Татьяна Скрягина
«Для чего нужны ткани?» Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация» (рассматривание бумаги и ткани)
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познавательное развитие
Возрастная группа: старшая (5-6 лет)
Тема: «Для чего нужны ткани?» (рассматривание бумаги и ткани)
Основные цели:
- познакомить с рукотворным материалом - тканями, сравнить свойства бумаги и ткани;
- обучать способам распознающего наблюдения (смять, распрямить, разорвать и прочее);
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ситуация. Образовательная технология
- Сравниваем бумагу и ткань
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Ткань. Изучаем ткань
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
- продемонстрировать разнообразие тканей по качеству и расцветке, рассказать об их использовании;
- развивать речь, логическое мышление, сообразительность;
- развивать универсальные умения: фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причину, ставить цель, выбирать способы преодоления затруднения, задавать вопросы;
- воспитывать коммуникативные способности детей.
Материалы к занятию : дидактическая игрушка - кукла Настя, ленточки цветные из бумаги и ткани, лоскутки, увеличительное стекло (лупа, трудовой инвентарь для стирки: тазик с водой, мыльница с мылом, полотенце; игровой стеллаж с разными видами ткани, коробка с одеждой для кукол, пособие к игре «Найди заплатку», магнитофон, аудиокассета с танцевальной музыкой.
Краткая аннотация к работе: Данная образовательная ситуация знакомит детей со свойствами ткани и бумаги. «Детская цель» - помочь кукле подобрать бант к праздничному наряду. Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию составлен в технологии "Ситуация" и предназначен для педагогов дошкольных образовательных организаций.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в познавательную деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость.
Воспитатель собирает детей около себя.
В. - Ребята, а вы любите ходить в гости к друзьям на день рождение?
В. - А как вы одеваетесь? (Нарядно, красиво.)
Дети рассказывают о любимых нарядах.
В. - А прически делаете? (Да.)
В. - Чем украшают девочки свои прически? (Заколками, шпильками, резиночками, ленточками, бантами.)
Воспитатель сообщает детям, что куклы тоже любят ходить в гости к игрушкам.
В. - Ребята, нашу куклу Настю пригласили в гости на день рождение. Она хочет быть красивой и попросила меня сделать ей красивый бант вот из этой бумажной ленты. Я объясняю Насте, что лента сомнётся, порвётся, а она не верит.
- Хотите помочь мне убедить Настю?
- Сможете?
2. Актуализация знаний
Дидактические задачи:
уточнить и актуализировать знания детей о свойствах бумаги;
развивать умение отвечать на вопросы.
Воспитатель предлагает детям коробку с цветными лентами длиной 25-30см: бумажная красного цвета и атласная зелёного цвета.
В. - Ребята, возьмите красные ленточки, они бумажные. И сомните их в руке, а теперь расправьте, распрямите их. Что случилось?
Д. - Ленточки сильно помялись и не распрямляются, не разглаживаются!
3. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
обучать способам распознающего наблюдения (смять, распрямить, разорвать и прочее);
сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации
затруднения и понимания его причины.
В. - А как легко рвётся бумажная лента (показывает). Вот видишь Настя, что случилось с бумажной лентой. Ребята, что же случилось?
Д. - Бумажная лента помялась, порвалась, стала не красивой.
В. - Правильно, ребята! А что же нам теперь делать? Как быть? Из чего же сделать кукле бант?
- Вы можете подсказать? (Нет).
- Почему? (Не знаем).
- А как можно узнать? (Спросить у того, кто знает).
Дети обращаются с просьбой к воспитателю.
4. Открытие нового знания
Дидактические задачи:
познакомить с рукотворным материалом – тканями;
продемонстрировать разнообразие тканей по качеству и расцветке, рассказать об их использовании;
закрепить умение преодолевать затруднения способом «спросить у того, кто знает»;
сформировать опыт эмоционального переживания радости открытия.
В. – Ребята, посмотрите, в коробке есть другие ленточки, зелёного цвета. Они из ткани. Теперь возьмите эти ленточки и сомните их, затем распрямите, разгладьте. Какие они стали?
Д. - Ленточки из ткани не помялись, легко распрямляются.
В. - Потяните ленточки из ткани. Легко ли разорвать их? Почему?
Д. - Ленточки из ткани не рвутся.
В. – Почему?
Д. - Потому что ткань прочная.
В. – Правильно, ткань прочная, поэтому не рвётся. Но ткань и бумагу можно резать ножницами. Только ткань сшивают нитками (показывает детям кукольную одежду, а бумагу склеивают клеем (показ поделок из бумаги).
В. - Ребята, а знаете ли вы, сколько на свете вещей из ткани!
Д. - Много: платья, брюки, скатерть и др.
В. - Правильно, ребята. Из ткани много разных вещей : одежда, постельное белье, скатерти, шторы, полотенца. И сами ткани разные : гладкие и ворсистые, легкие и плотные, однотонные (одного цвета) и расписные.
Воспитатель показывает детям кусочки ткани, предлагает детям подержать их в руках.
В. - Ребята, найдите среди этих лоскутков ткани – гладкие (дети показывают, а теперь ворсистые (дети показывают) и т. д.
