Татьяна Скрягина
Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Весенний «медосмотр» деревьев на участке ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий занятия с дошкольниками в технологии
Образовательная область:_Познавательное развитие
Возрастная группа:_старшая
Тема: «Весенний «медосмотр» деревьев на участке ДОУ
Публикация «Сценарий занятия с дошкольниками в технологии „Весенний „медосмотр“ деревьев на участке ДОУ“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Сценарии весенних развлечений и праздников
- Деревья весной. Весенние цветущие деревья
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Основные цели: содействие формированию экологического сознания детей; расширение кругозора дошкольников; развитие интереса к объектам живой природы; воспитание уважения, бережного и ответственного отношения к окружающей природе; обогащение навыков экологического поведения дошкольников; совершенствование навыков наблюдения, анализа, построения умозаключений; формирование культуры труда.
Дидактические материалы: экологический план детского сада, картинки деревьев, картины или фотографии зимних и пейзажей, природоведческие книги, фотографии повреждений деревьев после зимнего периода (электронный и бумажный вариант,
Оборудование:_ мультимедийное оборудование, лупа, садовый вар, блокнот или специальные карты осмотра деревьев, карандаш, секатор, садовый нож, раствор марганцовки, кисть, рабочие перчатки, ёмкость для мусора, жесткая щетка и т. д., плюс некоторые ненужные предметы для создания ситуации выбора
Краткая аннотация к работе: предварительная работа проводится в форме ситуативных индивидуальных и подгрупповых разговоров с воспитателем, самостоятельной деятельности детей в течение дня в режимные моменты за 3-5 дней (по усмотрению воспитателя) и включает в себя разговоры о весне, зиме, рассматривание картин и фотографий о временах года, картинок деревьев, воспоминания о прогулках по экологической тропе деревья, рассматривание экологического плана детского сада и т. п. в соответствии с календарно тематическим планирование ООП; занятие проводится в два этапа: первая часть в групповой комнате непосредственно перед прогулкой, вторая-практическая - на территории ДОУ во время прогулки; на этапе открытия нового знания предполагается использование мультимедийного оборудования, на втором этапе - активная деятельность детей с приготовленным инструментарием; длительность осмотра деревьев зависит от интереса детей; воспитатель может продолжить осмотр на следующей прогулке, привлекая к нему детей, проявляющих устойчивый интерес или напротив не проявивших интереса во время первой прогулки.
Конспект образовательной ситуации
с экскурсией по экологической тропинке «Деревья» для старшей группы по теме «Весенний медосмотр».
Ход образовательной ситуации.
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи:
1). мотивировать детей на включение в деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя:
- Ребята, вы рады, что наступает весна? Как вы узнаете, что наступила весна? Трудно ли людям жить зимой? А природе: птицам, насекомым, растениям? Выслушиваются ответы детей.
2. Актуализация знаний
Дидактические задачи:
1). актуализировать знания детей о деревьях.
Воспитатель:
- Что делают деревья зимой? Им трудно или нет? Как вы думаете, наши деревья (деревья нашего детского сада) хорошо перезимовали?
Могла ли зимняя погода нанести какой-либо вред нашим деревьям?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель предлагает пойти на улицу и устроить деревьям «весенний медосмотр»?
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для активного участия в наблюдении и уходе за деревьями;
2) закреплять опыт фиксации затруднения и понимания его причины.
Воспитатель:
- Когда проводят медосмотр людям используют специальный инструментарий, чтоб горло посмотреть, что нужно? Сердце послушать?
Для медосмотра деревьев нужно взять с собой какой-то инструментарий. Какой?
Предложения детей. Дети затрудняются.
Воспитатель:
- Сможем ли мы провести «медосмотр», узнать хорошо ли перезимовали наши деревья и не нужна ли им помощь, лечение?
- Почему не сможем? (Потому, что не знаем, что может случиться плохого с деревьями зимой, на что и как нужно смотреть).
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактические задачи:
1) формировать представление о том, что деревья- живая часть природы, что они также испытывают трудности, могут заболеть и т. д. ;
2) формировать опыт преодоления затруднения способом «спросить у взрослого, выслушать сообщение».
