Оксана Денисова
Сценарий занятия по развитию речи в старшей группе «Мы сочиняем рассказы»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные: Учить детей составлять короткий текст - повествование. Формировать представления о словесном составе предложений. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков Ш и Ж в словах и фразах, учить дифференцировать их на слух.
Развивающие : Развивать артикуляционный аппарат детей, детское словотворчество.
Воспитательные: вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками и взрослым.
Публикация «Сценарий занятия по развитию речи в старшей группе „Мы сочиняем рассказы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
Оборудование: предметные картинки для дифференциации звуков [ж] и [ш]. Презентация «Змейка Шушу и жук Жужу», запись «Голоса леса» (шипение змеи и жужжание жука, игрушки (змейки и жуки).
Ход занятия:
Дети заходят в группу, встают в круг.
1. Организационный момент (1 мин) :
Воспитатель: мы с вами вновь отправляемся в лес. Попробуйте догадаться по звукам, кто ждет с нами встречи. Звучит запись «Голоса леса» (шипение змеи). Как вы думаете, кто это? Дети отгадывают. На экране появляется змея. Звучит запись «Голоса леса» (жужжание жука). Как вы думаете, кто это? Дети отгадывают. На экране появляется жук.
2. Создание проблемной ситуации (2 мин) :.
Воспитатель рассказывает : Встретились как - то в лесу змея Шушу и жук Жужу и начали они спорить, какой звук главнее. Шушу говорит, что звук Ш главный. А Жужу говорит, что звук Ж- главнее. А вы как думаете? Почему?
Свободные высказывания детей.
Воспитатель: Да, ребята, я тоже думаю, что среди звуков нет главных, что и звук «Ш» и звук «Ж» очень важны и необходимы. А если мы найдем много слов со звуками «Ж» и «Ш», то докажем это нашим знакомым.
3. Уточнение правильного произношения звуков Ш и Ж (2 мин) :.
Воспитатель: Сначала давайте определим, как они образуются и научимся их красиво произносить. Согласны?
Воспитатель: Приложите ладонь к горлу и повторите песенку жука – ж-ж.
. Что делают губы? (губки вытягиваются вперед).
- А язычок где у нас (наверху, образует чашечку).
- Воздушная струйка есть? (да, но она встречает преграды.)
- Значит звук какой? гласный или согласный? (согласный).
- А горлышко работает? (Да).
- Горлышко работает, значит, звук Ж какой? Звонкий или глухой? (Звонкий.)
Воспитатель: произнесите ещё раз Ш-Ш-Ш
- Как расположены губы, когда мы произносим этот звук? (губки округлены и слегка вытянуты вперед).
- На что похож язычок? (широкий язычок образует “чашечку”).
- Где он расположен? (за верхними зубками, при произношении он нам помешал). Теплая воздушная струя идет по центру язычка. Почувствуйте её.
– Ваш голосок спит или звенит? («спит»). Значит звук Ш звонкий или глухой? (глухой).
Воспитатель: Чтобы нам научиться их четко и правильно произносить, надо выполнять зарядку для язычков. Сделаем зарядку?
4. Артикуляционная гимнастика. (2 мин) :
1. Упражнения «Улыбка» - «Трубочка».
— Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов и подержите так улыбку. Затем сложите губы в трубочку и подержите их в этом положении. Меняем положение губ: «Улыбка»- «Трубочка» (4 раза) .
2. Упражнение «Чьи зубы чище?»
— Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Выполните упражнение 3 раза.
3. Упражнение «Лошадка»
— Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично (до 6 раз). Старайтесь выполнять упражнение так, чтобы прыгал только язычок, а нижняя челюсть была неподвижной.
Воспитатель: Молодцы, ребята, наши язычки размялись, стали послушными. И мы можем красиво произносить слова. Соберем слова со звуками Ш и Ж? Поделитесь на две команды и определите для кого вы будите собирать слова- для змейки или жука?
5. Уточнение и закрепление правильного произношения звуков Ш и Ж в словах и фразах. Дифференциация звуков Ж и Ш. (3 мин) :
Дидактическая игра «Поймай звук»
Воспитатель: Любимые звуки Шушу и Жужу спрятались в словах, а мы попробуем их найти. Поделитесь на две команды и слушайте правила игры:
(На мольберте размещен большой лист ватмана, поделенный линией на две части. Справа - изображение жука, слева- изображение змеи.)