Ткани – разные. Но поскольку их называют одним словом, значит, все они, даже самые непохожие с виду, всё-таки чем-то похожи. А знаете чем? Посмотрите на образцы ткани через увеличительное стекло - лупу.
Дети поочередно рассматривают образцы.
В. - Все ткани состоят из нитей, которые переплетены между собой и крепко
держатся друг за друга. Качество тканей зависит от качества нитей: из толстых ниток получаются толстые ткани, из тонких – тонкие, лёгкие. Ребята, как вы думаете, что шьют из толстых тканей? Вспоминайте.
Д. - Пальто, тёплые брюки.
В. - Правильно. Из толстых тканей шьют пальто, шубы, тёплые брюки, юбки.
Почему?
Д. - Потому что толстая ткань – тёплая, прочная.
В. - В какую погоду надевают такие вещи? Как вы думаете?
Д. - В холодную погоду, зимой, когда холодно.
В. - А что шьют из тонких тканей?
Д. - Платья, сарафаны, рубашки, шорты, панамки, футболки, майки.
В. - Правильно. А почему?
Д. - Потому что ткань тонкая, легкая. И вещи получаются не тёплые.
В. - В какую погоду эти вещи можно одевать?
Д. - В жаркую погоду, летом.
В. - Молодцы, ребята. Значит, одежду шьют из ткани. А теперь посмотрите, как красиво окрашены эти ткани.
Воспитатель показывает ткани с рисунком, например, хлопчатобумажные. Дети рассматривают.
В. - Сначала все эти ткани были одинакового белого цвета (показывает неокрашенную ткань). А кто их сделал такими яркими и привлекательными?
Как вы думаете?
Ответы детей.
В. - Представляете, ребята, над тканями трудилось много людей. Сначала, художник придумал рисунок, затем на специальных станках его перенесли на белую ткань. Вам нравятся эти красивые ткани?
Д. – Да, нравятся.
В. – Из этих красивых тканей шьют красивые платья.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Найди заплатку».
В. – Ах, какие вы умницы! Справились с заданием, подобрали заплатки для платьев. Ребята, ткань - прочный материал. А как вы думаете можно сделать кукле бант из ткани?
Д. - Да, можно.
В. - А какую же ткань мы с вами можем выбрать? Толстую или тонкую? Лучше белую или цветную?
Воспитатель предлагает детям образцы, дети делают выбор. Воспитатель оценивает выбор детей, делает вывод.
В. - Правильно ребята, вы выбрали ткань тонкую, чтобы легко можно было завязать кукле бант. Выбрали ткань цветную, одного цвета, то есть однотонную – она нарядно выглядит и подходит по цвету к платью куклы Насти.
Воспитатель и дети завязывают кукле бант из ткани (ленточку). Дети любуются, предлагают кукле посмотреть в зеркало.
В. - Ребята, а давайте мы с вами представим, что мы надели красивый наряд, сделали прическу и решили потанцевать.
Под музыку дети танцуют (физ. минутка «Весёлая дискотека»).
5. Включение нового знания в систему знаний детей.
Дидактические задачи:
закрепить свойства бумаги и ткани;
учить детей сравнить свойства бумаги и ткани;
развивать логическое мышление, память, внимание.
В. - Ребята, пока вы танцевали. Я заметила, что в гардеробной у кукол беспорядок. Я предлагаю вам навести порядок – развесить одежду или аккуратно её сложить и положить на полочки в шкаф.
Воспитатель и дети наводят порядок. Воспитатель замечает, что среди чистых вещей лежат грязные платья из ткани и бумаги.
В. - Дети, я заметила, что здесь лежат два грязных платья. Что же нужно с ними сделать.
Д. - Постирать.
В. - Конечно же, постирать. Что же нам для этого нужно?
Д. - Таз, вода, мыло или стиральный порошок.
В. - Всё правильно.
Воспитатель и дети набирают воду, кладут платья, засыпают порошок. Воспитатель объясняет, чтобы отстирать пятна на платье нужно намылить и потереть то место, где пятно. Воспитатель проделывает это с платьем из ткани (пятно отстиралось, затем воспитатель достаёт платье из бумаги
В. - Ой, ребята, что же случилось с бумажным платьем.
Д. - Оно намочилось и рвётся.
Воспитатель подводит детей к выводу, что ткань – прочный материал, а бумага – непрочный материал (мнётся, рвётся, не разглаживается).
6. Осмысление.
Дидактические задачи:
восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.
Воспитатель собирает около себя детей:
- Ребята, с кем мы сегодня играли? (С куклой Настей.)
- Что полезного сделали? (Помогли кукле Насте понять, что бумага непрочный материал. Помогли подобрать ткань для банта.)
- Что нового вы узнали? (Мы узнали, что ткань – прочный материал (из него шьют одежду и много разных вещей, ткань можно стирать, а бумага – непрочный материал (мнётся, рвётся, не разглаживается).
Комментарии к сценарию
Использованная литература:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Л. Г. Петерсон / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2015.
2. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». // Научный руководитель Петерсон Л. Г. / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2015.
3. Материалы Федеральной инновационной площадки: Рекомендации по разработке сценариев занятий "Открытия" нового знания в технологии "Ситуация", 2017.