Татьяна Скрягина
Конспект занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация: часы»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Возрастная группа: дошкольная группа девочек (6-7 лет)
Тема: «Часы»
Основные цели: формирование у детей умения определять и показывать время по часам со стрелками
Дидактические материалы: Раздаточный материал:
- модели часов – 8 штук.
- смайлики – 8 штук;
Демонстрационный материал:
Публикация «Конспект занятия с дошкольниками в технологии „Ситуация: часы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
- настоящие большие часы со стрелками (без стекла) – 1 штука;
- карточки-шаги правила (д=18 см) – 5 штук;
- подвесные модули (А4) – 4 штуки.
Слайды
- лесенка Успеха – 1 штука;
У меня всё получилось
Надо еще потренироваться
Оборудование: - магнитная доска – 1 штука;
- ковер-ромашка – 1 штука;
- экран – 1 штука;
- мультимедийный проектор – 1 штука;
- стол – 2 штуки;
- стул – 8 штук;
- мольберт – 1 штука;
- указка –1 штука
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Цель: создание интересной мотивации к игровой деятельности (постановка детской цели).
Требования
* интересная и увлекательная ситуация, включающая детей в игровую деятельность;
* обращение к личному жизненному опыту детей, который подходит по содержанию к детской цели всего занятия.
* создание условий для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения (хочу-могу-надо) в деятельность. (ребёнок должен захотеть принять участие в игровой ситуации, в этой игре у ребёнка не должно возникать затруднения).
Воспитатель собирает детей около себя.
- Девочки! У нас сегодня так много гостей! Они пришли с вами познакомиться, узнать как вас зовут, что вы умеете, что вам нравится.
- Хотите познакомиться с гостями? (Да) Проходите, пожалуйста, знакомьтесь!
Девочки подходят к гостям, знакомятся.
- Как приятно, что у вас появилось много добрых знакомых и друзей!
- Девочки, идите скорей ко мне! У меня к вам интересное предложение: меня сегодня пригласили в необычную Школу – Школу Часов. А я хочу пригласить Вас вместе с собой! Но очень волнуюсь, ведь школа серьёзная, учиться в ней смогут те, кто знаком с часами.
Дети задумались.
- Сможете ли вы учиться в этой школе – Школе Часов? (Сможем)
- Почему вы так решили? (Потому что знаем цифры) (Любим математику) (Знаем часы) (Умеем считать)
- А как вы думаете, зачем людям нужны часы? (Быть организованными) (Не опаздывать) (Вовремя приходить в школу)
- Какие вы знаете часы? (Настенные (напольные (ручные, (песочные (цветочные (водяные (морские (кремлёвские)
- Я зря волнуюсь, оказывается, как много вы знаете!
- Ну, что же! Хотите побывать на занятии в Школе Часов? (Да (Хотим)
- Тогда в путь!
- Школа нас ждет!
Звонок будильника.
2. Актуализация
Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.
Требования:
актуализация изученных способов действий и знаний, достаточных для построения нового знания.
Слайд «Школа Часов»
- Давайте войдем!
Дети подошли к экрану.
Слайд «Девочка Таня на вокзале»
- Эту девочку зовут Таня. Она обращается к вам с просьбой. Слушайте внимательно!
«Помогите мне не опоздать на поезд. Поезд отправляется в половину третьего. Как узнать это время на часах?»
- Вы сможете помочь Тане? (Да)
- Замечательно! Для этого у вас есть часы. Проходите за столы!
Девочки садятся за столы.
- Покажите на своих часах половину третьего, чтобы и Таня смогла узнать, сколько время на часах. Даю вам минуту.
Девочки разглядывают часы и пытаются поставить время «половину третьего».
3. Затруднение в ситуации
Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.
Требования
* моделирование проблемной ситуации затруднения в индивидуальной деятельности; - создание ситуации для пробного действия;
* самостоятельная фиксация затруднения в речи;
* выявление и фиксирование в речи причины и места.
- Стоп! Минута закончилась.
-Девочки, вы смогли установить на своих часах половину третьего? (Нет) (Не получилось) МЕСТО
- Почему вы не смогли? (Мы не знаем, как это сделать) (Мы не умеем определять время по часам) ПРИЧИНА
- Вы не знаете правило – как определить время по часам? (Да.) (Нам не знакомо это правило.)
- У вас возникло затруднение? (Да)
- Так что же вы должны узнать? (Мы должны узнать правило, как определять время по часам.) ДЕТ. ЦЕЛЬ:
- Что надо сделать, когда у вас затруднение, или вы что-то не знаете? (Надо остановиться и подумать) (Спросить у взрослых) (Прочитать в книге, компьютере)
- Как интереснее поступить? (Нужно разбираться всем вместе)
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Цель: формирование первичного опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин. (организация подводящего или побуждающего диалога с детьми, направленного на открытие нового знания.)
