Елена Напылова
Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ на тему «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые педагоги. Сегодня я расскажу вам о своей теме самообразования «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Цель данного проекта: изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Нравственное воспитание пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак - нравственное воспитание.
Публикация «Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ на тему „Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Любовь Алексеевна Григорович определяет, что нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.
К сожалению, сейчас можно все чаще наблюдать детскую жестокость, агрессивность по отношению друг другу, к близким людям и по отношению к животным. Всё чаще дети остаются наедине с компьютером, телевизором под влиянием которых у детей искажены представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. Кроме этого, в семье всё реже берут в руки книгу, чтобы вовлечь ребёнка в волшебный мир сказки.
С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому я считаю, что уже с дошкольного возраста необходимо показать ребенку нравственную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как «добро» и «зло», «хорошо» или «плохо», «можно» или «нельзя» целесообразно формировать у детей своим собственным примером.
Так же, на мой взгляд, одним из средств создания положительных нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок - и положительные и отрицательные - прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга, следовательно, сказку возможно и необходимо использовать как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Примеры сказок, где воспитываются нравственные качества (2-3 примера)
А сейчас, предлагаю поиграть вам в небольшую игру, я называю сказку, а вы попробуете сказать, какие нравственные качества она воспитывает
Название сказки Нравственные качества
(4-5 лет)
Сказка «Репка» Общее дело, значимость даже малой помощи.
«Лисичка со скалочкой» Справедливость
«Теремок» Умение жить дружно
«Кот, петух и лиса» Дружба, взаимопомощь, отзывчивость
«Волк и семеро козлят» Послушание / обман. Как добрые и миролюбивые побеждают, заботятся друг о друге и помогают друг другу.
«Лиса и заяц» Добро/зло; мудрость/хитрость; гостеприимство/коварность; осмотрительность/неосторожность; беззащитность/непорядочность. Сочувствие, смелость, отзывчивость, справедливость
«Гуси – лебеди» Послушание/непослушание; любовь, отзывчивость.
«Зимовье зверей» Дружба, согласие
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Послушание/непослушание; осмотрительность/неосторожность; взаимная любовь, заботливость, терпение
«Маша и медведь» Уважение, послушание, уважительное отношение к родителям
«Петушок и бобовое зернышко» Взаимопомощь, трудолюбие
«Коза Дереза» Доверие, доброта, хитрость, обман
«Рукавичка» Отзывчивость, доброта
«У страха глаза велики» Смелость, трудолюбие
«Снегурушка и лиса» Послушание/непослушание; Взаимопомощь Добро; хитрость/доверие
«Привередница» Послушание/непослушание; любовь, отзывчивость.
«Жихарка» Послушание/непослушание. смекалка. Взаимовыручка. Дружба
Для более эффективной работы по использованию русских народных сказок в воспитании нравственных качеств у детей необходимо выполнение определенных условий. Во - первых нужно вызвать интерес у детей, во-вторых, подобрать специальные методы, приемы и формы работы.
Словесные методы: диалог, обсуждение содержания сказки, объяснение, беседы, проблемные ситуации, ситуации выбора, игровые упражнения, загадывание загадок по сказкам.
Наглядные методы: показ иллюстраций, фотографий, мультфильмов, показ театра, организация развивающей предметно-пространственной среды.
Практические приемы: творческие задания – нарисовать сказку, раскрасить картинку, игры - драматизации, этюды, дидактические игры.
Чтобы мораль сказки была понятна и доступна детям использовала приемы, основанные на методике Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой»
- Прием «Волшебная палочка». Детям он очень нравится. С помощью «волшебной палочки» можно спасти героя. Например: Снегурочку превратили в простую девочку, которая осталась такой же доброй и ласковой, но не растаяла, потому что не боится тепла. «Волшебная палочка» может превращать злого героя в доброго. В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» с помощью «волшебной палочки» мы изменили конец сказки: вместо наказания ведьмы, дети превратили ее в добрую старушку.
- Прием «Превращения». Дети любят «превращаться» в героев сказки, высказывать «свои» чувства, рассказывать «о себе». Этот метод позволяет ребенку говорить правду о своем герое, даже если он отрицательный. Дети думают, рассуждают, оценивают различные характеры, ситуации, учатся нравственным нормам жизни.
- Прием «Телеграмма». Вместе с детьми сочиняли телеграммы, где давали героям совет, предупреждали об опасности. Отправляли телеграмму Зайцу с предупреждением, что бы ни пускал коварную лису в избушку.
Данные формы работы со сказкой, позволяют развивать коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Дети принимают активное участие в играх, и одновременно ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение. Такие виды деятельности помогают детям выражать свои мысли, чувства, учат их думать, рассуждать, оценивать различные характеры, ситуации, учатся нравственным нормам жизни.
В ходе целенаправленного и системного использования русских народных сказок у детей заметно возросли положительные эмоции, желание быть в чем-то похожими на полюбившего героя, повысился интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного. Дети научились различать «что такое хорошо и что такое плохо» во взаимоотношениях и поступках людей. Все это является решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.
Сейчас хочу предложить вам попробовать два приема, о которых я говорила ранее, возможно, если вам понравится, вы тоже сможете их применять. Это прием «Превращение» и «Телеграмма», о которых я рассказывала ранее. Я подготовила для вас всем известные вами сказки.
Прием «Превращение»
Ваша задача «превратиться» в одного из героев сказки, высказывать «свои» чувства, рассказывать «о себе».
Прием «Телеграмма»
В этом приеме вам нужно написать небольшую телеграмму, и дать совет герою сказки.
Вы отлично справились с данными приемами
- Скажите, пожалуйста, а какой прием вам понравился больше всего?
-Какой прием вы бы с удовольствием использовали у себя на занятии?
- Почему именно он вам понравился?