Дания Жардымова
Сценарий занимательной деятельности с детьми в старшей группе от 5 до 6 лет на тему «Традиции народов Саратовской области»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическое мероприятие с детьми
по ознакомлению с окружающим миром
Воспитатель: Жардымова Дания Жаскайратовна
Возраст детей: от 5 до 6 лет
Тема НОД: «Традиции народов Саратовской области»
Образовательная область : Ознакомление с окружающим миром
Цель: Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам культуры, традициям и обычаям народов Саратовской области.
Задачи:
Темочки:
- Республика, область, край. Список городов
- Саратовская область, Саратов
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Развивающие: Развивать любознательность детей в процессе ознакомления со своей малой Родиной. Развивать зрительное и слуховое восприятие; развитие внимания, памяти, речи; расширять и активизировать словарный запас.
Обучающие: Закрепить и расширить знания детей о родном крае, закрепить умения детей различать символы разных народов, проживающих на территории Саратовской области.
Воспитывающие: Воспитывать любовь к своей малой Родине, уважение к народам, проживающим в Саратовской области.
Формы организации: Велась работа по формированию понятий большая и малая Родина. Проводились наблюдения, целевые прогулки, экскурсии по территории детского сада.
Знакомили детей с расположением России, Саратовской области, города
Саратова на карте, с растительным и животным миром, с достопримечательностями города и страны.
Подбор тематических стихов.
Оборудование: Карточки с цифрами, воздушный шарик, атрибуты разных народов, сундучок, яйца для раскрашивания.
Содержание (ход) ЗД:
Деятельность воспитателя Деятельность детей
1. Вводная часть (создание благоприятного климата, постановка проблемы)
- Здравствуйте, ребята!
Я хочу прочесть вам стихотворение:
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)
- Дети, о чем стихотворение?
- Правильно! О Родине!
- Ребята, в какой стране мы живём?
- Молодцы! Правильно! А как называется город, в котором мы живём?
- На берегу, какой реки стоит наш город?
- Правильно. Волга – это одна из самых больших рек в мире. На берегах Волги, в Поволжье живут разные народы. Какие?
- Живут в России разные народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один - черкеску носит, другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.
Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия у нас у всех – одна.
- Наша Саратовская область, многонациональная, в ней живут
люди разных национальностей, и чтобы не было между ними конфликтов, что надо для этого сделать? Ответ узнаете, если отгадаете, какое слово
зашифровано на карточках. На столе лежат карточки с цифрами, под ними буквы, надо разложить карточки по порядку и прочитать полученное слово.
- Прочитайте составленное из букв слово.
- Правильно, надо жить дружно, помогать друг другу.
- Здравствуйте!
- О Родине!
- Мы живём в России.
- Город, в котором мы живём, называется Саратов
- На Волге
- В Поволжье живут русские, мордва, татары, чуваши, марийцы,
удмурты.
Дидактическая игра
«Буквы заблудились»
- Дружба.
2. Основная часть
(Воспитатель обращает внимание детей на воздушный шарик, наполненный гелием, к нитке, которого привязан конверт. Рядом стоящий сундучок. Вскрывает конверт, читает письмо).
- Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Незнайка! Пишу вам с далекого космического путешествия!
Ребята, у нас очень большая страна, поэтому живут в ней разные народы. Все народы в нашей области живут одной большой и дружной семьёй, со своими традициями, обычаями и культурой, у каждого народа есть свои танцы, национальные блюда, устное народное творчество, национальные одежды, праздники. Все народы уважают друг друга.
- А как вы думаете, что такое традиции?
Ребята, чтобы побольше узнать о том, какие народы живут в нашей области, какие у них традиции, обычаи, вам поможет сундучок. Посмотрите, что же лежит в нашем сундучке?
Воспитатель- Дети, посмотрим, что же лежит в сундучке?
Дети, совместно с воспитателем достают предметы из сундучка (воспитатель читает сопроводительные карточки с описанием)
- Соломенная кукла является символом чувашского национального праздника «Саварни». Веселый праздник проводов зимы и встречи весны.
Во время Саварни, в деревнях молодежь устраивала катания на лошадях, обвешанных колокольчиками и бубенчиками, украшенных платками и полотенцами. Угощались на празднике блинами, колобками.
- Ребята скажите на какой русский народный праздник похож «Саварни»?
- Правильно! Молодцы!
Дети открывают сундучок и достают символ «Тюбетейка»
- Познакомлю с праздником татарского народа Сабантуй — ежегодный праздник окончания весенних полевых работ. На Сабантуе принято проводить различные состязания и игры для демонстрации силы, ловкости и просто для развлечения народа. Самая любимая забава всех джигитов - куреш, борьба на поясах. Самыми распространенными считаются различные состязания в беге : с яйцом в ложке; с полными ведрами воды на коромысле; прыжки в мешках; парные забеги, когда левая нога одного человека крепко связана с правой другого. Очень популярны следующие народные игры : бой мешками с травой или сеном, который проходит на скользком, неустойчивом бревне; с завязанными глазами при помощи палки необходимо разбить глиняные горшки, которые стоят на земле; командное или одиночное перетягивание каната, палки; лазанье за призом по высокому и гладкому столбу, длина которого может достигать 15 м.
Угощение праздника - чак-чак - традиционное сладкое блюдо, представляющее собой песочные печенья, залитые жидким медом
- Давайте посмотрим, в сундучок, есть ли там символы этого праздника?
- А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть и сыграть в татарскую народную игру «Тюбетейка»
- Молодцы! Поиграли, присаживайтесь на места.
-Давайте посмотрим, что же осталось в нашем сундучке?
Одним из самых важных и любимых праздников для русского народа является что?
- Скажите, а символ этого праздника?
- Правильно! Молодцы! Это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствуют друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучит «Воистину воскрес», трижды целуются, дарят друг другу крашеные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо - это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.
- Кто, вылупляется из яйца?
- На Пасху готовят специальную обрядовую еду. Как вы думаете, что это за еда?
(крашеные яйца, куличи, пасха из творога).
- А сейчас я вам предлагаю пройти за столы и расписать каждому свое пасхальное яйцо.
- Молодцы, красиво раскрасили.
Физминутка «Родной край»
Поезжай за моря-океаны, («едут»)
Надо всею землей пролети: («летят»)
Есть на свете различные страны, (разводят руки в стороны)
Но такой, как у нас, не найти (отрицательно качают
головой)
Глубоки наши светлые воды, (приседают)
Широка и привольна земля, (встают, руки в стороны)
И гремят, не смолкая, заводы, (стучат руками перед собой)
И шумят, расцветая поля. (плавные взмахи руками)
Традиция — это то, что передаётся от одного поколения другому.
- Да!
- Масленица
(Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребёнка. Музыка прекращается, на ком останется тюбетейка, тот выполняет задания)
(Дети открывают сундучок и достают пасхальное яйцо.)
- Пасха!
- Яйцо!
- Птенец!
- Ответы детей!
(Дети расписывают красками шаблоны яиц).
3. Заключительная часть (рефлексия)
- Ребята, вот и подошло к концу наше знакомство с традициями народов нашей области.
- Сегодня мы познакомились праздниками других национальностей. Скажите, о каких праздниках вы узнали? Что вам больше всего запомнилось? Что было интересным?
- Молодцы, ребята! Спасибо за внимание и активное участие!
Ответы детей