуков на гласные, согласные мягкие и согласные твердые, выделение первого звука в слове.
В зелёное ведро нужно положить рыбу для Фуфика, он ест только ту рыбу, в названии которой первый согласный звук мягкий. В синее ведро нужно положить рыбу для Пирата, он есть рыбу, в названии которой первый согласный звук твердый.
Работа в парах.
-Пират готов поделиться с вами последней подсказкой:
«Склейте корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная. (бумага)»
-Движемся дальше. Переходим на следующую станцию. Встаем на лыжи.
(звук хрустящего под ногами снега, переход на следующую станцию)
-Вот мы с вами и добрались до последней остановки.
Дидактическая игра «Превращение имени»
Цель: закрепление графического изображения буквы, развитие творческого воображения, закрепление навыков письма.
-Возьмите по листу бумаги и присядьте за столы. Напечатайте своё имя и превратите его во что-то необычное, используя при этом фломастеры цветов звуковой схемы.
- Кажется, что вдалеке видна деревня. Это же Дедморозовка. Давайте зайдем в школу.
Ребята, смотрите, кто нас встречает.
«Ребята, вы справились со всеми заданиями. Теперь вы знаете дорогу до школы Дедморозовки. И в любой момент сможете навестить нас. Мой подарок вы уже получили. Я подарила вам новые знания и верных друзей, которые всегда придут к вам на помощь. Вам уже пора возвращаться в детский сад. Чтобы вернуться обратно, нужно сказать волшебную чисттоговорку: «Ик-ик-ик вернёмся в садик в миг». До скорых встреч!»
6. Осмысление
Дидактическая задача: предоставить возможность каждому ребенку оценить его активность, успехи, затруднения на разных этапах занятия.
-Ребята, где вы сегодня были?
- Что делали?
- Смогли выполнить все задания Снегурочки?
-Почему нам это удалось?
Рефлексия «Мы готовы к школе»
-Кто сегодня открыл для себя новое знание, разместите свою фотографию около школы, а кому все было известно, оставьте фотографию около детского сада.
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др
Литература:
1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»;
2. Методические рекомендации к комплексной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий»;
3. Ушакова О. С. Развитие речи для детей 5-7 лет. Программа. Конспекты занятий. Метод. рекомендации. (ФГОС) (арт. 103264).