Требования
• выбор способа преодоления затруднения, выдвижения и обоснования своего предполагаемого выхода из затруднения, проговаривая его вслух, т. е. важно зафиксировать «новое знание» в речи.
• создание ситуации успеха
Слайд «Школа Часов»
- Подойдите ко мне!
Девочки подошли к мольберту и рассматривают часы на мольберте.
- Что вы видите? (Это часы.)
-На какую геометрическую фигуру похожи часы? (На круг)
- Кто знает, как называется этот круг? (Это циферблат)
- Умница! Давайте вместе назовем: «Ци-фер-блат».
- Что написано на циферблате? (Цифры)
- Сколько цифр вы видите на циферблате? (12 цифр) (от 1 до 12)
- Давайте сосчитаем!
- Выходи, Рита! Вот тебе указка!
Рита считает от 1 до 12.
- А что еще вы видите на циферблате? (Стрелки)
- Что вы можете о них сказать? ( Они разные: одна стрелка длинная, а вторая – короткая)
- У этих стрелок есть название. Кто знает, как называется короткая стрелка? (Часовая стрелка)
- Что, по-вашему, показывает ча-со-вая стрелка? (Показывает сколько часов)
- Часовая стрелка показывает сколько часов.
- А кто знает, как называется длинная стрелка? (Минутная стрелка)
- Все согласны?
- Что показывает минутная стрелка? (Минутная стрелка показывает сколько минут)
- Умницы! А теперь прошу вас сесть на коврик!
Девочки садятся на коврик перед мольбертом.
Воспитатель ставит обе стрелки на 12 часов.
- Девочки, посмотрите внимательно на часы! На какую цифру указывает часовая стрела? (Часовая стрелка указывает на 12)
- А минутная стрелка? (Минутная стрелка тоже указывает на 12)
- Что вы можете сказать, глядя на часы? (Стрелки расположены вместе (Обе стрелки указывают на 12)
- Конечно! Сейчас стрелки показывают ровно 12 часов.
- Первый шаг нашего правила: Отсчёт времени начинается, когда обе стрелки показывают 12 часов.
Воспитатель выставляет карточку №1.
- Если посмотреть на стрелки, то длинная минутная стрелка всегда движется быстрее, так как она показывает минуты.
Воспитатель немного отодвигает минутную стрелку на 2.
- Короткая часовая стрелка ходит по кругу очень медленно. Она показывает – который час.
- Смотрите внимательно! Когда минутная стрелка делает один круг и доходит до цифры 12, начинается новый час. В это время короткая часовая стрелка перемещается к следующей цифре.
Воспитатель делает круг минутной стрелкой по циферблату.
Воспитатель переводит на 1 час.
- Для того, чтобы узнать, сколько часов, вы должны посмотреть, где остановилась короткая часовая стрелка.
- На какую цифру показывает часовая стрелка? (на цифру 1)
- Это второй шаг нашего правила.
- Чтобы узнать, сколько минут, надо посмотреть, где остановилась минутная длинная стрелка.
- Где остановилась минутная стрелка? (На 12)
- Третий шаг правила выглядит так:
Воспитатель выставляет карточку №3
- Внимание девочки, минутная стрелка, может останавливаться, где хочет. Но если она, пройдет только половину круга и остановится вот здесь внизу, значит пройдет только половина часа или полчаса.
- На какую цифру покажет минутная стрелка? (На цифру 6)
- Смотрите! Тогда и часовая стрелка будет показывать не целое количество часов, а будет находиться посередине между цифрами 1 и 2.
- Эти часы показывают половину второго или пол второго.
Воспитатель выставляет карточку №4
- Это четвертый шаг нашего правила.
- Когда минутная стрелка закончит свой круг и остановится на цифре 12, то часовая стрелка подойдёт к следующей цифре.
- Помогайте! На какую цифру указывает минутная стрелка? (На 12) Значит, на какую цифру передвинется часовая стрелка? (на 2)
- Значит, чтобы узнать, сколько времени на наших часах надо посмотреть и определить, где остановились часовая и минутная стрелки.
- Сколько времени на наших часах? (Часы показывают ровно 2 часа.)
Воспитатель выставляет карточке №5
- Это пятый шаг нашего правила.
- Итак, девочки, вы смогли научиться узнавать время по часам? (Да) (Мы научились узнавать время по часам)
- Расскажите правило, как узнать время по часам? (Чтобы узнать время по часам, надо посмотреть, где находится часовая стрелка.) (На какую цифру показывает часовая стрелка.) (На какую цифру показывает минутная стрелка.) (Потом сказать - сколько времени)
- Вы меня очень порадовали! Теперь вы знаете правило: как определить время по часам.
