Татьяна Скрягина
Сценарий занятия «Путешествие Лунтика: история камня» с дошкольниками в технологии «Ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Познавательное развитие
Возрастная группа: подготовительная группа
Тема: «Путешествие Лунтика : история камня»
Основные цели: Формировать представления детей о роли камня в жизни первобытного человека.
Задачи:
1) Актуализировать представления о роли камня в жизни человека.
2) Формировать опыт самостоятельного преодоления, затруднения под руководством воспитателя.
3) Развивать речь, мышление, воображение.
4) Развивать умение анализировать ситуации, делать простейшие выводы.
Публикация «Сценарий занятия „Путешествие Лунтика: история камня“ с дошкольниками в технологии „Ситуация“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Дидактические материалы:
- слайды с презентацией,
- конверт с изображением Лунтика.
Оборудование: ноутбук, телевизор, столы, стулья, на каждого ребё нка: тарелочки, камешки, лупы, пластилин, ёмкость для воды, детали от лего-конструктора.
Краткая аннотация к работе: Данная образовательная ситуация знакомит детей с ролью камня в жизни людей. При разработке педагогического мероприятия была взята за основу структура технологии «Ситуация». Для повышения активности детей используются игровые и информационно-коммуникативные технологии.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию. Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Дети попадают на волшебную поляну усыпанную цветочками.
-А сейчас мне бы хотелось узнать, какое у вас настроение?
Дети выбирают цветок.
-Я очень рада, что вы выбрали светлые цветы, а это значит, что настроение у всех отличное.
Воспитатель находит письмо под цветком.
-Ребята я нашла письмо! Интересно от кого оно?
Воспитатель открывает конверт.
Читает: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лунтик. Я живу на цветочной планете. Прилетел я к вам в гости, посмотрел на вашу планету. Столько у вас интересного! Разные красивые дома, природа, музеи. Я зашёл в музей и увидел картину, там были нарисованы какие-то люди, они одеты в шкуры животных и у них в руках были камни. Помогите мне, пожалуйста, разобраться. Что это за люди? И зачем им камни? Буду вам очень благодарен, если вы мне расскажите историю этих людей. А за вами я буду наблюдать со своей планеты».
- Хотите помочь Лунтику?
- Сможете?
2. Актуализация
Дидактические задачи:
1) Актуализировать представление детей о камнях в жизни человека.
2) Формировать умение анализировать, делать простейшие выводы, высказываться из личного опыта.
-Ребята, скажите, а где мы можем увидеть много камней?
(Во время детских рассуждений на экране появляются слайды с изображениями, подтверждающими слова детей и воспитателя.)
-А ещё камни добывают глубоко под землёй. Как вы думаете, как называются эти камни?
-А кто их добывает?
-В горах мы встречаем людей, которые ходят со специальными инструментами и ищут камни, изучают их свойства. Что это за люди?
-Ребята, а ещё какие бывают камни?
-Что делают из драгоценных камней? (ответы детей)
-А кто делает ювелирные изделия?
-А что строят из камней в современной жизни?
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи: 1) Создать мотивационную ситуацию для выяснения, откуда появился камень.
2)Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
-А вы знаете, как появился камень в жизни первобытного человека? Сможем ли мы рассказать Лунтику?
(-Нет, мы не всё знаем о первобытном человеке.)
-А хотите узнать, как первобытный человек использовал камень?
(-Да.)
-Тогда предлагаю вам посмотреть об истории камня в жизни первобытного человека.
4.«Открытие» нового знания
Дидактические задачи:
1) Формировать представление детей об истории появления камня и его роли в жизни первобытного человека.
2) Формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
(На экране показ слайдов из жизни «Камень в жизни первобытного человека», которые сопровождаются рассказом воспитателя.)
-Давным-давно, люди жили в пещерах, кроме камней в их жилищах ничего не было. Поэтому, они активно применяли камень в своей жизни.
Рассказ детей Лунтику о первобытном человеке.
- А теперь мы сможем рассказать Лунтику, зачем нужны были камни первобытному человеку? (Дети составляю 2-3 рассказа)
Давным-давно жили первобытные люди. Они не умели строить дома, поэтому жили в пещерах. Одежда была у них из шкур диких животных. Им надо было как-то выживать, добывать себе пищу. У них не было современных приспособлений, поэтому они все делали из камней. Они научились из камней делать орудия труда, оружия (копья, топоры, чтобы охотиться и защищаться от диких животных. Они так же с помощью камня добывали огонь, жарили на огне мясо. Рисовали на камнях и скалах рисунки. Делали для себя украшения из красивых камней. (Записано со слов ребенка)
5. Включение нового знания в систему знаний и умений ребенка.
Дидактические задачи:
1) Формировать умение использовать полученные знания в игре.
2) Развивать внимание память мышление.
-Ребята, а чтобы Лунтик еще больше узнал о камнях, давайте пригласим его в лабораторию. Давайте вспомним, что такое лаборатория.
(-Лаборатория – это помещение, где работают учёные и проводят опыты с разными предметами. В лаборатории надо быть осторожным и внимательным, не трогать, не нюхать предметы с красным значком.
-А прежде чем мы отправимся в лабораторию, мы станем геологами.
Физкультминутка
-Мы геологами станем?
-Да! (хлопок над головой)
-Будут все гордиться нами?
-Да! (хлопок над головой)
-Что же ждём нас впереди?
-Высокая гора! (показывают руками)
-Бурная река! (приседают, делают руками волны)
-Её не обойдёшь! (топают ногами)
-Её не проплывёшь! (плывут)
-Её не пролетишь! (машут руками)
-Всё мы сможем, всё сумеем! И своей достигнем цели!
-Да! (хлопок над головой)
-А вот и наша лаборатория!
(Воспитатель предлагает надеть специальную одежду для работы в лаборатории и присесть за столы)
-Что вы сейчас будете делать?
Опыты:
1) Возьмите по одному камешку в руки, погладьте его и скажите, какая поверхность у вашего камешка. (Гладкий, шероховатый)
2) Воспитатель предлагает с помощью лупы рассмотреть камень.
-Что вы видите? (Крапинки, точечки, дорожки, углубления, ямочки, узоры)
3) Воспитатель предлагает взять в одну руку пластилин, а в другую руку камень и сжать его в кулак.
-Что произошло с предметами? (определение твердости)
4) -Ребята интересно, а камни умеют плавать? Давайте проверим. (Воспитатель предлагает положить камень и деталь от лего - конструктора в ёмкость с водой.)
-Что вы можете сказать?
-Так что же мы можем еще рассказать Лунтику о камнях? (ответы детей)
6. Осмысление.
Дидактические задачи:
Восстановить в памяти детей, то, что делали и создать ситуацию успеха.
(Дети собираются возле воспитателя.)
-Чем мы сегодня занимались, чтобы помочь Лунтику?
-Какие трудности у вас возникали?
-Что мы узнали нового?
-За что мы себя можем похвалить?
(Воспитатель подводит детей к тому, что они смогли помочь Лунтику и сами узнали много нового и интересного о камнях.)
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) : Для разработки конспекта непосредственно образовательной деятельности мною использована программа и учебно-методическое пособие: Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Мир открытий» (программа).