Воспитатель указывает на предметные картинки:
- На подносах много разных картинок с предметами, в названиях которых встречаются звуки Ш или Ж, -любимые звуки Жужу и Шушу- (указывает на листе изображения жука и змеи). Необходимо произнести слово, определить, какой из этих звуков встречается в названии предмета, и разместить картинку на листе под Жужу, или - под Шушу. Если вашей команде не нужна картинка- предложите ее другой команде. Если в словах не встречаются эти звуки- оставьте картинку на разносе. Затем вы по очереди назовете предметы, выделяя голосом заданный звук.
Если команда справилась с заданием первой, то эти дети могут придумать свои слова с определенным для них звуком.
Дети работают в командах, а затем по очереди называют предметы, голосом выделяя звук Ш или Ж.
Воспитатель: Дети, вы правильно разместили все картинки, назвали много слов со звуками ж и ш. Я предлагаю этот плакат показать Жужу и Шушу. Они поймут, что звуки одинаково важны и перестанут ссориться.
6. Работа с чистоговорками. (2 мин) :
Воспитатель: предлагаю нашим гостям послушать чистоговорки. Начнем произносить чистоговорки медленно, но затем будем говорить быстрее.
1. Жа-жа-жа, жили -были два жука. (дети прозносят чистоговорку медленно)
2. Ша-ша-ша наша змейка - хороша- (дети прозносят чистоговорку быстрее)
3. Шу-шу-шу, осторожно – укушу! – (дети прозносят чистоговорку быстро).
Дети произносят чистоговорки хором и по одному, меняя темп речи.
7. Формирование представлений о словесном составе предложений. (3 мин) :
А сейчас я вам предлагаю составить со словами «змея» и «жук» предложения. Расскажите что-нибудь о них. Поиграем в игру «Живые слова». Согласны?
Игра может проходить примерно так.
Воспитатель вызывает двоих детей: «Один из вас будет словом «змея», другой – словом «шипит». Воспитатель предлагает детям «прочитать» предложение, спрашивает, что получилось («Змея шипит».) Просит ребенка, который был словом «шипит» сесть на место. Вызывает еще одного ребенка, который будет словом «ползет». Спрашивает, что получилось. ( Дети читают: «Змея ползет».) Подобным образом проводится игра со словами «жук» и «жужжит». Затем вызывает еще одного ребенка, который должен стать первым, перед другими детьми. Он будет словом «большой». И вновь предлагает детям прочитать предложение
(«Большой жук жужжит»).
Физкультминутка: (проводит физкультминутку заранее подготовленный ребенок) (2 мин) :
В группу к нам жук влетел (стоя, руки в стороны)
Зажужжал и запел «ж-ж-ж» (жужжат)
Вот направо полетел, (поворот туловища вправо, жужжат, свободно передвигаются по группе)
Вот налево полетел, (поворот туловища влево, жужжат, свободно передвигаются по группе)
Жук наш приземлился, (присели)
Зажужжал и закружился. (жужжат, кружатся).
8. Сочинение коротких тексов – повествований (6 мин)
Воспитатель: а сейчас предлагаю вам сочинить истории про змею и жука. Придумайте:
- как и где встретились жук и змея?
- Что они говорили друг другу?
- Что предложила змея жуку?
- Что ответил жук?
- Чем закончилась история?
Дети работают в парах. Затем представляют свои истории сверстникам.
воспитатель осуществляет индивидуальную работу, подходит к детям и помогает им грамотно сформулировать мысль.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы придумали замечательные истории.
9. Рефлексия (2 мин).
Воспитатель: Посмотрите наши гости Жук Жужу и змейка Шушу помирились. Я думаю, что они никогда больше не будут спорить о том, какой звук главнее. Жужу и Шушу благодарят вас.
Воспитатель: А сейчас ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на нашем занятии? Как вы оцениваете свою работу на занятии (Ответы детей)
-Какое задание вам понравилось больше всего? (Ответы детей)
-Какое задание было для вас трудным? (Ответы детей)
Воспитатель: спасибо вам, ребята, за вашу работу, за ваши интересные истории.