Слайд «Девочка Таня на вокзале»
- Девочки, теперь вы сможете показать Тане половину третьего на часах? (Да)
- Проходите за столы и укажите на своих часах половину третьего.
Девочки устанавливают время на часах.
- Покажите Тане!
Слайд «Таня улыбается»
- Умницы! Вы смогли помочь Тане!
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Цель: формирование умения детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действия для решения новых задач (проблем). (закрепление нового знания в играх и упражнениях)
Требования
• создание ситуаций для выполнения самостоятельного задания на новое знание или новый способ действия; осуществляется подбор заданий, в которых тренируется использование изученного ранее знания;
• соответствие используемых игр и упражнений, в которых тренируется новое знание, придерживаясь общей сюжетной линии;
• учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка; соблюдение принципа мини-макса;
• организация ситуации успеха для каждого воспитанника, мотивирующая его к включению в дальнейшее освоение новых знаний
осуществление самопроверки или взаимопроверки.
Слайд «Школа Часов»
1 игра «Потерянное время» (по В. Ф. Базарному)
- Девочки, а сейчас мы с вами поиграем! Выходите!
- Посмотрите внимательно на эти часы!
Воспитатель указывает на подвесные модули часов.
- Какое время показывают часы? (три часа, пять часов, пол третьего, шесть часов)
- Запомнили?
- Найдите часы, которые показывают три часа! пять часов! половину третьего!
- Найдите часы, которые показывают шесть часов!
- А теперь: три часа! Пять часов! Шесть часов! Половина третьего!
Девочки рукой показывают угловые модули с часами.
2 игра «Рассказ»
Воспитатель убирает половину часов на столах.
- А теперь у нас будет интересное задание!
- Найдите себе пару.
Девочки находят себе пару.
-Садитесь за столы. У вас одни часы на двоих. Мы с вами будем составлять необычный рассказ. Я буду рассказывать, а вы по очереди показывать время по часам. Слушайте внимательно!
-«Однажды Таня встала рано утром в 7 часов.
-Девочки устанавливают на своих часах 7 часов.
-Умылась, оделась и пошла в детский сад. Пришла она туда в 8 часов.
-Девочки устанавливают на своих часах 8 часов.
-Разделась, позавтракала, поиграла и пошла на музыкальное занятие в десять часов. Ей занятие очень понравилось, затем Таня вместе с девочками из группы отправилась на прогулку в 11 часов. Девочки играли, резвились. День прошел замечательно! Таня не заметила, как наступил вечер. Мама за Таней пришла в половине шестого. По дороге домой Таня много интересного рассказала маме о том, как прошел день. Счастливые и довольные вернулись они домой в 7 часов вечера.»
- Девочки! Какой интересный рассказ мы составили вместе, а помогли нам в этом часы!
- Я вижу, что теперь вы знаете правило, как определять время по часам. Умницы! Вы были очень внимательными и старательными! Вам пора возвращаться в детский сад.
Звонок будильника.
6. Осмысление
Цель: формирование первичного опыта детей по фиксации достижения цели и условий, которые позволили её достичь (самооценка собственной деятельности)
Требования
• организация анализа детской цели;
• фиксирование детьми достижения «детской цели»;
• фиксация нового знания или способа действий в речи;
• определение выполнения взрослой цели;
• планирование дальнейших действий;
• создание ситуации успеха в совместной деятельности, удовлетворения от хорошо сделанного дела.
- Вы снова в детском саду. Девочки, подойдите ко мне! Как быстро пролетело время! Ваши подружки из группы зададут вам вопрос:
- А где же вы были сегодня? (В Школе Часов)
- Что интересного вы узнали? (Мы узнали о часах) (Мы узнали, чем различаются часовая и минутная стрелки) (Мы знаем новое правило как определять время по часам)
- Кому вы помогали? (Мы помогали Тане)
- Смогли ли вы помочь Тане? (Да, мы смогли ей помочь)
- Почему вам это удалось? (Мы узнали правило, как определять время по часам)
- А что же это за правило? (Чтобы узнать время по часам, надо посмотреть, где находится часовая стрелка. На какую цифру показывает часовая стрелка. На какую цифру показывает минутная стрелка. Потом сказать - сколько времени)
- Вы смогли помочь Тане, и узнали новое правило, как определить время по часам. Часы – это не просто цифры на циферблате, а прибор для измерения времени.
- Где вам пригодится умение определять время по часам?
- А сейчас подойдите к нашей лесенке Успеха!
- Если вам все удалось, то поставьте смайлик на верхнюю ступеньку! Если надо потренироваться, то на нижнюю.
Девочки расставляют смайлики на лесенке Успеха.
- А теперь попрощайтесь с гостями! (До свидания)
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) :