Воспитатель:
– Что можно сделать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать? Можно ли в нашем случае догадаться, додуматься, увидеть?
Воспитатель обсуждает с детьми возможные способы получения информации: внимательно осмотреть деревья, спросить у того, кто знает, посмотреть в книгах, интернете…
Воспитатель знакомит (с использованием ИКТ оборудования) детей с возможными проблемами деревьев после зимнего периода:
морозобойные трещины (бук, вяз, дуб, клен, ясень, липа- приводит к ослаблению, суховершинности, реже – к гибели; деревья с большими морозобоинами могут упасть под действием снега или ветра; через трещины и раны в стволы легко проникают грибы – возбудители гнилей; обработать антисептиком, заделать варом);
повреждения грызунами;
солнечные ожоги (ель, пихта, осина, тополь –тонкая кожица- побелка стволов);
ветви деревьев сломались под тяжестью снега (санитарная обрезка, садовый вар);
деревья могут погибнуть во время зимы (внешне они подсохшие, а почки на них не развиваются);
оставшиеся на ветвях листья являются рассадником болезней (такие ветки необходимо срезать и сжигать).
грибки и лишайники (аккуратно вычистить, обработать известковым раствором).
Воспитатель предлагает выбрать из приготовленных материалов (лупа, садовый вар, блокнот или специальные карты осмотра деревьев, карточки с повреждениями деревьев, карандаш, секатор, садовый нож и т. д. (см. «оборудование», плюс некоторые ненужные предметы) то, что может пригодиться при «медосмотре» и лечении.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Часть 2. Тематическая экскурсия
Дидактические задачи:
1) развивать наблюдательность, учить замечать нехарактерные для деревьев особенности («болезни дерева»);
2). обогатить навыки ухода за растениями;
3). учить формулировать высказывания, отражающие наблюдения и размышления о причинах увиденного;
4). формировать эмоционально-положительное, ответственное отношение к природе.
Дети выходят на прогулку и совместно с воспитателем начинают осмотр деревьев (по выбору, по порядку экологической тропы и т. п.). При обнаружении повреждения («болезни», оказывают дереву помощь (удалить сломанную ветку, замазать варом, воспитатель записывает информацию, которую формулируют дети, в блокнот или карту «больного». Во время работы воспитатель сообщает детям некоторые сведения о деревьях (что значит название дерева, может ли это дерево «лечить» людей, кто посадил его на территории ДОУ и когда, где родина этого растения, что такое «кадмий» и т. п., содержание информации лежит в области ближайшего и перспективного развития детей.
Длительность экскурсии зависит от интереса детей.
6. Осмысление
Дидактические задачи:
1). восстановить в памяти детей то, что они делали на экскурсии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
Воспитатель:
– Какое доброе дело мы сегодня сделали?
– Почему мы смогли помочь деревьям?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что, если каждый человек будет заботиться о природе, о родном крае, то - «долг платежом красен» - природа вознаградит нас сторицей.
Комментарии к сценарию :
Данная образовательная ситуация является логическим продолжением образовательной работы в рамках комплексно-тематического планирования по формированию экологических представлений детей о сезонах года. Ситуация предполагает активное участие детей в форме вербальной актуализации личного опыта и знаний и в форме участия в экологической деятельности по уходу за деревьями. Выбор деревьев для осмотра также делают дети. Воспитатель может делать записи в таблице сам или привлечь к этому ребенка.
В реальной ситуации городского детского сада повреждений оказывается не много, и дети в основном констатируют хорошее и удовлетворительное состояние деревьев – «дерево здорово». Участие детей в устранении повреждений деревьев должно соответствовать технике безопасности : дети не работают с опасными предметами (садовый или канцелярский нож) и агрессивными жидкостями (медный купорос, раствор извести). При необходимость серьезной работы по лечению дерева взрослые выполняют её в другое время в отсутствии детей, информируя их о проделанной работе.
При подготовке к занятию использованы природоведческие энциклопедии, методические и дидактические пособия ДОУ, экологический план ДОУ с методическим обеспечением, ресурсы интернета.